Справка - Поиск - Участники - Войти - Регистрация
Полная версия: Зачем нам осваивать Космос?
Частный клуб Алекса Экслера > Наука и техника
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90
Хомса
20 ноября 2013, 05:05

sok69 написал:
Мы тут уже махались, лень шарить по страничкам. Некоторыми безответствеными товарищами утверждалось, что Орион для полета на МКС как поездка на Мерседесе, против поездки на классике. Под классикой подразумевался ес-но Союз. И все возражения, что гонять 25 тонн на орбиту отметались как несущественные. Так что пописываюсь под словами, про  "крайне неэффективное его использование" для данной задачи.
Опять же, дальние полеты без дополнительного модулей, пристыкуемых на орбите тоже достаточно проблематичны. Так что у меня возникает большой вопрос, по поводу эффективности системы и за пределами орбиты Земли.

Повторю слова представителей НАСА: MPCV изначально проектируется для работы за пределами околоземной орбиты и его использование для полетов к МКС исключительно неэффективно. Для полетов на МКС планируется использовать корабли, разработанные коммерческими корпорациями.

Отсюда вытекает достаточно очевидный ответ на твой вопрос о смысле двух программ (по крайней мере, на поверхности, уверен что есть и дополнительные резоны, связанные с экономическими, политическими, организационными и прочими соображениями)
MPCV и частники предназначены для разных задач, следовательно по текущим планам должны существовать, дополняя друг друга. Как, к примеру, существуют самолеты для полетов на ближние и трансатлантические дистанции.
sok69
20 ноября 2013, 05:20

Хомса написал:
Повторю слова представителей НАСА: MPCV изначально проектируется для работы за пределами околоземной орбиты и его использование для полетов к МКС исключительно неэффективно. Для полетов на МКС планируется использовать корабли, разработанные коммерческими корпорациями.

Да они и для полетов за орбиту Земли тоже не очень...
Хомса
20 ноября 2013, 07:52

sok69 написал:
Да они и для полетов за орбиту Земли тоже не очень...

Я надеюсь что помог тебе разобраться в назначении этих программ.
Хомса
20 ноября 2013, 09:53
Копал опять же сайты НАСА, нашел вот линк
http://www.nasa.gov/exploration/systems/mp...ml#.UoxODfkqh8G

ежемесячные отчеты про что делается с кораблем. Очень прикольно. Рекомендую, ага. Маркетинг конечно, но все равно интересно.
Solmir
20 ноября 2013, 14:04
Читаю я эту давно закольцевавшуюся дискуссию и думаю "Неужели некоторые не знают историю морского флота?" Удивительно, но человечество давно не плавает на триремах и даже галеасах. Хотя трирема дешевле современного лайнера. И еще зачем-то строят разные корабли, от ледоколов и танкеров до речных трамвайчиков. А ведь проектирование стоит денег. Как некоторые жаждут сэкономить деньги НАСА и американских налогоплательщиков! А может те сами решат, на что их тратить? Если ошибутся, то удовлетворятся стандартным "любой каприз за ваши деньги". Накапризничают неэффективно на крупную сумму — лишатся должностей. Совершат прорыв — молодцы.
sok69
20 ноября 2013, 17:07

Хомса написал: Копал опять же сайты НАСА, нашел вот линк
http://www.nasa.gov/exploration/systems/mp...ml#.UoxODfkqh8G

ежемесячные отчеты про что делается с кораблем. Очень прикольно. Рекомендую, ага. Маркетинг конечно, но все равно интересно.

За линк спасибо. Программу не похоронили. Это радует.
Solmir
20 ноября 2013, 17:35

sok69 написал:
За линк спасибо. Программу не похоронили. Это радует.

Практически похоронили программу exploration. В связи с этим сильно поменялись приоритеты и распределение финансирования у НАСА. Луна сильно задвинута, надобность в пилотируемых кораблях, летающих на окололунные орбиты, уменьшилась. А тут еще и экономический кризис.
sok69
20 ноября 2013, 19:56

Solmir написал:
Практически похоронили программу exploration. В связи с этим сильно поменялись приоритеты и распределение финансирования у НАСА. Луна сильно задвинута, надобность в пилотируемых кораблях, летающих на окололунные орбиты, уменьшилась. А тут еще и экономический кризис.

Скажу тебе по секрету - пока не будет принята программа освоения Луны надобности в полетах на околонунные орбиты нет совсем.
Solmir
20 ноября 2013, 20:16

sok69 написал:
Скажу тебе по секрету - пока не будет принята программа освоения Луны надобности в полетах на околонунные орбиты нет совсем.

Скажу тебе по секрету - она была принята при Буше, налажено международное сотрудничество и т.д., но потом ее свернули.
При этом как только число людей, постоянно находящихся на Луне достигало 6, государство передавало все (постепенно) в руки частников.
Kandaharian
20 ноября 2013, 20:29
Посмотрел запуск Минотавра. Интересно, но ожидал большего. Что я конкретно желал увидеть за 500 км я не знаю. Сегодня запускали суборбитально телескоп.

В разработке СЛС политики (причём местной) чуть больше чем 100%, её называют Сенат Лонч Систем. Вероятнее всего частники сделают её окончательную разработку ненужной к 2040м.
Хомса
20 ноября 2013, 21:41

Solmir написал:
Практически похоронили программу exploration.

Ты в этом уверен? Бюджетные документы НАСА показывают по крайней мере сохраняющееся финансирование exploration

http://www.nasa.gov/pdf/622654main_a%20FY1..._and_Tables.pdf
http://www.nasa.gov/pdf/740512main_FY2014%...or%20Online.pdf
Solmir
20 ноября 2013, 22:01

Хомса написал:
Ты в этом уверен? Бюджетные документы НАСА показывают по крайней мере сохраняющееся финансирование exploration

http://www.nasa.gov/pdf/622654main_a%20FY1..._and_Tables.pdf
http://www.nasa.gov/pdf/740512main_FY2014%...or%20Online.pdf

Поэтому и "практически". Финансирование не прикрыли совсем, просто очень сильно уменьшили. И немного переориентировали, чтобы деньгами exploration можно было оплачивать и другое.
Видишь ли, была четкая дорожная карта по годам. Она давно не выполняется. Известно кто и когда все переиграл.
И было много вспомогательных работ: запуск спутников для отладки новых типов двигателей, проверки необычных траекторий доставки грузов на Луну, усовершенствования лунных роверов, работа с реголитом и т.д.
Например мелочь: лунная пыль хороший проводник и не проводит радиосигналы. Она очень скользкая. И еще лезет во все щели. Что делать?
Хомса
21 ноября 2013, 08:06

Solmir написал:
Например мелочь: лунная пыль хороший проводник

Понимаю что к обсуждаемой теме это не относится, но все же спрошу — это правда так? Я где-то читал что она как раз довольно плохой проводник, но очень неплохо электризуется.
Solmir
21 ноября 2013, 12:45

Хомса написал:
Понимаю что к обсуждаемой теме это не относится, но все же спрошу — это правда так? Я где-то читал что она как раз довольно плохой проводник, но очень неплохо электризуется.

Побывавшие на Луне и ученые, работавшие с грунтом, утверждают иначе. В отчетах НАСА все есть, но ссылку искать не буду.
sok69
21 ноября 2013, 14:24

Solmir написал:
Скажу тебе по секрету - она была принята при Буше, налажено международное сотрудничество и т.д., но потом ее свернули.
При этом как только число людей, постоянно находящихся на Луне достигало 6, государство передавало все (постепенно) в руки частников.

Ну учитывая, как со скрипом шло строительство МКС (кстати, у нее сегодня юбилей - 15 лет!) данная программа проходила по жанру фентези.
Хомса
21 ноября 2013, 21:51

Solmir написал:
Побывавшие на Луне и ученые, работавшие с грунтом, утверждают иначе. В отчетах НАСА все есть, но ссылку искать не буду.

http://www.nasa.gov/centers/johnson/pdf/48...ration.4075.pdf

The low electrical conductivity of the regolith allows individual dust grains to retain electrostatic charge.

Низкая проводимость реголита позволяет отдельным частичкам пыли сохранять электростатический заряд.

http://books.google.com/books?hl=en&lr=&id...rcebook&f=false

This fine material [dust] has very low electrical conductivity and dielectric losses...

Эта пыль имеет низкую проводимость и диэлектрические потери...
Solmir
21 ноября 2013, 23:40

Хомса написал:
http://www.nasa.gov/centers/johnson/pdf/48...ration.4075.pdf

The low electrical conductivity of the regolith allows individual dust grains to retain electrostatic charge.

Низкая проводимость реголита позволяет отдельным частичкам пыли сохранять электростатический заряд.

http://books.google.com/books?hl=en&lr=&id...rcebook&f=false

This fine material [dust] has very low electrical conductivity and dielectric losses...

Эта пыль имеет низкую проводимость и диэлектрические потери...

Через пару дней попробую дать ссылку. Пока пару цитат из Вики.

The agglutinates form at the lunar surface by micrometeorite impacts that cause small-scale melting which fuses adjacent materials together with tiny specks of metallic iron (Fe0) embedded in each dust particle’s glassy shell.
Для реголита обоих типов характерно присутствие частиц металлического железа.

Вот в этих включениях железа и причина непрохождения электромагнитных волн. Это результат долгой метеоритной бомбардировки.
Это я пишу по памяти, могу ошибаться. Если не забуду, то спрошу ссылку у более знающих этот вопрос людей.
Хомса
21 ноября 2013, 23:53

Solmir написал:
Вот в этих включениях железа и причина непрохождения электромагнитных волн.

Понял. Но я в основном про проводимость спрашивал.
Solmir
22 ноября 2013, 01:18

Хомса написал:
Понял. Но я в основном про проводимость спрашивал.

Так железо с его высокой проводимостью и есть первопричина. Проводимость между железом не важна.
Радиосвязь на Луне требует или прямой видимости или ретрансляторов. За горизонт (а он близок) не передашь прямо.
Сама по себе проводимость грунта меня мало интересует. Только как помеха радиосвязи на сколь-либо существенном расстоянии.
Хомса
22 ноября 2013, 01:29

Solmir написал:
Так железо с его высокой проводимостью и есть первопричина. Проводимость между железом не важна.
Радиосвязь на Луне требует или прямой видимости или ретрансляторов. За горизонт (а он близок) не передашь прямо.
Сама по себе проводимость грунта меня мало интересует. Только как помеха радиосвязи на сколь-либо существенном расстоянии.

Опять понял. Но я просто удивился когда ты сказал что пыль - хороший проводник, потому что источники НАСА которые я читал говорят что пыль - плохой проводник.
Solmir
22 ноября 2013, 01:50

Хомса написал:
Опять понял. Но я просто удивился когда ты сказал что пыль - хороший проводник, потому что источники НАСА которые я читал говорят что пыль - плохой проводник.

Надо было написать, что пыль содержит хороший проводник.
Kandaharian
25 ноября 2013, 23:31
Вот статья - http://www.gazeta.ru/skolkovo/2013/10/28_a_5726937.shtml

По поводу которой у меня два вопроса. Какую практическую пользу несут кубсаты если они не могут сориентироваться в пространстве? И правда ли что в России достаточно местной материальной базы чтобы делать этот датчик?
Solmir
26 ноября 2013, 01:34

Kandaharian
По поводу которой у меня два вопроса. Какую практическую пользу несут кубсаты если они не могут сориентироваться в пространстве? И правда ли что в России достаточно местной материальной базы чтобы делать этот датчик?

Кубсаты ориентируются другими способами, без звездного датчика. Они дешевые и довольно эффективные. Ничего на российской элементной базе в космос не полетит. Точнее полететь может, но никто это покупать не будет, т.к. отставание на десятилетия, надежность ниже. Многое на уровне, но не микросхемы. Пусть для начала выпустят хоть одну микросхему класса space grade. Так и будут возить демонстрационный образец по выставкам, но заказы не брать.
РазведчикСандора
2 декабря 2013, 15:17
Ну вот - Китай запустил луноход (Лента):
user posted image
Kandaharian
2 декабря 2013, 18:26
Нефритовый Стержень Зайца однако.
Martin
3 декабря 2013, 12:19
Японская Shimizu, занимающаяся крупными и часто нестандартными строительными проектами, представила, по всей видимости, самый необычный концепт изо всех когда-либо созданных частной компанией: встречайте вселунную солнечную электростанцию, передающую энергию на Землю посредством микроволн и лазерного излучения!

   Спойлер!
Согласно проекту Luna Ring, вдоль всего лунного экватора, то есть на протяжении 11 000 км предлагается начиная с 2035 года создать цепь солнечных батарей, соединённых между собой экранированной «подлунной» ЛЭП, которая позволит перебрасывать энергию от дневной стороны Луны к ночной в любое время местных суток. Комплекс передающих антенн и лазерных установок следует расположить только на видимой стороне Селены — чтобы он всегда был обращён к Земле и мог круглосуточно снабжать её энергией. В общем, перед нами что-то вроде мини-сферы Дайсона, только не в космосе, а на безатмосферной и богатой стройматериалами Луне, причём в виде не сферы, а сравнительно узкого пояса.

user posted image

Мегатрудности передвижения по лунной поверхности для роботов-строителей планируется преодолеть, выстроив вдоль экватора бетонную дорогу, которая одновременно послужит фундаментом для солнечных батарей. Вот только кто её проложит, если роботы-первостроители будут передвигаться с превеликим трудом? (Здесь и ниже илл. Shimizu.)

После начала строительства, которое предполагается вести в основном силами роботизированного «персонала», цепь фотоэлементов вдоль экватора будет всего лишь в несколько километров шириной. Однако со временем Shimizu Corporation надеется увеличить её до 400 км. В этом случае общая площадь лунной гелиоЭС достигнет 4 400 000 км², что, по мнению авторов концепта, даст доступ «к практически неисчерпаемому чистому источнику солнечной энергии, несущему процветание природе и нашим жизням». Слишком выспренне? Ну а что вы хотите от людей, выросших на японской литературе?..

И вновь о деталях. Разработчики ссылаются на недавние исследования, дающие основания полагать, что цемент можно изготовить из лунного реголита, да и гравийный компонент бетона вполне доступен на земном спутнике, что позволит избежать его транспортировки (нереальной экономически) с Земли. Однако, скажете вы, а где же они собираются на лунном экваторе брать воду для превращения компонентов бетона в собственно строительный материал? Всё просто (ну или нашим японским друзьям так кажется): воду предлагается получать, «восстанавливая лунный грунт водородом, ввозимым с Земли». Идея вроде бы жизнеспособная — благо реголит содержит более 40% кислорода. Однако здравый смысл с некоторым напряжением относится к заброске на Луну больших масс чего бы то ни было, но об этом ниже...

В то же время солнечные батареи (состав не уточняется, но, вероятно, кремниевые) будут производиться на месте из местных же материалов и с помощью энергии растущего Luna Ring. Передача на планету будет осуществляться микроволнами — в те земные регионы, где поблизости есть море (приёмники-ректенны видятся разработчикам плавучими, дабы избежать перегрева как их самих, так и их окрестностей). Альтернативный вариант — использование лазерного излучения с длиной волны около 1 мкм; тут сухая атмосфера пропускает 98% всей энергии излучения, то есть речь идёт о пустынных регионах или локациях, где огромные ректенны нет смысла строить по экономическим причинам, — к примеру, на изолированных островах.

Масштаб электростанции поражает. По сути, постоянный выход до 0,6 трлн киловатт-часов! Занятая площадь, в отличие от Земли, будет использоваться максимально полно, благо на бетонную ленту вдоль экватора панели можно устанавливать горизонтально, что исключает затенение их друг другом.

Другой вопрос — что на нынешнем этапе своего развития человечество будет с этой прорвой энергии делать. Даже с неизбежными потерями на передачу в атмосфере земляне получат... Впрочем, вы и сами можете проделать все расчёты. С учётом текущего потребления электричества на уровне 21 трлн кВт•ч в год, да ещё и при живых крупных ГЭС и прочих нетепловых источниках энергии всё это как-то слишком. Поэтому избыток предлагается пустить на гидролиз морской воды и запасание энергии в виде водорода, на котором будет передвигаться транспорт. Но не только: земляне одного полушария будут получать «солнечную энергию с Луны» лишь половину суток. Остальное будет «добираться» от водорода, что, впрочем, всё равно чище, чем от угля и метана:



Оценка подобного проекта — дело всегда слишком трудное для идеального исполнения. Подумайте сами: у него есть множество бросающихся в глаза недостатков — и в то же время уйма менее заметных на первый взгляд достоинств. Начнём с последних. Во-первых, это не «бред сумасшедшего»; более того, эта концепция здоровее двух крупных проектов планетарного масштаба, что уже сейчас пытается осуществить целый ряд развитых стран.

В частности, Luna Ring намного дешевле плана по построению группы солнечных электростанций на земной геостационарной орбите, который недавно выдвинуло Японское агентство аэрокосмических исследований. Дело в том, что поднять фотоэлементные спутники из земного гравитационного колодца будет много дороже, чем поставлять куда меньшее количество роботов и людей на Луну. Да, агентство собирается делать первое с помощью полностью многоразового космического корабля, который резко удешевит такие полёты. Однако с такими кораблями упадёт и стоимость посылки грузов на Луну. А несравнимое количество грузов в лунном варианте всё равно оставляет его финансово намного более привлекательным, нежели геостационарный.

И, конечно, Luna Ring выглядит сравнительно разумным по отношению к земной солнечной энергетике. Мы не раз писали, что развитые страны находятся в основном в умеренном климате, где гелиоэнергетика всегда не слишком работоспособна зимой. А значит, её использование там будет покрывать все потребности только при строительстве огромных избыточных мощностей, простаивающих летом. Создание систем хранения энергии в течение полугода тоже выглядит затруднительным. Добыча же энергии в околоземном космосе и на Луне лишена этого принципиального недостатка. Ну а хранить энергию по 12 часов принципиально легче, чем по нескольку тысяч часов, и потребует куда меньшей земной инфраструктуры. В случае же собственно Японии проблема наземного хранения энергии и её переброски из региона в регион здорово осложнена специфическими культурными традициями тамошних граждан.

Резюме: и Германия, и Япония собираются перейти в основном на солнечную энергию уже в обозримом будущем, а потому уже сейчас заняты парой проектов, которые, по сути, вряд ли реалистичнее (в своём нынешнем виде) Luna Ring.

Но есть и недоумённые вопросы. Зачем нам всё-таки электростанция площадью в 4 400 000 км² с мощностью примерно 0,6 трлн кВт? Днём всё это ещё можно потребить, но вот ночью... Даже если мы будем производить водород («А воду на луц переделали, родной!»), то куда его потом девать? И не придётся ли строить вторую, резервную энергетику, на сей раз водородную?

Во-вторых, транспортировка водорода с Земли выглядит не лучшим решением. Сегодня доподлинно известно: вода на Луне есть, и её там много. На полюсах по меньшей мере сотни миллионов тонн чистого водного льда, который можно употребить на бетонные платформы, тем самым на порядок снизив объём грузов, которые потребуется забросить с Земли. Транспортировать их на экватор — за тысячи километров — конечно, не вариант.

И здесь встаёт другой вопрос: зачем строить электростанции на экваторе? Наклон оси вращения у Луны невелик, и вертикально расположенные солнечные батареи в районе полюсов или просто на очень высоких широтах тоже будут получать энергию круглый год, вот только их не придётся вытягивать кольцом в 11 тыс. км длиной, а, напротив, можно расположить одним–двумя компактными полюсными пятнами. Это резко уменьшит транспортные издержки при строительстве и не потребует сооружения мегаЛЭП трансполушарных масштабов; да и потери на транспортировку энергии по самой Луне уменьшатся.

И третий, наиболее сомнительный в практическом отношении момент — дистанционно управляемые с Земли роботы-луноходы, которым японцы собираются отдать почётную миссию первостроителей. Да, мы с глубоким уважением относимся к г-ну Гречко, но заметим, что его слова о тупиковости пилотируемой космонавтики получили неоправданно широкую трактовку, благо относились к конкретному и узкому вопросу. На деле человек несравнимо производительнее космических роботов, и часто вообще это единственный быстро работающий и универсальный «механизм» в космосе.

Напомним факты: лучшие земные планетоходы, даже не имея строительных задач, прошли жалкие десятки километров до потери функциональности из-за аварий. Рекордсменом до сих пор является древний «Луноход-2», одолевший 42 км за четыре месяца с пиковой скоростью не более 2 км/ч. С такими темпами не то что строить «лунное кольцо», а просто проехать вдоль лунного экватора он смог бы за столетие. Другие планетоходы, называя вещи своими именами, были совсем уж тихоходными и ломались куда быстрее. Сооружать конструкции в миллионы квадратных километров телеуправляемыми роботами? Это получится, если только за каждым поставить органического техника-ремонтника.

Мощность лунной гелиоЭС столь эпична из-за прицела Shimizu на будущий рост энергопотребностей человечества. Однако не вполне ясно, насколько именно к тому же 2035 году они будут удовлетворяться за счёт наземной солнечной, ветровой и гидрогенерации...

Человек же как инструмент перемещения по Луне в непредставимое количество раз эффективнее. Управляемые людьми лунные автомобили Boeing разгонялись до 18 км/ч (средняя скорость — 9 км/ч), и это несмотря на жалкую моторную мощность всего в 1 л. с. и полезную нагрузку в полтонны. В сотни раз быстрее автоматов — и, заметьте, никаких аварий: ведь управлял водитель, а не оператор с Земли, в принципе неспособный эффективно реагировать на проблемы лунного бездорожья. Очевидно, бетонные работы на Луне с её запылённостью намного сложнее простого перемещения с черепашьей скоростью. Следовательно, преимущества людей перед телеуправляемыми роботами в такой ситуации только вырастут, хотя пока и трудно сказать — насколько.

В общем, мы предельно скептически настроены к строительству на Луне чего бы то ни было обычными автоматами без поддержки людей. Застрявшие в реголите аппараты рано или поздно «замусорят» и сами окрестности Luna Ring, помешав движению и препятствуя наращиванию ширины фотоэлементного кольца. И в любом случае потребуют доставки туда людей.

А вот обеспечить космонавтов ресурсами на той же Луне в случае реализации проекта, подобного Luna Ring, не так сложно. Налаживание крупномасштабного производства бетона обеспечит их местом проживания, массовая добыча воды и её гидролиз — кислородом и жидкостью, а выдыхаемый углекислый газ поможет наработке биомассы растений в «парничках» типа того, что американский Moon Express собирается в 2015 году высадить на Луне. Обратная доставка лунных энергостроителей на Землю также может быть значительно упрощена заправкой водородом и кислородом местного происхождения, на порядки снижающей требования к транспортируемой с планеты массе космических кораблей.

Увы, хотя сценарий строительства с участием людей более реален, та же Япония — страна, долгие годы последовательно отказывающаяся от крупных проектов в области пилотируемой космонавтики, — на него, вероятно, не отважится. Между тем создание даже скромной лунной базы потребует разработки крупных многоразовых пилотируемых кораблей, что вряд ли привлечёт внимание местных политиков, как огня боящихся роста бюджетных расходов без крайней нужды.

Скорее всего, вплоть до возникновения капитальных сложностей с полным переходом на фотоэлементную энергетику усилия японцев сосредоточатся на наземной геолиогенерации и экспериментах, касающихся её геостационарной разновидности. А вот затем даже такие утопические, казалось бы, концепты, как глобальная гелиоэлектростанция на Луне, вполне могут побороться за место под Солнцем.

user posted image

Подготовлено по материалам Shimizu Corporation.
Kandaharian
3 декабря 2013, 18:18
Беза наноботов не потянут.
Solmir
3 декабря 2013, 20:55

Kandaharian написал: Беза наноботов не потянут.

Не в этом дело. Пусть на Луне все волшебным образом построится и заработает само. Как энергию на Землю передавать будем?
whizzy
3 декабря 2013, 21:05

Solmir написал:
Не в этом дело. Пусть на Луне все волшебным образом построится и заработает само. Как энергию на Землю передавать будем?

Через озоновую дыру. smile.gif
Kandaharian
3 декабря 2013, 21:56

Solmir написал:
Не в этом дело. Пусть на Луне все волшебным образом построится и заработает само. Как энергию на Землю передавать будем?

Вопрос немного связанный. Как сегодня обстоит дело с возможностью создания орбитального лифта? Есть ли материалы и теоретическое понимание как это можно сделать?

Poodle
4 декабря 2013, 08:52
А тем временем хищные щупальца SpaceX до геостационарной дотянулись...
РазведчикСандора
4 декабря 2013, 12:07

Poodle написал: А тем временем ...

Первый коммерческий пуск... Первый, за многие годы/десятилетия, пуск коммерческой нагрузки с территории США.
РазведчикСандора
4 декабря 2013, 12:11

Kandaharian написал:
... Есть ли материалы и теоретическое понимание как это можно сделать?

Материалов нет, но "работы ведутся", в надежде на прогресс в нанотрубках, графене или еще где smile.gif . НАСА да-же любительские конкурсы устраивает по разработке лифта.
Kandaharian
4 декабря 2013, 20:22

РазведчикСандора написал:
Первый коммерческий пуск... Первый, за многие годы/десятилетия, пуск коммерческой нагрузки с территории США.

Я не сильно удивлюсь если это вобще первый. Так как ЮЛА ложила с присвистом на всех кроме государственных покупателей, а у НАСА своих проектов завались. Не говоря о том, что не-коммерческих запусков раз в 5-7 больше по миру. Интересно чо именно будет сосать ИЛС если Спэйсэкс и Орибтал не дай бог начнут делать 10-20 запусков в год.

Про десятилетия ты загнул, и моё не удивление мимо кассы, последние коммерческие запуски ЮЛОй были в 2009ом. Но их было очень мало всех вместе.
Martin
4 декабря 2013, 20:51

Solmir написал:
Разве не ясно, что пока это только глупость?

Вроде вот это уже не глупость: SUNJAMMER: самый большой в мире солнечный парус.

В США успешно испытаны части конструкции нового космического аппарата, который в январе 2015 года отправится собирать информацию о нашем светиле. НАСА, корпорация L'Garde и компания Space Services провели наземные испытания части Sunjammer — солнечного паруса, задача которого — демонстрация возможности эффективного перемещения в космическом пространстве исключительно за счёт ускорения, получаемого от солнца.

До сих пор удалось успешно развернуть только два солнечных паруса. Первое раскрытие случилось 24 февраля 1993 года на российском корабле «Прогресс М-15»; название проекта — «Знамя-2». Во второй раз отличились японцы: в 2010 году они вывели в космос аппарат IKAROS, движимый 200 квадратными метрами полиамидной плёнки толщиной в 7,5 мкм.

Sunjammer обещает стать самым крупным солнечным парусом, когда-либо созданным человеком. Общая площадь его поверхности равна 1 200 м², что вшестеро больше, чем у IKAROS. В сложенном виде полотно помещается в корпус, сравнимый по размерам с посудомоечной машиной. Весит изделие всего 32 кг, что стало возможным благодаря применению каптона — тончайшей полиамидной плёнки, разработанной компанией DuPont.

В ходе наземных испытаний Sunjammer на объекте «Ла-Гард» в Калифорнии (США) была успешно развёрнута одна четвёртая часть солнечного паруса. Учитывая, что испытания проходили в условиях земной гравитации и сопротивления воздуха, разработчики полагают, что в космосе при невесомости и отсутствии атмосферы проблем с раскрытием быть не должно.

Запуск Sunjammer намечен на январь 2015 года. Ускорение, которое парус получит от Солнца, очень мало. Но даже один миллиметр в секунду через пару недель превратится в более чем 1 км/с, а через полгода станет достаточным, чтобы вывести аппарат за пределы Солнечной системы. Для управления положением паруса послужат специальные «подруливающие лопатки» треугольной формы.

Ожидается, что парус Sunjammer будет выведен на позицию в районе первой точки Лагранжа (L1) в системе Солнце — Земля, которая обеспечит оптимальное положение для наблюдения за светилом. Помимо научной миссии, аппарат выполнит ещё одно задание: он возьмёт на борт «космический архив» — подборку различных записей, аудиофайлов и видеоматериалов.



Каа
4 декабря 2013, 21:10

Poodle написал: хищные щупальца SpaceX

А вот интересно, можно-ли развить проект Гиперлуп, того-же Маска, до электромагнитной катапульты, способной выводить грузы на орбиту?
Poodle
4 декабря 2013, 21:34

Каа написал:
А вот интересно, можно-ли развить проект Гиперлуп, того-же Маска, до электромагнитной катапульты, способной выводить грузы на орбиту?

Да кто ж его знает, чего от этого Маска ждать можно. "Поручик был такой затейник..."
wink.gif
Solmir
4 декабря 2013, 21:52

Martin написал:
Вроде вот это уже не глупость: SUNJAMMER: самый большой в мире солнечный парус.

При чем тут передача энергии?
Лукерья
4 декабря 2013, 23:35

Solmir написал:
При чем тут передача энергии?

Грузить на парус мегаваттами в бочках, и кряхтя волочить на Землю. Если солнечный ветер попутный.
sok69
5 декабря 2013, 20:25

Каа написал:
А вот интересно, можно-ли развить проект Гиперлуп, того-же Маска, до электромагнитной катапульты, способной выводить грузы на орбиту?

На Луне - да. На Земле - не дай бог.
Kandaharian
5 декабря 2013, 23:48

sok69 написал:
На Луне - да. На Земле - не дай бог.

ВМФ утверждает, что без пяти минут имеет готовый к поставке на вооружение рэйлган. А дальше это вопрос размаха и финансирования. ВВС тут же захочет рэйлганить ядерные боеголовки вместо этого муторного ракетного запуска. А там уже и на орбиту не далеко.
Каа
6 декабря 2013, 19:12

sok69 написал: На Луне - да. На Земле - не дай бог.

А почему "не дай бог"?
Технически очень сложно, или даже невозможно - это было-бы понятно. Чрезвычайно дорого или экономически невыгодно - тоже. Но "не дай бог" обычно означает, что это чревато крупными неприятностями, что это опасно. И вот тут я совсем не вижу - чем электромагнитная катапульта опаснее того-же космического лифта, или даже существующих ракетных систем?
sok69
6 декабря 2013, 23:36

Каа написал:
А почему "не дай бог"?
Технически очень сложно, или даже невозможно - это было-бы понятно. Чрезвычайно дорого или экономически невыгодно - тоже. Но "не дай бог" обычно означает, что это чревато крупными неприятностями, что это опасно. И вот тут я совсем не вижу - чем электромагнитная катапульта опаснее того-же космического лифта, или даже существующих ракетных систем?

Ну представь груз со стартовой скоростью км 20 в сек. По сравнению с этим все детские шалости с запретом на преодоление звукового барьера над населеными пунктами..
whizzy
7 декабря 2013, 00:00

sok69 написал:
Ну представь груз со стартовой скоростью км 20 в сек. По сравнению с этим все детские шалости с запретом на преодоление звукового барьера над населеными пунктами..

Скажи, а давно запретили старты космических кораблей в связи "с запретом на преодоление звукового барьера"?
Poodle
7 декабря 2013, 02:28

whizzy написал:
Скажи, а давно запретили старты космических кораблей в связи "с запретом на преодоление звукового барьера"?

При традиционном старте преодоление происходит где-то там в вышине, а тут прямо на месте. Ну и ускорения такие, что на этом дивайсе кроме чугунных болванок мало что уцелеет...
sok69
7 декабря 2013, 13:34

Poodle написал:
При традиционном старте преодоление происходит где-то там в вышине, а тут прямо на месте. Ну и ускорения такие, что на этом дивайсе кроме чугунных болванок мало что уцелеет...

Ну почему же? Подозреваю мелкая кашица будет востребованна.

Мало того, что на месте, да еще при нормальном атмосферном давлении. Ну и аэродиномические потери, как известно растут не линейно. Ну а таких "мелочах" как нагрев мы и говорить не будем.
Zont
7 декабря 2013, 14:06

sok69 написал: Ну представь груз со стартовой скоростью км20 в сек

В атмосфере? А не сгорит?
whizzy
7 декабря 2013, 17:10

Poodle написал:
При традиционном старте преодоление происходит где-то там в вышине, а тут прямо на месте.

...в отдаленной местности.


Ну и ускорения такие, что на этом дивайсе кроме чугунных болванок мало что уцелеет...

А какие ускорения нужны будут?
sok69
7 декабря 2013, 21:19

Zont написал:
В атмосфере? А не сгорит?

А кого это из местных ораторов останавливает?
Дальше >>
Эта версия форума - с пониженной функциональностью. Для просмотра полной версии со всеми функциями, форматированием, картинками и т. п. нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2016 Invision Power Services, Inc.
модификация - Яро & Серёга
Хостинг от «Зенон»Сервера компании «ETegro»