Справка - Поиск - Участники - Войти - Регистрация
Полная версия: Новости исторической науки
Частный клуб Алекса Экслера > Историко-архивный
Страницы: 1, 2, 3, 4
Grelka
4 октября 2014, 10:43
Интернет

Рукопись Уильяма Блейка "Четыре Зоа" на сайте Британского архива.

Ссылка.
Grelka
4 октября 2014, 10:44
Археология

Институт археологии РАН:
" Ученые Института археологии РАН при раскопках в Георгиевском соборе Юрьева монастыря в Великом Новгороде обнаружили множество фрагментов фресок, относящихся к первой трети XII века, в числе которых были наиболее ценные для ученых – лики святых.

В. Седов: «Живопись очень «графичная», то есть там не так много цвета, а много контура. Это необычная черта. Это находит параллели в некоторых византийских памятниках конца XI века. Но мы не можем с уверенностью сказать, были ли это византийцы или русские художники. Надписи на фресках сделаны по-русски. Для некоторых этого достаточно, чтобы сделать вывод, что художники тоже были русские».

Общее число найденных фрагментов фресок составляет сотни тысяч, хотя в процентах от предполагающейся площади живописи древнего собора он составляет всего 7-10%.

Все найденные фрагменты будут исследованы, и есть шанс, что из них удастся собрать одну или несколько целостных композиций. "

Ссылка.
Grelka
4 октября 2014, 10:47
Книги

Вышел сборник архивных документов отражающий отношения между Югославией и СССР ( 1946-1964 гг.) : "Jугославиjа — СССР: Сусрети и разговори на наjвишем нивоу руководилаца Jугославиjе и СССР: 1946–1964". Том 1. Београд: Архив Jугославиjе, 2014. 780 с.

Ответственный редактор: Љ. Димић

Редакторы: Л. А. Величанскаjа, Т. А. Џалилов, М. Ф. Кишкина-Ивањенко, М. Милошевић, Н. Пантелић, А. С. Стикалин

Подробнее.
YuryS
9 октября 2014, 17:09
Археология. Палеолит:

Древнейший наскальный рисунок
anonym
10 октября 2014, 18:41

YuryS написал: Археология. Палеолит:

Древнейший наскальный рисунок

12 раз обвести руку и заработать (хоть и посмертно) всемирный триумф? Выходит, что поп-арт появился раньше реализма? facepalm.gif
Grelka
31 октября 2014, 10:11
Книги

Новая книга "The History Manifesto" профессора, декана исторического факультета Гарвардского университета Д.Армитиджа и доцента университета Брауна Д.Гоулди.

Вопросы, которые поднимают авторы, действительно крайне актуальны:
- как историкам говорить правду представителям власти?
- как видеть исторический процесс в его длительной перспективе ("longue durée")?
- каковы перспективы использования больших данных ("big data") в исторических исследованиях?

Интересно, что данная книга является ещё и примером открытой онлайн-публикации от всемирно известного издательства Cambridge University Press. На примере "The History Manifesto" издатели решили обсудить перспективы свободного распространения научных знаний в интернете.

Книга и её обсуждение доступны здесь.
Grelka
31 октября 2014, 10:14
Книги

Словарь основных исторических понятий: Избранные статьи в 2-х т. / Пер. с немецкого К. Левинсон; сост. Ю. Зарецкий, К. Левинсон, И. Ширле; научн. ред. перевода Ю. Арнаутова. — М.: Новое литературное обозрение, 2014.

Издательство «Новое литературное обозрение» выпустило двухтомный сокращенный перевод одной из важнейших работ по истории, политологии, социологии - восьмитомного «Словаря исторических понятий», который выходил в 1972—1997 годах в Германии (под полным названием «Основные исторические понятия. Исторический словарь общественно-политического языка»). Эту книгу считают основополагающим трудом в относительно новой области гуманитарного знания – «истории понятий». Здесь – на пересечении «истории идей» (или даже «интеллектуальной истории»), истории культуры, историографии, филологии (этимологии) и дисциплин социального и политического цикла – рассматривается происхождение и развитие ключевых понятий универсального языка (пока, преимущественно, западного, европейского и североамериканского), контекст их возникновения и изменения, и так далее. Наиболее интересными – и актуальными – для тех, кто не является специалистом в этой области, оказываются понятия, существующие до сего дня, особенно те из них, которые можно назвать ключевыми в языке современной общественной дискуссии.

Русская версия (составители Юрий Зарецкий, Кирилл Левинсон и Ингрид Ширле, перевод Кирилла Левинсона под научной редакцией Юлии Арнаутовой) содержит «Введение» и избранные статьи («бюргер, гражданин, бюргерство / буржуазия», «история», «общество, гражданское», «общество, общность», «публичность / гласность / публичная сфера / общественность», «современный, современность», «политика», «революция», «народ, нация, национализм, масса»). Издание подготовлено в рамках совместного проекта «Нового литературного обозрения» с Германским историческим институтом в Москве. Даже в сокращенном виде эта коллективная работа послевоенных немецких гуманитариев очень важна для российского гуманитарного знания; содержащиеся в двухтомнике статьи дают прочную основу как для уже ставших привычными направлений историографии, так и для становления собственной «истории понятий».

Узнать больше.
Grelka
31 октября 2014, 10:17
Книги

Дажина В.Д. «Великая война» (1914-1918) и судьбы европейского искусства». М.:БуксМАрт, 2014. ISBN: 978-5-906190-21-5.

В книге впервые в отечественной историографии рассмотрено искусство эпохи Первой мировой войны в широком культурно-историческом контексте. Подробно проанализировав основные стили и направления в предвоенном искусстве, включающем эксперименты авангарда, прежде всего таких его практик, как фовизм, кубизм, футуризм и экспрессионизм, автор первый раз в столь полном объеме представляет историю европейского искусства военного времени. Здесь рассмотрено творчество художников-фронтовиков и официальных военных художников воюющих стран: Англии, Франции, Италии, Германии и Австрии – англичан К.Р. Невинсона, П.У. Льюиса, П. Нэша, С. Спенсера, французов Ф. Леже, П. Пикассо, М. Дени, Ф. Валлотона, А. Маре, немцев М. Бекмана, О. Дикса, Л. Кирхнера, австрийцев Э. Шиле и А. Эггер-Линца и многих других. В книгу включен большой материал по центрам интеллектуальной эмиграции в США и Швейцарии, в ней затронуты проблемы возникновения такого контркультурного движения, как дадаизм. В этом контексте рассмотрено творчество М. Дюшана, Ф. Пикабиа, Мэн Рея, Т. Тцара, М. Эрнста, Г. Арпа и др. Особое внимание уделено берлинской группе дадаистов. В заключение автор на основе анализа творчества ведущих мастеров дает характеристику стилей и направлений послевоенного искусства. Книга содержит большое количество иллюстраций и краткие биографии художников-участников войны.

Grelka
11 ноября 2014, 11:13
Интернет

На официальном сайте лектория МГИМО доступны лекции, посвященные событиям 1941–1945 годов.

В числе лекторов — д.ист.н., профессор Ю.Рубцов, д.ист.н., заведующий кафедрой отечественной истории и культурологии МГГУ им. М.А.Шолохова Ю.Никифоров, российский историк и политолог В.Симиндей, к.ист.н., доценты кафедры всемирной и отечественной истории Н.Копылов и Я.Вишняков, д.ист.н. А.Кошкин, д.ист.н., член Российской ассоциации историков Второй мировой войны Н.Петрова, к.ист.н. Д.Суржик, д.ист.н. Е.Сенявская, д.ист.н., руководитель Центра истории России, Украины и Белоруссии Института всеобщей истории РАН А.Шубин.

Ссылка на он-лайн лекторий МГИМО.
Thellonius
11 ноября 2014, 11:33

Grelka написала: На официальном сайте лектория МГИМО доступны лекции, посвященные событиям 1941–1945 годов.

Ни одной знакомой фамилии, даже удивительно.
Grelka
11 ноября 2014, 11:46

Thellonius написал: Ни одной знакомой фамилии, даже удивительно.

Ну я точно знаю Шубина, Сенявскую и Рубцова. Но я все-таки в этой каше, пусть это и не мой период. А широкой публике эти имена должны быть вполне неизвестными, да.
Thellonius
11 ноября 2014, 12:22

Grelka написала: А широкой публике эти имена должны быть вполне неизвестными, да.

Широкой (относительно широкой) публике известны совсем другие имена. В том, что касается истории ВМВ. По крайней мере том, что касается истории боевых действий.

Но тебе всё равно спасибо, надо же расширять кругозор.
Grelka
11 ноября 2014, 12:34

Thellonius написал: Широкой (относительно широкой) публике известны совсем другие имена. В том, что касается истории ВМВ. По крайней мере том, что касается истории боевых действий.

Да, это правда.

Thellonius написал: Но тебе всё равно спасибо, надо же расширять кругозор.

Не за что. smile.gif Что удается поймать, то и хорошо. smile.gif
Пауль
13 ноября 2014, 06:51

Grelka написала:
Ну я точно знаю Шубина, Сенявскую и Рубцова.

Помимо этих я ещё знаю (в плане чтения) Кошкина и Никифорова.
Grelka
28 ноября 2014, 18:43
Книги

В серии «Национальная история» издательства "Весь Мир" вышла долгожданная книга о Франции, написанная старейшиной современной французской историографии - Марком Ферро.

Ферро М. История Франции. М.: Издательство «Весь Мир», 2015. ISBN 978-5-7777-0552-5

Рассуждая об истории своей страны, М.Ферро приходит к выводу, что сегодня, когда идут процессы глобализации и строительства единой Европы, возникла необходимость по-новому взглянуть на историю Франции, чтобы лучше понять, как жили люди этой страны в разные эпохи, что побуждало различные социальные группы к тем или иным действиям, и какой история своей страны видится ее гражданам. Автор выявляет характерные черты французской истории и французского общества, сравнивая их с историей и обществом соседних государств. Работа состоит из двух частей. Первая построена по хронологическому принципу и повествует о ключевых моментах в истории Франции. Последовательно рассматриваются эпохи — господства Церкви, абсолютной монархии, революций и колониальной экспансии, кризисов и, наконец, изменения, которые произошли в современном обществе. Здесь же рассказано о подвигах, благодаря которым исторические события остались в народной памяти, и отмечается важность воздействия «легендарной истории» на общество. Во второй части книги рассмотрены формирование французской национальной идентичности и региональная специфика.

Особенность книги, особенно важная для российского читателя, в том, что М.Ферро — прекрасный знаток и нашей русской истории. Поэтому так интересны те параллели в истории наших стран, которые он отслеживает и анализирует.
Grelka
5 февраля 2015, 18:45
Интернет

Начал свою работу сайт «100 главных документов российской истории» портала История.РФ.

На сайте опубликованы цифровые копии архивных документов, представленные и в текстовом формате. Каждый из ста исторических источников сопровождается научно-популярной статьей, небольшим списком научной литературы и рядом вопросов, позволяющих лучше понять и усвоить содержание представленного источника.

Ссылка.
Grelka
6 февраля 2015, 15:58
Книги

Древняя Русь в средневековом мире. Энциклопедия. М.: Ладомир, 2015. ISBN 978-5-86218-514-0

Первое в международной практике междисциплинарное справочное издание освещает всю совокупность социально-политической, экономической, культурной и религиозной жизни Древнерусского государства от времени его зарождения (IX в.) вплоть до монгольского нашествия середины XIII в.

Около 3000 статей, написанных ведущими специалистами России, Украины и Беларуси, отражают современные знания и представления, сложившиеся на основе последних археологических, нумизматических, сфрагистических материалов, углубившейся интерпретации древнерусских письменных источников, новейших исследований и публикаций зарубежных источников по истории Восточной Европы. Впервые подробно освещаются внешнеполитические связи Руси со странами Европы и Азии, что позволяет представить Древнерусское государство в широком контексте средневекового мира. Дополнительные справочные материалы - обширный список литературы, списки древнерусских князей, митрополитов и епископов, городов (на начало XIII в.), датированных рукописей и др. - суммируют сведения статей.

Цена, правда, впечатляет. 3d.gif
Grelka
20 февраля 2015, 14:13
Книги

Император Александр I и Фредерик-Сезар Лагарп : Письма. Документы : в 3 т. Т.1. Автор(ы): сост., вступ. ст. и коммент. А.Ю.Андреева и Д.Тозато-Риго. Пер. с фр. В.А.Мильчиной. М: Издательство "РОССПЕН", 2014. 920 с. ISBN: 978-5-8243-1915-6

В этом издании впервые на русском языке полностью издается переписка российского императора Александра I и его швейцарского наставника Ф.-С. Лагарпа, который после окончания службы при дворе Екатерины II принял активное участие в политической жизни Швейцарии конца XVIII в. и в течение полутора лет возглавлял созданную здесь Гельветическую республику, а затем после воцарения своего ученика приехал в Петербург и в 1801–1802 гг. оказал существенное влияние на формирование концепции либеральных реформ в России. Первый том издания содержит свыше двухсот документов и охватывает период от начала воспитания будущего Александра I до второго отъезда Лагарпа из Петербурга в мае 1802 г. Среди переписки Лагарпа и Александра за эти годы выделяются несколько писем, которые имеют ключевое значение для понимания личности и мировоззрения молодого российского императора. Кроме этой взаимной корреспонденции, в издание включены и другие документы — письма, обзорные записки, проекты и т. д., которые являются важным источником для характеристики жизни российского двора конца XVIII в., а также процесса разработки реформ в начале XIX в.
Grelka
20 февраля 2015, 14:17
Интернет

К.и.н. А.В.Туторский (МГУ) принял участие в новом образовательном проекте "Arzamas" и рассказал почему у идеи о том, что в прошлом женщины были важнее мужчин, нет никаких научных оснований и что за ней стоит в действительности. Ссылка.

Материал является частью лекционного мини-курса д.и.н., заведующего Отделом Америки МАЭ РАН, профессора факультета антропологии ЕУСПб Ю.Е.Березкина "Мифы Южной Америки". Ссылка.
Grelka
20 февраля 2015, 16:14
Книги

Хлевнюк О.В. Сталин. Жизнь одного вождя. М., Corpus, 2015.

Споры о том, насколько велика единоличная роль Сталина в массовых репрессиях против собственного населения, развязанных в 30-е годы прошлого века и получивших название "Большой террор", не стихают уже многие десятилетия. Книга Олега Хлевнюка будет интересна тем, кто пытается найти ответ на этот и другие вопросы: был ли у страны, перепрыгнувшей от монархии к социализму, иной путь? Случайно ли абсолютная власть досталась одному человеку и можно ли было ее ограничить? Какова роль Сталина в поражениях и победах в Великой Отечественной войне? В отличие от авторов, которые пытаются обелить Сталина или ищут легкий путь к сердцу читателя, выбирая пикантные детали, Хлевнюк создает масштабный, подробный и достоверный портрет страны и ее лидера. Ученый с мировым именем, автор опирается только на проверенные источники и на деле доказывает, что факты увлекательнее и красноречивее любого вымысла.

Олег Хлевнюк — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", главный специалист Государственного архива Российской Федерации, профессор кафедры отечественной истории ХХ–ХХI вв. исторического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова.

В своем интервью автор так определ задачу работы: "Это - вся жизнь человека — от рождения и до смерти и даже немножко после смерти... Я пришел к этой биографии после того, как многие годы, несколько десятилетий, изучал структуры советского государства и сталинского периода особенно. То есть я пришел в этой биографии к определенному результату изучения эпохи. И в этом смысле у меня, конечно, есть отстраненный взгляд на все эти события. То есть я пытаюсь реконструировать, предположим, логику действий Сталина не с точки зрения сегодняшней нашей системы, а с точки зрения того, как это выглядело для него самого. Почему он это делал? Каковы были его расчеты?... «Был ли Сталин необходим?» Есть такой вопрос. И как раз одна из концепций моей книги заключается в том, что нет, не был. И я это доказываю на фактуре." Полное интервью.
Grelka
15 марта 2015, 13:27
Интернет

Институт славяноведения РАН сообщает - сплошная подшивка номеров журнала "Славяноведение" с 1965 по 2009 гг. доступна в Электронной библиотеке сайта Института.

1965-1992, 1992-2009.
Дн
20 апреля 2015, 17:52

Grelka написала:
Цена, правда, впечатляет. 3d.gif

Издание подготовлено при поддержке РГНФ в рамках целевой программы «1150-летие российской государственности» (грант № 12-01-08018а) и РФФИ (гранты № 98-06-80014-а и 01-06-87078-д) и осуществлено при поддержке ОАО «АК Транснефть». 

Энциклопедия «Древняя Русь в средневековом мире», без сомнения, станет настольным пособием не только у ученых, но и у студентов и школьников, преподавателей истории, а также любителей отечественного прошлого.

Из аннотации д.и.н., г.н.с. ИВИ РАН Елены Мельниковой.
Я бы сказал, что цена не впечатляет, а вызывает недоумение.
triaire
10 ноября 2015, 14:16
Толочко А. Очерки начальной руси. – К., СПб: Laurus, 2015

Я бы сказал, что Алексей Толочко попросту предлагает взгляд нормального историка, а не специалиста в некой специфической российской/советской/постсоветской гуманитарной дисциплине, которую можно назвать "нестороведением" или "ПВЛ-ведением".
Итак, автором ПВЛ является тот, кто в копирайте и указан (какая неожиданность! smile.gif ) - «Игумен Селивестр святого Михаила написал книги си летописец». Сильвестр не продолжал труд Нестора, как, почему-то, многие думают (Нестор, несомненно, был известным писателем, но никак не летописцем), и не опирался на некие более древние летописи - что автор, IMHO, вполне убедительно и остроумно доказывает. Т.о. ПВЛ достоверно описывает лишь события, случившиеся лет за 50 до момента своего написания в XII веке, при Владимире Всеволодовиче - Сильвестр интервьюировал старенького Яна Вышатича, сам чего-то знал и т.п. Более древние события реконструированы этим несомненно талантливым автором на основе некоторых византийских документов, современных реалий (например сохранившихся на территории Киева "могил") и семейных преданий Рюриковичей - и весь этот текст полноценным источником, собственно говоря, не является. Т.е., например, на хазар киевская русь не ходила, да и вообще с Хазарией никак не взаимодействовала и не пересекалась, что нам как раз известно из нормальных источников. Святослав не ходил на Хазарию еще и потому, что как раз в это время был в Болгарии.
Пару отрывков из самого начала:
   Спойлер!
Почти за столетие до летописи Сильвестра, в 1015 году, на другом кон-
це Европы был завершен исторический труд, рассказывавший ана-
логичную историю иного переселенческого народа из Скандинавии.
В хронике, озаглавленной De moribus et actis primorum Normanniae
ducum, Дудо Сен-Катенский отвечал, в сущности, на те же вопро-
сы, что и автор Повести временных лет: откуда пришел и как водво-
рился среди франков народ норманнов, кто были их первые вожди,
словом — откуда Норманнская земля стала есть. История Дудо дви-
жется в направлении, противоположном летописному: первоначаль-
но норманны были обитателями Северного Причерноморья дака-
ми и жили на границах с Аланией (сице бо ся звахутъ ти урмани даци).
Вследствие внутренних войн и несогласий часть из них под предводи-
тельством герцога Ролло погрузилась на шесть кораблей и в поисках
новой родины отплыла на север, на остров Сканию, оттуда — в Ан-
глию, затем — во Фризию. Всюду Ролло и его даки одерживали мно-
жество славных побед, пока наконец не достигли Франции, где наш-
ли обильную и плодородную землю, лежащую в небрежении (земля
велика и обилна, а наряда в ней нет), и частью силой, частью по дого-
воренности с «королем франков» водворились в ней навсегда. Ролло
разделил землю между предводителями своего народа и ceдe ту кня-
жа и раздая мужем своим волости.
Достоверного в рассказе Дудо примерно столько же, как и в рас-
сказе Сильвестра: они принадлежат к одному жанру и одному типу
исторического мышления. Разница — в историографических карье-
рах. Сегодня невозможно встретить историю Нормандии, основанную
на сюжете Дудо. Такой труд не вызвал бы ничего, кроме изумления.
Напротив, Повесть временных лет постоянно присутствует в рассуж-
дениях исследователей. Они обсуждают юридические детали «ряда»,
заключенного Рюриком с призвавшими варягов племенами, или исто-
рические обстоятельства похода Олега из Новгорода на Киев и объеди-
нение «южной» и «северной» Руси, или сообщения о многочисленных
победах этого князя над «окольными» славянскими племенами и даже
их даты, ищут «историческое зерно» в предании об уплате полянами
дани хазарам или об убийстве Аскольда и Дира. Постоянное обсужде-
ние этих и подобных сюжетов привело к тому, что в современных из-
ложениях ранней истории Киевского государства мы имеем дело, по
сути, с рассказанной «научным языком» летописной легендой.
Историческая реконструкция должна основываться на источниках
другого рода: современных событиям и не повествовательных. Тако-
вых, увы, не много в нашем распоряжении: три сохранившихся визан-
тийско-руских договора (911, 944 и 971 год) и два сочинения, припи-
сываемых Константину Багрянородному: «Об управлении империей»
и «О церемониях византийского двора». Это тексты либо актовые,
либо дескриптивные. Для исторического повествования они обладают
существенным недостатком: отсутствием сюжета, «движения» истории,
а также неизбежной фрагментарностью картины в противовес иллю-
зорной «полноте» истории в летописи. Эти изъяны вполне компенси-
руются большей достоверностью. В сущности, именно в этом — отказе
от опоры на нарративные источники при реконструкции прошлого —
и состояла методологическая революция, произведенная Леопольдом
фон Ранке в европейской историографии. Для дисциплины древнеру-
ской истории она прошла незаметно (2).
Красочная летописная повесть о странствиях народа русь и его
князей из Скандинавии в Киев должна быть сдана в архив, туда, где
уже больше двух столетий пылятся, вместе с рассказом Дудо Сен-
Катенского, «троянские» и «римские» предания о происхождении дру-
гих европейских народов.
Но, прежде чем распрощаться с летописным рассказом, нужно
знать, как «сделана» летопись. Три темы, развиваемые начальной ле-
тописью, будут занимать нас прежде всего. Это: 1) летописная «этно-
графия» Восточной Европы; 2) путь «из варяг в греки» и з) путь кня-
жеского рода и «обретение родины» русью.

(2) Ранке не произвел никакого впечатления на С. М. Соловьева, посещавшего его лекции в Берлине: «Слышал Ранке, коверкавшегося на кафедре, как пьяная обезьяна, и желавшего голосом и жестами выразить характер рассказываемого события» (см.: Соловьев С. М. Мои записки для детей моих, а если можно, и для других).


   Спойлер!
Какое-то время, действительно, счи-
талось, что произошел прорыв, и в распоряжении историков оказал-
ся целый ряд более древних, чем «поздняя» Повесть временных лет, а
следовательно, и более аутентичных источников, позволявших гораз-
до увереннее судить о событиях отдаленного прошлого. Впрочем, пер-
вая же попытка опереться на шахматовские реконструкции — напе-
чатанная в 1913-м книга М. Д. Приселкова — продемонстрировала их
сомнительную ценность для практического исследования. Даже сам
Шахматов, смущенный результатом, пожурил автора за то, что тот по-
ставил между собственным исследованием и источниками его, Шах-
матова, «научные фикции», те самые древнейшие своды, восстановле-
ние которых считал главным результатом собственного исследования.
Еще резче (и точнее) высказался В. 3. Завитневич, назвавший иссле-
дование, основанное на фикциях, образчиком «научного футуризма».
Оказалось, что никакого практического значения для историче-
ской реконструкции опубликованные Шахматовым тексты не имеют.
Даже наиболее пылкие сторонники шахматовских идей впоследствии
избегали напрямую пользоваться его «воссозданиями». Этот доволь-
но строгий суд парадоксальным образом не привел к переоценке ме-
тодологических принципов и исследовательского инструментария, на
основании которых был получен такой обескураживающий резуль-
тат. Прохладно встреченные крупнейшими авторитетами того време-
ни, уже через поколение идеи Шахматова стали безусловным credo
в исследовании древнейшего летописания. На то были свои причины,
среди которых не последней оказался общий упадок «исторического
ремесла» в советской науке. Ослепительный блеск шахматовского да-
рования и особенная манера изложения, строящегося как последова-
тельная череда трудных головоломок, всякий раз счастливо разгадыва-
емых на глазах у читателя, заворожили не одно поколение. Не всегда
понимая существо или качество текстологического аргумента Шахма-
това, исследователи спешили перелистать книгу в конец, к выводам,
стремясь запомнить общую схему и последовательность «древнейших
сводов». Преимущественно только этот пласт и оказался освоенным
историографией.
Между тем, поскольку практиковавшаяся Шахматовым текстоло-
гия была весьма «романтического» свойства, то и строгость критики
текста не принадлежала к ее определяющим качествам. Чаще всего
говорят о «ряде остроумных догадок», что, в зависимости от отноше-
ния, бывает то похвалой, то критикой. Для исследователей, воспитан-
ных в иной текстологической традиции, характерные черты шахматов-
ской манеры были очевидны сразу же и не свидетельствовали в пользу
достоверности полученных на их основании реконструкций.


Скачать распознанный pdf можно отсюда тыц (скачал для проверки) либо отсюда (не скачивал): ссылка

P.S.: Да, еще одно: мы не знаем этимологию слова "русь", и, скорее всего, никогда не узнаем. К счастью, это не имеет практически никакого значения - успокойтесь уже все! smile.gif
Grelka
10 ноября 2015, 16:41

triaire написал: мы не знаем этимологию слова "русь", и, скорее всего, никогда не узнаем. К счастью, это не имеет практически никакого значения - успокойтесь уже все!

biggrin.gif appl.gif biggrin.gif
triaire
10 ноября 2015, 17:23


Ну смешно же, в самом деле, какие из-за этого устраивались холивары smile.gif.

   Спойлер!
Если достоинства лингвистически наиболее удачной и, без сомне-
ния, наиболее успешной гипотезы происхождения названия русь на-
столько скромны, остальные можно оставить без внимания. Вероят-
но, ключ, о котором говорил Александр Брюкнер, безнадежно утерян.
Мы никогда не узнаем, какого происхождения было слово, давшее имя
руси, что — парадоксальным образом — только нормализирует его.
На Западе скандинавы появлялись под личиной викингов (vikingar),
в Византии — служили под именем варангов. Оба назва-
ния также не имеют убедительных этимологий, отчего эти сообщества
нисколько не теряют в своей исторической осязаемости. Не ясно, на-
сколько наше понимание деятельности викингов или варангов могло
бы измениться, узнай мы однажды то слово, из которого развились
их названия. Мы все равно утверждали бы, что викинги — это люди,
объединяющиеся в пиратские армии для грабежа и разбоя, а варан-
ги — отряд наемников на службе у византийского императора. Русью
называли людей, занятых в Восточной Европе дальней торговлей, и,
похоже, это все, что нам необходимо знать об их имени. Нет смысла,
по выражению Шлецера, творить из этимологий историю.
...
К сожалению, суждения о происхождении руси, их названия и ран-
ней истории были изначально выстроены вокруг так называемой
«норманнской проблемы» или «варяжского вопроса», векового спо-
ра об этнической природе — германской или славянской — Древне-
руского государства. Жестко заданные рамки полемики принуждали
всякого желавшего высказаться по этому вопросу принимать сторо-
ну в споре и выбирать между двумя возможностями: русы могли быть
либо скандинавами, либо славянами. Ответы более сложные, выхо-
дящие за рамки простой альтернативы, представлялись риторически
слабыми и демонстрировали уязвимую позицию. «Норманнская про-
блема», кроме того, была не просто одним из череды академических
споров. С ней всегда был связан также некий нравственный и граж-
данский выбор, по-разному решаемый в зависимости от эпохи. Если
«быть норманистом» в общественном мнении XIX века означало раз-
делять охранительные позиции, то в середине XX века официоз уга-
дывался в том, чтобы «быть антинорманистом». Либералы XIX века
обозначали свободомысленную, дистанцированную от правитель-
ства и патриотическую позу «антинорманизмом»; в XX веке близкие
к норманизму высказывания были проявлениями научной фронды
и даже мягкого оппонирования режиму. Идеологический компонент
дискуссии, разумеется, немало повлиял на качество ответов и реше-
ний, предлагаемых в исторической литературе, вынуждая исследова-
телей формулировать свои суждения подчас жестче и определеннее,
чем им бы того хотелось.
Помимо идеологии, на существо ответов об этнической природе
русов, несомненно, влияли и привычные в XIX и XX веках «ясные»
представления науки об этничности и национальности как постоян-
ной характеристике, даваемой от рождения и практически не под-
верженной изменениям. Альтернатива «скандинавы» или «славяне»
представлялась поэтому вполне естественной. Однако убежденность
в примордиальной природе этнических определений, естественная
еще в недавнем прошлом, все меньше удовлетворяет исследовате-
лей раннесредневековой этничности. Внимание исследователей пе-
реместилось с понятия этничности на более эластичное и социаль-
но обусловленное понятие идентичности. «Скандинавы» и «славяне»
суть идентичности, ретроспективно сконструированные исследова-
телями. Раннее средневековье, вероятно, не знало столь абстрактных
и столь жестко определяемых «больших» идентичностей. Исследо-
ватели «варварских» сообществ предпочитают иметь дело с группа-
ми «меньшего» масштаба, реально отразившимися в дошедших ис-
точниках. На размышления историков о природе таких сообществ
в последние десятилетия существенное влияние оказали подходы
антропологов к изучению социальных и культурных идентичностей
в современности. Исследователи все больше отходят от традицион-
ных представлений об унаследованной этничности и об этнических
сообществах варварской Европы как о постоянных, однородных
культурных и социальных группах, объединенных общностью проис-
хождения, языка, обычаев и верований. Предпочтение отдается по-
ниманию идентичностей как сконструированных феноменов, воз-
никающих ситуативно, либо как дискурсивных практик, либо даже
литературных конструктов средневековых авторов219. Идентичность
в значительной степени ситуативна: из многих ее составляющих эле-
ментов в тех или иных обстоятельствах определяющим может ока-
заться какой-то один, наиболее существенный именно в данных ус-
ловиях. Определяя себя для внешнего наблюдателя, члены одной
и той же группы могут предъявлять разные «верительные грамоты»:
в каких-то случаях главным будет общность происхождения, в дру-
гих — язык, или преимущественное занятие группы, или принад-
лежность к политическому образованию.
Таким образом, идентичность представляется не застывшей, раз
и навсегда установленной категорией, а в значительной степени из-
менчивой, подверженной постоянным пересмотрам и корректиров-
кам в зависимости от изменяющихся условий, часто даже результатом
негоциаций между индивидуумом и его коллективом, между группой
и ее окружением. Подобные воззрения оказались особенно продук-
тивны для изучения трансформаций периода миграций на грани Ан-
тичности и Средневековья. Эти же идеи несомненно применимы и к
этничности Восточной Европы, и в особенности к нашему случаю
возникающей идентичности сообщества русов.

((с) Алексей Толочко)
Grelka
5 декабря 2015, 14:38

triaire написал: Ну смешно же, в самом деле, какие из-за этого устраивались холивары  .

Это правда. smile.gif

Интернет

На сайте Российской национальной библиотеки размещен огромный архив российских газет XVIII-XXI вв. Архив включает в себя газеты на русском, украинском, белорусском и других языках, использующих кириллицу, и имеет алфавитный указатель с необходимыми ссылками для просмотра. Такое электронное собрание будет полезно историкам, литературоведам и всем исследователям русской культуры. Смотреть архив.
Grelka
5 декабря 2015, 14:44
Книги

В вологодском издательстве "Древности Севера" вышла книга чл.-корр. РАН, д.иск., заведующего Кафедрой истории отечественного искусства исторического факультета МГУ Вл.В.Седова "Церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде : архитектура боярского храма".

Книга посвящена архитектуре и архитектурной истории ключевого памятника Великого Новгорода второй половины XIV века – церкви Спаса-Преображения на Ильине улице. Подробно рассмотрены данные письменных источников, соображения исследовавших здание ученых, памятник поставлен в контекст истории Славенского конца Новгорода, где он был построен. Для понимания характера архитектуры выдающегося храма предпринято исследование боярского заказа в новгородском искусстве и прежде всего в новгородской архитектуре. Формы памятника сопоставлены с формами их более ранних церквей Новгорода, сделана попытка на основе одного храма понять сущность боярской архитектуры вечевой республики. Книга предназначена для искусствоведов, архитекторов, историков, реставраторов, а также для всех интересующихся древнерусским искусством.

Помимо текста, в книге воспроизведена 181 иллюстрация: это исторические и созданные автором чертёжи, фотографии, рисунки. Материалы для книги собраны автором в Великом Новгороде, Санкт-Петербурге и Москве, оригинал-макет выполнен в Вологде, а тираж отпечатан в Санкт-Петербурге. Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), в соответствии с требованиями которого, тираж книги будет разослан более чем в 200 адресов крупнейших библиотек России.

Выходные данные: Вл.В.Седов. Церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде : архитектура боярского храма / отв. ред. Н.А. Макаров. – Вологда : Древности Севера, 2015. – 208 с. : ил. ISBN 978-5-93061-096-3.
Дедалов сын.
9 декабря 2015, 13:21
Тысячелетняя история войн за пять минут.
Grelka
7 июня 2016, 10:31
Книги

Варьяш И.И. "Сарацины под властью арагонских королей. Исследование правового пространства XIV века" (СПб.: Евразия, 2016. - 390с. ISBN: 978-5-91852-159-5).

Монография посвящена истории мусульман и мусульманского права под властью арагонских королей в Средние века — эпоху, впервые задавшую человечеству эти задачи и обладающую историческим опытом их решения. В центре исследовательского внимания И.И.Варьяш находится мусульманское право, существовавшее в мусульманских общинах Арагонской Короны: его адаптация к новым политическим реалиям христианского королевства; практическое воплощение в судопроизводстве и правовом поведении мусульманских общин и частных лиц, как сарацин, так и сарацинок; особенности его трансформации при взаимодействии с правом христиан.

Эти сюжеты, до сих пор специально не освещавшиеся в научной литературе, имеют принципиальное значение для понимания особенностей исторического Ислама как социокультурного феномена и специфических черт развития средневековой Латинской цивилизации. Кроме того, изучение исламской традиции в рамках правового пространства христианского королевства дает возможность выйти на более широкую тему эволюции средневекового права.
Grelka
7 июня 2016, 10:35
Книги

Прусская Е.А. «Французская экспедиция в Египет 1798–1801 гг.: взаимное восприятие двух цивилизаций» (М.: Политическая энциклопедия, 2016).

Книга посвящена Египетскому походу и связанной с ним более широкой теме взаимного восприятия Запада и Востока в Новое время. Автор предпринимает попытку реконструировать представления французов и жителей Египта друг о друге, а также выявить факторы, влиявшие на их формирование. Исследование основано на широком круге источников: арабских хрониках, сочинениях путешественников, прессе, дневниках и письмах участников Египетского похода, как опубликованных, так и впервые вводимых в научный оборот. Для историков и широкого круга читателей.

Grelka
7 июня 2016, 10:37
Передачи

Гость программы "Россия, любовь моя!" — заведующий Кафедрой этнологии исторического факультета МГУ, профессор Д.А.Функ.

Д.А. Функ рассказал в этой передаче о телеутах - тюркском народе Южной Сибири. Его численность по переписи 2010 года составляла 2643 человека. Что представляли собой телеуты в момент встречи с русскими? Как складывались отношения этих двух народов? Существовал ли этноним "телеуты" уже тогда? Когда и на основе какого алфавита была создана письменность телеутского языка? Какими жанрами представлен телеутский фольклор? Кем и в какой обстановке рассказывались былины? Зачем шаману девять бубнов?

Ссылка.
Grelka
7 июня 2016, 10:41
Книги

"Вторая мировая война в истории человечества. 1939-1945 гг." (М., Издатель Степаненко, 2015. - 728 с. ISBN 978-5-901882-60-3)

Книга вышла по итогам одноименной международной конференции, состоявшейся на базе исторического факультета МГУ 15-17 сентября 2015 г. Отчет о работе конференции.
Grelka
7 июня 2016, 10:45
Книги

Матасова Т.А. "Софья Палеолог" (М.: Молодая гвардия, 2016. — 301 [3] с.: ил. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1591). ISBN: 978-5-235-03892-9)

Вторая жена великого князя Московского Ивана III Васильевича гречанка Софья Палеолог (ум. 1503) принадлежит к числу наиболее ярких женщин в истории средневековой Руси. Ее образ окутан легендами и домыслами. Чего только не приписывали ее влиянию при московском дворе. Это будто бы она заставила своего супруга покончить с унизительной зависимостью от Орды, ввести утонченные греческие и европейские обычаи, пригласить в Москву лучших европейских мастеров для перестройки Кремля. И это будто бы она отравила наследника престола — князя Ивана Молодого, сына Ивана III от первого брака. Но действительность, как это всегда бывает, сильно отличается от легенд. Скорее, следует обратить внимание на другое. Биография Софьи принадлежит истории сразу трех разных миров — русского, греческого и итальянского (ибо именно в Риме нашла прибежище семья морейского деспота Фомы Палеолога и именно в Риме родился проект брачного союза «деспины» с московским великим князем). И ее брак с Иваном III важен прежде всего тем, что он способствовал упрочению связей Русского государства с Европой.
О причудливых поворотах в биографии Софьи Палеолог, об окружении «деспины» и роли прибывших с ней греков в истории Московского государства второй половины XV века и рассказывается в этой книге. Автор опирается на широкий круг источников, в том числе ранее не известных.
Grelka
7 июня 2016, 10:49
Передачи

История России XIX века: отмена крепостного права.

Специалисты кафедры истории России XIX - начала XX века исторического факультета МГУ д.и.н., профессор, заведующий кафедрой С.В.Мироненко и к.и.н., доцент А.А.Левандовский - гости программы "Наблюдатель" на телеканале "Культура" (эфир 13 апреля 2016).

Очередной выпуск программы посвящен реформе 1861 года - отмене крепостного права - и тому, какие уроки можно извлечь из этой реформы сегодня.

Ссылка.
Grelka
15 июня 2016, 13:06
Книги

Фрис, Ян де. Революция трудолюбия: потребительское поведение и экономика домохозяйств с 1650 года до наших дней / Ян де Фрис; пер. с англ. А.М. Матвеенко; под науч. ред. А.Ю. Володина.— М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016.— 464 с.

В «долгом» XVIII веке, понимаемом как исторический, а не календарный период, сочетание новых потребительских ожиданий с новым уровнем трудолюбия привело к фундаментальному преобразованию материальных культур Северо-Западной Европы и Северной Америки. Эта «революция трудолюбия» создала те условия экономического ускорения, которые связывают с промышленной революцией. В настоящем издании вниманию читателя предлагается рациональное объяснение новой природы потребительских товаров и фактического потребительского поведения домохозяйств всех уровней финансового достатка. Автором рассматривается влияние зарождения и эволюции потребительского спроса на процесс экономического развития сквозь призму потребительского поведения, взятого в контексте экономики домохозяйств. Анализируются меняющиеся потребительские цели домохозяйств в период с XVII в. до наших дней и как решения конкретных домохозяйств стали связующим звеном между макроэкономическим ростом и совершенствованием природы человека. Наконец, настоящее исследование выявляет основные сильные и слабые стороны существующей теории потребления и предлагает соответствующие поправки, добавляя в экономические абстракции исторический реализм.
Martin
16 июня 2016, 16:30

МОСКВА, 4 июн – РИА Новости. Группа ученых из Археологической службы и Института археологии Индии получила новые данные, свидетельствующие о том, что Индская (Хараппская) цивилизация по времени существования предшествовала Древнему Египту и Месопотамии. Об этом пишет британское издание Daily Mail со ссылкой на научный журнал Scientific Reports.

Проанализировав методом радиоуглеродного и оптического датирования фрагменты керамических изделий и останки животных, найденные на территории Индии и Пакистана, ученые пришли к выводу, что Хараппская цивилизация существовала еще 8000 лет назад, то есть она была основана на 2500 лет раньше, чем предполагалось.

В статье отмечается, что уже в те времена хараппцы строили города с хорошо организованной инфраструктурой, а также хорошо владели ремеслами.

Обнаруженные керамические и металлические изделия свидетельствуют о высоком уровне мастерства ремесленников и металлургов, которые уже к тому моменту умели работать с медью, бронзой, свинцом и оловом, а также обжигать горшки и контролировать подачу и отведение воды. Последние навыки позволяли создать даже систему канализации в городах.

Кроме того, ученым удалось установить, что климатические изменения, которые раньше считались основной причиной упадка Индской цивилизации, лишь косвенно способствовали ее разрушению.

В частности, по данным исследователей, до наступления более засушливого климата хараппы выращивали крупнозерновые злаки, однако с наступлением засухи они адаптировались и стали культивировать просо и рис. Из-за этого начался процесс деурбанизации, то есть увеличения доли сельского населения и упадка городов, что в конечном итоге и привело к падению Индской цивилизации.

Считается, что пик развития Индской цивилизации пришелся на эпоху Бронзового века. Харрапцы населяли долину реки Инд. В период расцвета численность населения составляла пять миллионов человек. Упадок цивилизации пришелся на  XVIII—XVII века до нашей эры. Одной из вероятных причин этого считается вторжение ариев на хараппские территории.

РИА "Новости"
Alexanderrr
16 июня 2016, 18:39

Grelka написала: Книги

Фрис, Ян де. Революция трудолюбия: потребительское поведение и экономика домохозяйств с 1650 года до наших дней / Ян де Фрис; пер. с англ. А.М. Матвеенко; под науч. ред. А.Ю. Володина.— М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016.— 464 с.
.

ОООО! Хочу-хочу-хочу! Дорогая наверняка mad.gif
Grelka
16 июня 2016, 18:56

Alexanderrr написал: Дорогая наверняка 

Наверняка! Увы. mad.gif
Алент
16 июня 2016, 19:41

Alexanderrr написал:
ОООО! Хочу-хочу-хочу! Дорогая наверняка  mad.gif

Да уж, предметы роскоши, блин...
Grelka
23 июня 2016, 09:54
Интернет

С этого года Новгородская археологическая экспедиция Исторического факультета МГУ начала вести свой электронный дневник на специально созданном сайте.

В июне 2016 г. экспедиция продолжает исследования на Троицком раскопе в Людином конце средневекового Новгорода. Работы проводятся на двух участках: Троицком XV – в слоях начала XIII века и на Троицком XVI – в напластованиях второй половины XIV в.

Ссылка
Grelka
4 августа 2016, 13:33
Интернет

Open Humanities Press публикует в открытом доступе PDF-версии книг по гуманитарным наукам, например:

"Digital Humanities and Digital Media: Conversations on Politics, Culture, Aesthetics and Literacy" (edited by Roberto Simanowski).

Ссылка. (английский язык.)

user posted image
Alexanderrr
5 августа 2016, 03:43

Grelka написала:
Наверняка! Увы. mad.gif

Итак, книга стоит 980р. Взял бы, но с почтой она выйдет золотая.
Thellonius
5 августа 2016, 11:10

Alexanderrr написал: Итак, книга стоит 980р.

Я бумажных книг не покупаю, перешел на электронные.
Кроме тех, где иллюстрации или таблицы важны.

Цена, конечно, конская, но видали и подороже. Тут смотрел многотомную монографию по патронам стрелкового оружия, вот где цена! Там около полутора тысяч за том выходит. Видимо, аудитория, интересующаяся вопросом, мала. Я интересуюсь, но я не сын Рокфеллера.
Grelka
5 августа 2016, 12:24

Thellonius написал: Я бумажных книг не покупаю, перешел на электронные.

Увы, далеко, далеко, слишком далеко не всё бывает и в электронном виде.
Thellonius
5 августа 2016, 13:26

Grelka написала: Увы, далеко, далеко, слишком далеко не всё бывает и в электронном виде.

Это правда.
Grelka
17 августа 2016, 17:01
Книги

Мейсон Пол. Посткапитализм. Путеводитель по нашему будущему. Пер. с англ.яз. Александр Дунаев, под ред. Андрей Володин. М.: AdMarginem Press, 2016. 416 с. ISBN 978-5-91103-286-9

Зарождение и развитие капитализма сопровождалось как его циклическими кризисами, так и его возрождениями в новых обличьях. Однако в реалиях XXI века капиталистическая система, по мнению Пола Мейсона, более не способна адаптироваться к новым вызовам, что означает ее фактический крах. Раз так, то главный вопрос: каким может быть будущее, если капиталистические перспективы не утешительны? Есть ли шанс создать новую стабильную и социально ориентированную глобальную финансовую систему?
В своем исследовании Пол Мейсон в качестве альтернативы предлагает модель «посткапитализма», основы которой можно найти в современной экономической системе, и они даже сосуществуют с ней. Технологическая революция последних десятилетий создала для экономики условия, в которых информационные технологии, новые формы собственности и способы распределения труда, отдыха и зарплаты сталкиваются со старыми принципами функционирования производственных и рыночных отношений и частной собственности. Помимо этого, протестные движения начала XXI века показали, что сетевое поколение, имеющее доступ к бесчисленным информационным ресурсам, вырабатывает совершенно новые ценности, правила и нормы поведения. Это значит, что базовые основания для посткапитализма уже заложены в фундамент глобальной социально-экономической системы. Проанализировав причинно-следственные связи мирового экономического кризиса 2008 года, Пол Мейсон формулирует основные теоретические принципы и исследует возможные пути и формы перехода к посткапитализму.
Thellonius
17 августа 2016, 20:44
Грел, а вот этот типографский АдЪ и ИзраилЬ в качестве иллюстрации - реальная обложка?
Grelka
17 августа 2016, 21:10

Thellonius написал: Грел, а вот этот типографский АдЪ и ИзраилЬ в качестве иллюстрации - реальная обложка?

Похоже, что да. redface.gif Вот на сайте издательства.
Дальше >>
Эта версия форума - с пониженной функциональностью. Для просмотра полной версии со всеми функциями, форматированием, картинками и т. п. нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2017 Invision Power Services, Inc.
модификация - Яро & Серёга
Хостинг от «Зенон»Сервера компании «ETegro»