Справка - Поиск - Участники - Войти - Регистрация
Полная версия: Счастье - возможность или везение?
Частный клуб Алекса Экслера > Психология и жизнь
Страницы: 1, 2, 3, 4
Лютти
26 июня 2014, 14:46

Bizon написал:
Самый простой способ - объективно оценить свой уровень жизни среди всех 7 млрд. людей живущих на Земле. И тд ...

ИМХО, это не решение проблемы, а просто один из способов обмануть себя. Фишка ведь в том, что вершина у каждого своя (и соответственно расстояние до неё, а также крутизна склона). Поэтому сравнения себя с кем-то тут не работают.
Bizon
26 июня 2014, 21:27

Лютти написала:
ИМХО, это не решение проблемы, а просто один из способов обмануть себя. Фишка ведь в том, что вершина у каждого своя (и соответственно расстояние до неё, а также крутизна склона). Поэтому сравнения себя с кем-то тут не работают.

Если я был несчастен, а после этого стал счастливым - какая мне на хрен разница как это называется? smile4.gif
Bizon
26 июня 2014, 21:29

Натали Анд написала:
Аааа. Читала про такой способ. smile.gif  Минимализация своей проблемы с точки зрения Вселенной и Истории человечества. wink.gif  И тогда кажется, что всё  - "суета сует и томление духа" ©. smile.gif
Но у меня не очень получается, честно говоря. Что мне этот Билл Гейтс эта Вселенная-то? smile.gif

А что тебе что? Посылать запросы во Вселенную и надувать губки когда она их не выполняет? tongue.gif
Натали Анд
27 июня 2014, 23:05

Bizon написал: Посылать запросы во Вселенную и надувать губки когда она их не выполняет?  

biggrin.gif Отдельное спасибо за этот яркий образ, который в реале мне бы ни в жисть к себе не приложить. biggrin.gif

Bizon написал: А что тебе что?

Понятно. Я, похоже, изложила мысль не понятно. 3d.gif
Я имела в виду, что когда у конкретного, вот прям у этого самого, некоего конкретного человека "болит" (я ли этот человек, или кто-то другой - не суть), то ему совершенно по-барабану, что у Билла Гейтса какая-то своя, глобальная проблемище. И то, что у остальных 7 млрд. людей живущих на Земле - тоже. У него вот прям здесь болит, сейчас, у него, любимого. Да, он может посочувствовать и Гейтсу, и миллиардам, и тем, кому за неимением хлеба предлагают есть пирожные, biggrin.gif но его-то, личную, самую важную в его мире (!!!) проблему это не решает. smile.gif
Натали Анд
27 июня 2014, 23:06

Лютти написала: ИМХО, это не решение проблемы, а просто один из способов обмануть себя.

Вот - да. + много.
Натали Анд
27 июня 2014, 23:09

Eva_23_L написала: Про Монро:

Да, согласна.
Я тут ещё про неё почитала. Оказывается, есть даже психологический термин - "Синдром Монро". И целая книга, ему (синдрому) посвящённая. Интересная книга, кстати, оказывается..
Натали Анд
27 июня 2014, 23:11

Свиристель написала: Мне, скорее всего, что-то неправильно показалось по предыдущему треду, бывает, не бери в голову.

Ок. smile4.gif

Свиристель написала: Монро, судя по всему, считала себя противным нелюбимым уродцем и считала свой популярный образ обманом. 

Как же это грустно. mad.gif

Bizon
29 июня 2014, 14:07

Натали Анд написала:
biggrin.gif Отдельное спасибо за этот яркий образ, который в реале мне бы ни в жисть к себе не приложить.  biggrin.gif

shuffle.gif


Понятно. Я, похоже, изложила мысль не понятно. 3d.gif
Я имела в виду, что когда у конкретного, вот прям у этого самого, некоего конкретного человека "болит" (я ли этот человек, или кто-то другой - не суть), то ему совершенно по-барабану, что у Билла Гейтса какая-то своя, глобальная проблемище. И то, что у остальных 7 млрд. людей живущих на Земле - тоже. У него вот прям здесь болит, сейчас, у него, любимого. Да, он может посочувствовать и Гейтсу, и миллиардам, и тем, кому за неимением хлеба предлагают есть пирожные, biggrin.gif  но его-то, личную, самую важную в его мире (!!!) проблему это не решает. smile.gif

Во-первых: это помогает понять лучше оценить масштаб этой своей глобальной проблемы.
Во-вторых: это позволяет перенести акцент с жаления себя любимого на собственно избавление от проблемы.
В-третьих: это подготавливает к тому, что даже без тебя Вселенная будет существовать и дальше. Лично в меня это всегда вселяет здоровый оптимизм - в случае чего, мне было бы неприятно нести отвественность за исчезновение целой планеты со всем её населением. smile4.gif
Ларантито
1 июля 2014, 12:36

Bizon написал:
shuffle.gif

Во-первых: это помогает понять лучше оценить масштаб этой своей глобальной проблемы.
Во-вторых: это позволяет перенести акцент с жаления себя любимого на собственно избавление от проблемы.
В-третьих: это подготавливает к тому, что даже без тебя Вселенная будет существовать и дальше. Лично в меня это всегда вселяет здоровый оптимизм - в случае чего, мне было бы неприятно нести отвественность за исчезновение целой планеты со всем её населением.  smile4.gif

Насчет третьего пункта не знаю, не задумывалась, tongue.gif а с первыми двумя совершенно согласна. Не согласна с Лютти, что это самообман! Вершина у каждого хотя своя, но мы - часть большого целого, и проблемы лучше рассматривать в глобальной перспективе жизни вообще, а не через мутное стекло вызванных проблемой эмоций. Эмоции меняются вместе с мыслями, кстати. Человек счастливее, когда не замыкается в своем узком мирке - это во всех отношениях, в плане перспективы, в которой смотреть на проблемы, тоже. Разве нет?
Натали Анд
1 июля 2014, 22:27

Bizon написал: Во-первых: это помогает понять лучше оценить масштаб этой своей глобальной проблемы.

Мне, в принципе, симпатичен твой оптимизм. smile.gif Я, в общем-то, и сама, скорее, оптимистка, чем не, и во всём пытаюсь найти "моменты плюс".
Но! - мы сейчас абстрактно же говорим? wink.gif Про разные ситуации?

Ну и вот тогда так.. smile.gif -
Предположим, человек лишился ноги, например. При несчастном случае. Да, понятно, что жизнь продолжается, что он многое может, что он не сдаётся и тыды.
Но ему же надо выживать, здесь и сейчас. И не раскисать - здесь и сейчас. И оценка того, что с точки зрения мировой значимости отдельного индивидуума относительно всего населения Земли, его проблема ничтожна мала, имхо, не помогает, а наоборот, может привести к печальным мыслям, типа:"Ну и кому я, нахрен, нужен со своей отсутствующей ногой, чего ради мне корячиться, если в глобальном смысле - "все мы умрём"©. А сейчас вообще дети Африки голодают. mad.gif "
Моё имхо в том, что как раз таки в его, конкретном случае, не надо минимализировать проблему, сравнивая её с проблемами всего человечества. Ему надо проникнуться мыслью, что он сам по себе - нужен, важен. Любим, чёрт возьми! Друзьями, родными. Да просто - собою и жизнью! Вот такой, без ноги. БЕЗ сравнения его с человечеством.

Bizon написал: Во-вторых: это позволяет перенести акцент с жаления себя любимого на собственно избавление от проблемы.

Жалеть себя можно, имхо, если эта жалость помогает выбраться. Жалеть же тоже можно по-разному. Жалеть - "жалко, но -всё пропало!" - это одно. Жалость с любовью может и простимулировать к тому самому продвижению к жизни, не зацикливаясь на проблеме (специально не пишу "к избавлению", ибо не всегда возможно от неё (проблемы) избавиться).

Bizon написал: В-третьих: это подготавливает к тому, что даже без тебя Вселенная будет существовать и дальше. Лично в меня это всегда вселяет здоровый оптимизм - в случае чего, мне было бы неприятно нести отвественность за исчезновение целой планеты со всем её населением. 

А вот это, в принципе, вообще хороший пофигизм, который, имхо, надо вырабатывать в себе независимо - есть у тебя проблемы или нет. biggrin.gif
Натали Анд
1 июля 2014, 22:28

Ларантито написала: Не согласна с Лютти, что это самообман!

Он, он.. smile.gif Но если помогает - то и на здоровье, имхо. smile.gif
Troublemaker
1 июля 2014, 22:32

Ларантито написала: Не согласна с Лютти, что это самообман!

А что же еще? Проблему-то решить не помогает, только попытаться себя успокоить на некоторое время. Иллюзия сплошная.
Натали Анд
1 июля 2014, 22:56

Troublemaker написала: Иллюзия сплошная.

Я тоже так считаю, но я тут подумала..
Наверное, если человеку на самом деле удаётся пребывать от этой иллюзии в лучшем расположении духа (а то и забыть о своей проблеме или начать считать её пустяковой), то, может, и ладно, пусть так? smile.gif Главное же, чтобы помогало каждый день радоваться, что живёшь, а не думать - "а зачем всё это? когда же это всё, наконец, закончится?"
Troublemaker
1 июля 2014, 23:32

Натали Анд написала: если человеку на самом деле удаётся пребывать от этой иллюзии в лучшем расположении духа (а то и забыть о своей проблеме или начать считать её пустяковой), то, может, и ладно, пусть так?

Пусть, если оно на самом деле помогает. Хотя мне не понятно, как осознание того, что дети в Африке голодают поможет начать считать условное отсутствие ноги или сильные боли, которым нет конца, пустяковой проблемой?
Натали Анд
1 июля 2014, 23:47

Troublemaker написала: Хотя мне не понятно, как осознание того, что дети в Африке голодают поможет начать считать условное отсутствие ноги или сильные боли, которым нет конца, пустяковой проблемой? 

Мне, лично, тоже. smile.gif
Но, наверное, это нельзя объяснить. Это либо так чувствуешь, либо нет. Ну мне так кажется. smile.gif
Troublemaker
1 июля 2014, 23:51

Натали Анд написала: Это либо так чувствуешь, либо нет. Ну мне так кажется.

У меня есть приятельница, которая примерно в этом ключе рассуждала, пока у нее не возникла серьезная проблема со здоровьем и работой/финансами одновременно. И тогда "оценка проблемы в глобальном масштабе" помогать перестала, потому что ни выздороветь поскорей, ни оплатить счета эта оценка и вселенная ни фига не помогли.
Ларантито
2 июля 2014, 14:09

Troublemaker написала:  Иллюзия сплошная.

Натали Анд написала:
Наверное, если человеку на самом деле удаётся пребывать от этой иллюзии в лучшем расположении духа (а то и забыть о своей проблеме или начать считать её пустяковой), то, может, и ладно, пусть так? smile.gif

Troublemaker, сплошная иллюзия - это "хуже не бывает", "это никогда не кончится", "мне не справиться", "почему у всех все нормально, а у меня нет" и т.п. Разве не эти мысли обычны и естественны, когда накрыла какая-то проблема?

О примере Натали Анд: если человек может "забыть о своей проблеме или начать считать ее пустяковой", то, мне кажется, само существование этой проблемы было иллюзией. biggrin.gif О настоящей проблеме не забудешь так вот сходу.

Насчет боли. В Берлине на конференции "Медитация и наука" нейробиологи говорили о результатах исследований, по которым пациентам с хроническими болями (которые регулярно принимают обезболивающие) помогает медитация - это связано с изменением отношения к боли. Речь о качестве жизни с проблемой, которую кардинально не решить.

Если же проблему можно решить, то чем шире взгляд на ситуацию и чем меньше негативных эмоций (без которых не обойтись, но которые драматически сужают взгляд), тем лучше . Как написал Бизон, реально оценить масштаб своей глобальной проблемы. И действовать по обстоятельствам.

С тем, что мысли о голоде в Африке и проблемах миллионеров не помогают от зубной боли и не наполняют кошелек деньгами - соглашусь, конечно. tongue.gif Не стоит доводить идею до асбурда, в абсурде она уже не работает.
Troublemaker
2 июля 2014, 14:16

Ларантито написала: Troublemaker, сплошная иллюзия - это "хуже не бывает", "это никогда не кончится", "мне не справиться", "почему у всех все нормально, а у меня нет" и т.п. Разве не эти мысли обычны и естественны, когда накрыла какая-то проблема?

Для меня они необычны и неестественны, у меня реакция на проблемы другая. Масштабированием своих проблем в глобальном плане я не занимаюсь, бесполезное это дело. С точки зрения вселенной любая частная проблема - фигня, а с точки зрения индивида фигня - это проблемы вселенной, а не его текущие затруднения. wink.gif
Ларантито
2 июля 2014, 16:49

Troublemaker написала:
с точки зрения индивида фигня - это проблемы вселенной, а не его текущие затруднения.  wink.gif

Ну, видимо, этот некий индивид очень от тебя отличается, раз для тебя негативные мысли неестественны?
Натали Анд
2 июля 2014, 21:10

Troublemaker написала: У меня есть приятельница, которая примерно в этом ключе рассуждала, пока у нее не возникла серьезная проблема со здоровьем и работой/финансами одновременно. И тогда "оценка проблемы в глобальном масштабе" помогать перестала, потому что ни выздороветь поскорей, ни оплатить счета эта оценка и вселенная ни фига не помогли.

Прекрасно её понимаю. frown.gif
Надеюсь, что сейчас у неё со здоровьем стало лучше.
Натали Анд
2 июля 2014, 21:19

Ларантито написала: если человек может "забыть о своей проблеме или начать считать ее пустяковой", то, мне кажется, само существование этой проблемы было иллюзией.

Да прям. smile4.gif Как ни приближай "бинокль", крутя его в сторону увеличения или уменьшения, та же пресловутая отсутствующая нога - проблема. И она не могла быть иллюзией.
Вы же с Бизоном предлагаете её не замечать, обратив внимание на проблемы помасштабней. Т.е., фактически, приблизить её к нулю - забыть или считать пустяковой.
Я-то как раз так не смогу. smile.gif Но если у кого-то получается при "прикладывании" своей проблемы к глобусу стать менее несчастным, а то и счастливым, то кто я такая, чтобы ему помешать? smile.gif Все методы хороши для искреннего внутреннего ощущения гармонии\умиротворения\спокойствия\радости - читай "счастья", подчеркнув нужное для себя. smile.gif

Ларантито написала: Как написал Бизон, реально оценить масштаб своей глобальной проблемы.

Ну я его не так прочла. smile.gif Возможно, не поняла, не спорю.

Ларантито написала: Не стоит доводить идею до асбурда, в абсурде она уже  не работает. 

Мне-то как раз абсурд у Бизона и увиделся. smile.gif Повторюсь - могла не понять.
Агостина
3 июля 2014, 15:43
ИМХО, счастье возможно испытывать в те моменты, когда у тебя жизнь полностью устраивает, ничто не вызывает отторжения, нет потребности что-то улучшить, изменить и т.д. В те моменты, когда ты полностью "принимаешь жизнь, как она есть".
Обычно у людей это отдельные моменты, минуты, может быть, иногда часы, и это хорошо, иначе бы люди ни к чему не стремились.
ИМХО опять же, важнее ощущать благополучие, а не счастье. Хотя счастье тоже время от времени переживать приятно.
А благополучие я хотела бы постоянно, и это более реально... для "непросветвленных" smile.gif
Счастье может посещать и условного "безногого". Даже если большую часть времени проблема его отягощает, в какие-то моменты это может показаться неважным, так же как и другие затруднения, и человек испытывает ощущение счастья.
Счастье невозможно достичь - если ты к нему стремишься, значит то, как есть, тебя не устраивает, и счастье ощутить невозможно. А вот благополучие вполне достижимо, можно так наладить свою жизнь, чтобы чувствовать себя благополучным. Опять ИМХО.
Натали Анд
3 июля 2014, 20:37

Агостина написала: когда у тебя жизнь полностью устраивает

Не могу ни полностью согласиться, ни сильно спорить. smile.gif
С одной стороны - да. Вроде бы так и есть. Всё хорошо, всё устраивает..
Но иногда бывает в жизни как в анекдоте про шарики. smile.gif (Под спойлер положу для тех, кто вдруг не знает)

   Спойлер!
Грустный мужчина входит в магазин:
- Здравствуйте! Вы меня помните? Я у вас вчера воздушные шарики покупал.
- Помню. Вам ещё шариков?
- Нет, я вернуть- они бракованные.
- В чём дело? Воздух не держат?
- Да нет, с этим всё в порядке.
- А что тогда?
- Не радуют.. redface.gif


И вот с этим тоже надо что-то делать. Хотя в этом случае, вроде и не такая уж явная проблема. smile.gif
Впрочем, я не спора ради, а разговора\размышления для.. smile.gif

А то, что счастье - всего лишь момент.. redface.gif
Я раньше тоже так думала. smile4.gif Но сейчас мне кажется, что есть разные уровни счастья. Когда счастливая минута - это прекрасно. Когда череда нескольких счастливых дней - это отлично! Но когда просто знаешь, что ты счастлив в жизни в принципе - это счастье высшего уровня, кмк. smile4.gif И, уверена, что такие люди есть. Вот которые могут про себя с уверенностью сказать - "я счастливый человек". И не просто сказать, а реально так себя ощущать. В здравом уме и твердой памяти. biggrin.gif
Bizon
4 июля 2014, 09:55

Натали Анд написала:
Да прям. smile4.gif Как ни приближай "бинокль", крутя его в сторону увеличения или уменьшения, та же пресловутая отсутствующая нога - проблема. И она не могла быть иллюзией.
Вы же с Бизоном предлагаете её не замечать, обратив внимание на проблемы помасштабней. Т.е., фактически, приблизить её к нулю - забыть или считать пустяковой.

Речь не идет о том, чтобы не замечать проблему. Это, как правило, невозможно в принципе. Речь о том, чтобы по-возможности объективно оценить её масштаб. Рассмотрим поближе твой пример с отсутствием ноги. Как бы я рассуждал в этом случае (т-т-т конечно biggrin.gif ).
"Итак, у меня нет ноги.
Что я НЕ могу:
- быстро перемещаться и вообще заниматься всеми физическими видами спорта;
- быть внешне привлекательным для большинства людей;
- выполнять без посторонней помощи некоторые действия.

Что я могу:
- перемещаться в принципе (на костылях или коляске);
- быть внешне привлекательным для некоторых людей (и просто привлекательным для большинства);
- выполнять без посторонней помощи большинство действий;
- заниматься практически любой творческой деятельностью (от вышивания до режиссирования порнофильмов)."
Где нахожусь на диаграмме "АД - РАЙ"? Наверное где-то в одной трети от АДа, в двух третях от РАЯ". Хреново, но жить можно.


Мне-то как раз абсурд у Бизона и увиделся. smile.gif 

Показалось. shuffle.gif
Агостина
4 июля 2014, 10:31
Если все хорошо, все устраивает, но плохо и радости нет, то это непрожитые (плохо, не до конца прожитые) жизненные моменты, "застрявшие в психике" чувства, ощущения. Это широко известно, поэтому, беря с тебя пример tongue.gif , тоже спрячу под спойлер.
   Спойлер!

Ведь правила поведения в социуме диктуют необходимость воздерживаться от непосредственных поведения и реакций. А иногда не социум, а сам человек, не согласен переживать все естественно возникающие у него чувства, потому что оценивает их как "плохие". Чего грустить, жизнь прекрасна, нефига раскисать. Ппойду разгоню грусть, заглушу чем-нибудь. И она, непрожитая, застревает. Или другие чувства: обида, злость - все они имеют прав на существование и адекватное выражение. А если мы их затыкаем, то получаем такой эффект - "контрафактное" счастье.


Натали Анд написала: И вот с этим тоже надо что-то делать.

Да, с этим нужно что-то делать.
Мой выбор - арт-терапия (потому что можно начать прямо с того ощущения, которое есть сейчас, а не подыскивать слова, как объяснить психотерапевту необъяснимое. smile.gif Плюс безопасно, очень маленькая вероятность (ре)травматизации и т.д.) Но это кому что подходит, каждому свое.


Натали Анд написала: Вот которые могут про себя с уверенностью сказать - "я счастливый человек". И не просто сказать, а реально так себя ощущать

И все же, ИМХО, это больше от ума, чем от ощущений. (Я не столько утверждаю, сколько размышляю.) Человек оглядывается на жизнь, оценивает ее и делает такое умозаключение (что, конечно, хорошо). А ощущать все равно можно только то, что есть в данный момент, а не вчера, 10 минут назад или всю жизнь.
Возможно, человек, который может с уверенностью сказать, что счастлив, часто испытывает эти моменты счастья. Но все равно не постоянно. Ведь иногда он плохо себя чувствует физически, иногда устал, грустный - и чувствует именно это, а не счастье.
Ларантито
4 июля 2014, 12:28

Натали Анд написала:
та же пресловутая отсутствующая нога - проблема. И она не могла быть иллюзией.
Вы же с Бизоном предлагаете её не замечать, обратив внимание на проблемы помасштабней. Т.е., фактически, приблизить её к нулю - забыть или считать пустяковой.
Я-то как раз так не смогу. smile.gif

Ну вот, конкретный пример! tongue.gif

Натали, буквально две недели назад мы на Майорке обогнали в горах на серпантине молодого человека на спортивном велосипеде, у которого одну ногу заменял протез. Сами мы на машине, конечно. У меня от одного вида этих велосипедистов в горах дух захватывает. smile4.gif
На ум приходит еще академик Федоров, в юности потерявший ступню и потому не ставший летчиком.
Иллюзорна не потеря ноги, а представление, что это лишение непременно останется центром жизни.

Недавно я была на док.фильме об эвтаназии, это была премьера, после фильма разговор с режиссером и участниками фильма: врачами и одним из тех людей, кто уже решил для себя в определенном случае прибегнуть к эвтаназии. Это был довольно молодой человек (думаю, немного за сорок) с МС, который 15 лет передвигается в коляске, владеет с некоторым успехом только одной рукой. Когда его спросили о его самом большом желании, он сказал: чтобы как можно дольше не было ухудшения, чтобы я еще годы мог жить как сейчас. Он пишет одним пальцем на компе книгу.

Так вот, если потерять ногу и сравнить оставшиеся возможности с возможностями других людей, по-прежнему любящих свою жизнь, это может очень даже мотивировать не зацикливаться на несчастье.

Пример чисто теоретический, без рассмотрения реалий жизни инвалидов на Западе и в России.
Troublemaker
4 июля 2014, 12:41

Ларантито написала:
Ну, видимо, этот некий индивид очень от тебя отличается, раз для тебя негативные мысли неестественны?

Для меня они вполне естественны, только не в ключе безысходности, как в твоих примерах. У меня не возникает мыслей "хуже не бывает" и "это никогда не кончится", потому что всегда бывает хуже и заканчивается абсолютно все, и в ключе "почему у всех нормально" я тоже не думаю. Какое мне дело до всех и до вселенной в целом? В плохие моменты меня волнуют только собственные проблемы и пути их решения с минимальными потерями. Именно как я написала "с точки зрения индивида фигня - это проблемы вселенной, а не его текущие затруднения".
Лютти
4 июля 2014, 13:20

Агостина написала:
Обычно у людей это отдельные моменты, минуты, может быть, иногда часы, и это хорошо, иначе бы люди ни к чему не стремились.
ИМХО опять же, важнее ощущать благополучие, а не счастье. Хотя счастье тоже время от времени переживать приятно.

ППКС. Я тоже имею устойчивое имхо, что счастье это не фоновое состояние, а именно вспышка, всплеск, взрыв положительных эмоций и потому не может длиться. А в треде речь в основном идёт именно о внутреннем, психологическом комфорте, который почему-то ТС назвала счастьем. Но это - не оно. smile.gif Психологического комфорта можно добиться работой над собой (лучше под ркуоводством профессионала, но кому-как), самосовершенствованием, всяческими психотехниками и тренингами. Но к счастью (в моем понимании) это не приблизит. Оно случается само или не случается.
*подумавши ещё чуть-чуть* Пожалуй всякое психологическое самосовершенствование к счастью приблизить всё-таки может, в том смысле, что повысит возможность его испытать - способность к положительным эмоциям ведь тоже можно (имхо: нужно) тренировать, как и мышцы. Т.ч. человек, который прокачивает позитив, имеет больше шансов испытать счастье во всём блеске. Хотя, повторюсь, гарантий, что такая встреча состоится, никаких.
Лунный Волк
4 июля 2014, 14:08

Лютти написала: человек, который прокачивает позитив, имеет больше шансов испытать счастье во всём блеске

Или наоборот настолько повысит тренировками порог экстремально приятного - счастья - что его не дождется никогда. wink.gif
баба Яга
4 июля 2014, 14:21

Ондатра написала:
Если можно, напиши, пожалуйста, какое лечение тебе помогло. Можно в личку.

Только что увидела. Напишу в личку чуть позже.
Тетушка Лу
4 июля 2014, 14:49


Совершенно верно. Я бы добавила еще то, что ты зачастую при своей проблеме - не один. И острая печаль ровно так же как и острое счастье не может длиться постоянно, Ну снесло с ног, опрокинуло, потом пройдет время начинаешь оглядываться и оценивать себя заново. И тут конечно можно встать под лозунг " я инвалид" и спиться, а можно посмотреть на паралимпийцев. И опять вернуть себе то самое удовлетворение жизнью про которое уже неоднократно написали. Но если ты(гипотетическая) этого не видишь, не чувствуешь, не знаешь как оно, то можно и безо всяких травм или огромных проблем начать печалиться - хотя бы бы потому что с каждым днем смерть все ближе. Чем не повод? И даже ногу терять не нужно.
Тетушка Лу
4 июля 2014, 14:52

Натали Анд написала:

А то, что счастье - всего лишь момент.. redface.gif
Я раньше тоже так думала. smile4.gif Но сейчас мне кажется, что есть разные уровни счастья. Когда счастливая минута - это прекрасно. Когда череда нескольких счастливых дней - это отлично! Но когда просто знаешь, что ты счастлив в жизни в принципе - это счастье высшего уровня, кмк.  smile4.gif  И, уверена, что такие люди есть. Вот которые могут про себя с уверенностью сказать - "я счастливый человек". И не просто сказать, а реально так себя ощущать. В здравом уме и твердой памяти. biggrin.gif

Про это и говорим. Я вот такой человек. И рада что осознаю свое счастье, и радуюсь ему, а не оценю тогда когда (ттт,конечно) его вдруг не станет. Хотя объективно можно было бы накопать три четыре претензии к мирозданию которые кто- то запросто определил бы как невыносимый столб. Не-выносимый 3d.gif
Troublemaker
4 июля 2014, 14:57

Лютти написала:  А в треде речь в основном идёт именно о внутреннем, психологическом комфорте, который почему-то ТС назвала счастьем. Но это - не оно.

Однозначного определения счастья нет. Для тебя внутренний псих. комфорт "не оно", для другого - оно самое, а "вспышка, взрыв положит. эмоций" - радость.
Википедия, например, дает такое определения счастья:
Сча́стье (праславянское *sъčęstь̂je объясняют из *sъ- «хороший» и *čęstь «часть», то есть «хороший удел»[1]) — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения[2].
Это практически то, что под счастьем подразумевает ТС в этой теме.


Лютти написала: Т.ч. человек, который прокачивает позитив, имеет больше шансов испытать счастье во всём блеске.

Что такое "прокачивать позитив"?
Натали Анд
5 июля 2014, 16:21

Bizon написал: Рассмотрим поближе твой пример

Ок, поняла тебя. И, в общем, считаю, что это один из способов, который кому-то подходит, кому-то - нет. smile.gif

Bizon написал: Показалось.  

biggrin.gif
Натали Анд
5 июля 2014, 16:22

Агостина написала: И все же, ИМХО, это больше от ума, чем от ощущений.

Возможно. smile.gif Значит, кому-то достался при рождении хороший ум. Имхо. smile.gif
Натали Анд
5 июля 2014, 16:30

Ларантито написала: не зацикливаться на несчастье.

Моё имхо - это как раз-то и самое трудное. wink.gif
Я всегда восхищаюсь такими людьми, о которых ты говоришь в примере.

Я же говорю о том - как возможно выработать это умение не зацикливаться? То, что оно нужно - я не спорю ни разу. smile.gif

Просто, обычно, всегда говорят (те же психологи, например) - что нужно делать, но не говоря при этом - как это делать.
А так-то я согласная со всем - и любить жизнь надо, и радоваться тому что есть надо, и не зацикливаться на трудностях надо, и находить хорошее даже в плохом надо, и тыды и тыпы. smile.gif Вопрос - как это делать-то? Ну если характер от рождения не дан с такой предрасположенностью. smile.gif

В этом треде, кстати, кое-кто мне (и тем, кому это всё интересно), кмк, такие советы дал, за что им ещё раз большое спасибо. smile4.gif
Натали Анд
5 июля 2014, 16:32

Лютти написала: А в треде речь в основном идёт именно о внутреннем, психологическом комфорте, который почему-то ТС назвала счастьем. Но это - не оно.

Не факт. smile4.gif
Впрочем, соглашусь, возможно, дело и в терминологии, и вообще - в субъективном мировоззрении. smile.gif
Натали Анд
5 июля 2014, 16:34

баба Яга написала: Только что увидела. Напишу в личку чуть позже.

Не настаиваю, конечно, но, если можно, не только в личку, а, как-то адаптировав, чтобы не очень личное, сюда изложить. smile.gif
Очень заранее благодарна. smile4.gif
Но, если никак нельзя для всех - понимаю, и извиняюсь за просьбу.
Натали Анд
5 июля 2014, 16:36

Тетушка Лу написала: Я вот такой человек. И рада что осознаю свое счастье, и радуюсь ему

Это очень здОрово, правда! smile4.gif

Тетушка Лу написала: Хотя объективно можно было бы накопать три четыре претензии к мирозданию которые кто- то запросто определил бы как невыносимый столб. Не-выносимый   

Нет. Я не о таком выискивании проблем. Я о том, когда они и на самом деле есть.
Натали Анд
5 июля 2014, 16:40

Troublemaker написала: Однозначного определения счастья нет. Для тебя внутренний псих. комфорт "не оно", для другого - оно самое, а "вспышка, взрыв положит. эмоций" - радость.


Troublemaker написала: Это практически то, что под счастьем подразумевает ТС в этой теме.

Да, спасибо! Я примерно так и определяю. smile.gif Общий фон жизни. А не секунды\вспышки. Это-то понятно, что бывает у всех. У кого-то чаще, у кого-то реже, но - у всех. Опять же по очень субъективным поводам, разумеется. И то, что у одного вызывает эту "вспышку" - для другого рутина или, наоборот, не нужно совсем.

Troublemaker написала: Что такое "прокачивать позитив"?

Присоединяюсь к вопросу. smile.gif
баба Яга
5 июля 2014, 20:23

Натали Анд написала:
Не настаиваю, конечно, но, если можно, не только в личку, а, как-то адаптировав, чтобы не очень личное, сюда изложить. smile.gif
Очень заранее благодарна. smile4.gif
Но, если никак нельзя для всех - понимаю, и извиняюсь за просьбу.

Дело в том, что будет выглядеть как медицинский совет, которые запрещены.
баба Яга
5 июля 2014, 21:09
Я не стану перечислять витамины и травы, которые я принимаю. Просто общие рекомендации.

http://www.eurolab.ua/diseases/849/
http://doctorpiter.ru/diseases/570/
http://www.medicalj.ru/diseases/female-ill...3-adrenogenital

Сходите к энокринологу и попросите сделать тест. http://medanalises.net/LabAnalis/SpezTect/...lin%20Test.html
На английском есть рекомендации врачей и книги.

Что сделала я.

Полностью исключила :

всякий сахар, кроме фруктов
кофе и черный чай
хлеб из пшеничной муки и всяческие изделия из нее

Никакого усилия, если тяжело, надо всегда находить возможность отдохнуть, лучше всего, прилечь.

Обязательно найти путь, чтоб смеяться, желательно до слез, полчаса в день. Я смотрела коротенькие смешные сериалы.

Обязательно гулять, но как только чувствуешь усталость, тут же находишь место отдохнуть. Лучше всего начинать с коротких маршрутов минут на 15.

Стараться есть по часам. К примеру, 7 утра завтрак, 12 ланч, 6-7 вечера ужин. Между завтраком и ланчему перекус где-то в 10, и между ланчем и ужином, где-то в 3 часа дня.

Перекус - 6-8 орехов фундука, или 3-4 половинки грецкого ореха, или 7-8 орехов миндаля.

Пить 8 стаконов воды в день
Лютти
5 июля 2014, 21:27

Натали Анд написала:
Присоединяюсь к вопросу. smile.gif

Человек способен испытывать эмоции разных оттенков в очень широком диапазоне от самого темного негатива до самого светлого позитива. В повседневной жизни эмоции вспыхивают и гаснут постоянно, как реакции на всё происходящее. Но люди не всегда внимательны к своим чувствам и часто даже не знают точно откуда радость, а откуда раздражение, печаль, скука и тд. Или порой, фокусируясь на негативных эмоциях, просто забывают про все остальные и игнорируют возможность лишний раз порадоваться пускай и пустяку, но ведь всё равно приятному. "Прокачивать позитив", имхо - это холить и лелеять все свои радости, независимо от их размера и источника. Вот где-то так.
Натали Анд
6 июля 2014, 01:00

баба Яга написала: Просто общие рекомендации.

Большое спасибо! hb.gif
Натали Анд
6 июля 2014, 01:02


Лютти написала: "Прокачивать позитив", имхо - это холить и лелеять все свои радости, независимо от их размера и источника. Вот где-то так. 

Спасибо! smile4.gif
И выражение понравилось, возьму на заметку. smile4.gif
Агостина
7 июля 2014, 10:19

Лютти написала:  Я тоже имею устойчивое имхо, что счастье это не фоновое состояние

Фоновое состояние - удовлетворение (при хорошем раскладе), впрочем это всего лишь вопрос терминологии, а не по существу. Согласна с:

Troublemaker написала: Однозначного определения счастья нет.


Натали Анд написала: Я же говорю о том - как возможно выработать это умение не зацикливаться?

Чтобы не зацикливаться на негативе, его нужно проживать, а не "бодриться" и не убегать в "позитив" от своих настоящих чувств. Потому и происходит зацикливание, что мы не проживаем свои чувства, а не прожитые они застревают.
Натали Анд, простите меня, если я под спойлером помещу об этом (ИМХО, об этом) статью? Это последняя, которую я на тему проживания эмоций прочитала, с ней согласна по большей части и помню, где она находится. smile.gif Ссылкой дать не могу, так как это сайт психолога, чтоб не получилась реклама, но авторство укажу.

   Спойлер!
Прежде всего, нужно уточнить вопрос о том, что означает «обратиться к своим переживаниям, к своей боли, к своим чувствам». Если человек «увяз» в депрессии, то значит ли это, что он обращён к себе, к своему состоянию, что он действительно переживает? Или его увязание означает что-то иное?
Интересно, что подобная тема поднималась и на недавнем АрТ-погружении. Одна из участниц, которая переживала смерть отца, заметила, что можно страдать, быть в депрессии, и упиваться своим страданием, и погружаться всё глубже и глубже в беспросветность, теряя последние силы и связь с миром. И, вероятно, у каждого в опыте есть такое состояние, когда мученически упиваешься своей хандрой, своей несчастливостью, своими душевными страданиями. В моём опыте такое есть.
Однако что означает такое «погружение» и «упивание» своим страданием, тяжестью, болью? Что мы при этом делаем, что переживаем, как живём? Например, когда обращаешь внимание тревожащегося человека на то, что он избегает переживания своей тревоги, часто он возмущается и восклицает: «Как же так? Неправда! Да я всё время испытываю свою тревогу! Я уже весь измотан и обессилен ею!». Однако именно вот эта наша обессиленность и измотанность являются верными признаками того, что мы не в контакте с собой и своим переживанием. Что же мы делаем? Как мы, будучи погружены в переживание, его не переживаем?
Если мы, будучи погружёнными в свою хандру, теряем силы, то это означает, что силы на что-то уходят, на что-то расходуются. Причём весьма большие силы, если мы чувствуем, что «залипаем» в своём страдании, что жизнь из нас уходит, и чем дальше, тем больше. На что же силы уходят? Куда мы их прикладываем?

Если мы будем внимательны, то мы непременно заметим, что в это время мы отчаянно чему-то сопротивляемся – тому, что с нами произошло и/или тому, что может произойти. Сопротивляемся тому, о чём вопиет нам наша тревога, наша мука, наша тяжесть – они всегда о чём-то. Вот этим сопротивлением (сопротивлением источнику нашей боли, тому, что стоит за нашей тревогой, депрессией, страхом) мы и заняты. Если я упиваюсь своим несчастьем: «Ах-х, я такой одинокий; О-о, я ни на что не годный; Да-а, я виноватый во всём» и т.п., то я тем самым старательно отвожу глаза от действительной причины происходящего, я не хочу её знать и видеть. Таким вот демонстративным (показным) «признанием» я старательно ввожу себя в заблуждение, цель которого – обосновать самому себе, что от меня ничего не зависит, и ничего я поделать не могу. Теперь с меня взятки гладки, и мне не нужно ничего делать (чего-то действительно трудного и страшного для меня!) – того, что связано с моей ответственностью, с тем, что зависит от меня.
В противном же случае я рискую обнаружить, что то, что со мной происходит – дело моих рук! Само по себе это открытие может быть весьма болезненным, так как представляет меня в невыгодном свете, представляет меня «неправым», указывает мне на мою собственную ошибку (и тогда уже не на кого пенять). Но кроме этой неприятности мне грозит и другая – с этим открытием нужно будет как-то считаться и что-то делать.

И потому узнать действительную причину своего состояния и того, что происходит, зачастую страшнее и больнее, чем переживать вот эту вялотекущую «не-жизнь». Встретиться с этим знанием о себе (что это за знание, об этом мы ещё поговорим ниже) – вот мой настоящий страх, на сокрытие которого от самого себя я трачу все свои жизненные силы. И потому мы, разумеется, не в контакте со своим переживанием, ибо оно является прямоезжей дорогой к нашему страху, но мы предпочитаем окольный путь, который бережёт нас от встречи с самим собой.
Медленно перевариваться в собственном соку, сетовать (мы непременно при этом на что-то сетуем, о чём-то плачем, кому-то жалуемся, чему-то противостоим, чего-то требуем), смаковать свою тяжёлую долю безопаснее и является ни чем иным, как способом бегства от своей боли – от того, что является её источником. Такое лже-погружение в своё состояние, такая захваченность им без внимания к себе, является способом консервирования нашего страдания, а не изживания его. Это является способом не чувствовать – не переживать того страшного и болезненного, что стоит за нашим страданием: если мы не будем «упиваться», то с чем нам придётся встретиться, с какой невыносимой для нас болью, ужасом, мукой?
Когда мы тонем в своей тоске, депрессии, страхе, разве мы при этом смотрим честно в это переживание? Разве мы живём его? Разве мы обнаруживаем себя, разве встречаемся с собой, переживающим всё это? Нет… мы бегаем вокруг своего страдания на цыпочках, делаем ему всевозможные уважительные реверансы, выдвигаем против него ополчение, строим объяснительные теории… Мы делаем всё что угодно, кроме одного – мы не идём в него и не соприкасаемся с сердцем своей боли. Так мы опускаемся всё глубже, и всё основательнее запутываемся в своей лжи (мы же как-то объясняем себе происходящее, и это непременно – ложь). Мы тонем, и тонем своими собственными усилиями, направленными на избегание встречи с источником боли – с каким-то самим собой. И всё наше страдание в этом случае, хотя и настоящее и всамделишнее, но насквозь дутое – раздутое нашими усилиями по избеганию боли.

И что же тогда происходит, когда мы вот так завязли «по уши» в своей депрессии (страхе, обиде, вине, покинутости, самоуничижении, возмущении на несправедливость и т.д.)? Тогда наша боль начинает делать подкопы, обходить потайными тропами наши заставы и прорываться сквозь защитные кордоны, ведь боль наша всегда о том, что нам очень важно и жизненно необходимо.
Конечно, говорить так о боли, будто «она» что-то там делает, неверно. Боль ничего не делает. Как не делает никакое наше чувство и состояние. Собственно, ни боли, ни чувств вовсе нет. Их не существует. Их не существует как некоего самостоятельного от меня явления. Существую я, который как-то к чему-то относится, как-то что-то выбирает и как-то что-то чувствует: нет чувства, а есть я чувствующий. Какой я, как я отношусь к происходящему, к самому себе, к другому человеку, так я и чувствую. Всякое чувство является следствием некоего моего выбора: выбора себя и выбора мира. (Но не выбора чувства! Это важно понимать. Чувства мы выбирать не можем, мы не можем ими управлять. Чувство – это то, что происходит с нами в результате того, как мы выберем жить.) Чувство зависит от того, кто такой я, какой я, в какой позиции, в каком месте я нахожусь! Качество меня (это означает, что я за человек для самого себя, кто я такой по своему собственному мнению и в каком мире я живу) и рождает качество моих чувств. Другими словами, чувство – это не сущность, это действие: это то, как я живу в этом мире.

В общем виде возникновение тех или иных чувств (то есть моего живого отклика на происходящее) я бы описал следующим образом: когда происходит некое событие, я в этом событии тем или иным образом себя обнаруживаю: я совершаю выбор того, как относиться к этому событию, кем и каким мне быть в нём. То есть своим выбором я занимаю определённую позицию и по отношению к самому себе, и по отношению к событию. От того, какую позицию я займу, как выберу относиться, то есть кем я буду, зависит то, какое впечатление на меня произведёт это событие.
Мои выборы, из которых вырастает мой способ жить, и рождают то или иное моё самочувствие (то или иное моё состояние). То, как я выберу относиться, будет влиять на то, какие чувства я буду переживать, какое у меня будет состояние. При этом выбор этот никогда не является умозрительным, его нельзя себе предписать, нельзя себя уговорить принять тот или иной выбор. Выбор, в отличие от решения всегда иррационален, внерационален (но не нерационален). Выбор – это всегда некое целостное переживание, он производится всем естеством. То есть выбор – это тоже то, что происходит, а не «решается», поэтому до него можно дорасти, дожить, дозреть, но никак не назначить.
Моя позиция (положение, точка зрения) естественным образом вызывает во мне состояние (внутренние движения, побуждения), соответствующее моему выбору. Состояние это зависит от того, в чём я теперь (после такого своего выбора, такого отношения) буду испытывать нужду. Моя нужда даёт толчок к внутренним движениям: к изменению существующего или к его освоению. И эти внутренние движения я как-то чувствую, то есть знаю о том, каково мне, каково моей душе, как мне-живому теперь, после моего выбора, живётся на белом свете. Эти мои внутренние движения и являются тем, что мы называем словами «состояние», «внутренняя жизнь», «чувство».

Чем это всё является на практике?
Например, меня бросил близкий человек, и я чувствую боль покинутости, отвержения, ненужности, крушения надежд и отсутствия будущего, бессилия, возможно, переживаю гнетущую тяжесть мира и много чего ещё. Мне хочется сжаться, укрыться, хочется тепла и ласки, хочется понимания и сочувствия… Что может являться причиной таких переживаний? Именно то, что я в этом произошедшем событии (уход другого человека) незаметным для себя образом выбрал:
быть ненужным самому себе, не ценить самого себя;
быть маленьким и беспомощным;
быть ненужным и никчемным для других;
быть хуже других;
жить в трудном, опасном и равнодушном ко мне мире;
не иметь будущего (не иметь смыслов);
….

При этом само наличие боли ещё не означает «патологичности» переживаний, их ненормальности в клиническом смысле. Когда отнимают часть тела, мы естественно чувствуем боль. Боль есть свидетельство нашей живости. Душевная боль при утрате тоже естественна: мы свыклись, срослись с человеком, он стал нашей частью (нашей души и личности). Но от того, как мы будем относиться к этой боли, зависит, чем это событие будет для нас в дальнейшем, что мы будем переживать, как мы будем жить: зарастёт ли наша утрата, как зарастает всякая рана (не сразу, а со временем!), или мы провалимся в затяжную депрессию на долгие годы, лишенные сил и вкуса жизни.

Если я воспринимаю случившееся как таковое, имея дело только с ним («мы больше не будем общаться»), тогда я выберу жить вместе с болью, не отворачиваться от неё. И тогда она постепенно изживается естественным образом, и я становлюсь сильнее и живее ею. Конечно, на это тоже нужно время; неверно думать, будто, решившись обратиться к своим чувствам (выполнив некую «технику» или «практику»), я тут же окончательно и бесповоротно освобожусь от всего, что мне неприятно и мучительно. Ведь сама эта фантазия о мгновенном «исцелении» является одной из причин, по которым я никак не могу прожить свою боль. В том-то и дело, что мне необходима решимость в течение неопределённо долгого времени (может быть, и всю жизнь!) пребывать вместе с собой болеющим: с любым собой, неважно каким, главное – вместе с собой, – а не бежать сломя голову от себя больного и отяжелённого свалившемся мне на плечи миром. Необходима решимость жить, переживая подавленность, тяжесть, муку расставания, и тогда она не может не изжиться, не может не закончиться, ибо «всё когда-нибудь заканчивается». Однако время лечит только тогда, когда мы лечимся. А когда не лечимся, то болезнь становится хронической. Иначе говоря, когда мы живём, то все наши жизненные (наполненные нашим присутствием) состояния преходящи, конечны. Изменчивость, текучесть, непрестанное обновление и возрождение – основное состояние жизни. А вот умирать (находиться в беспамятстве себя) можно бесконечно долго, и ничего этому помешать не может, кроме собственного желания жить. В этом смысле жизнь вечна, но конечна, а ад – пребывание в небытии самоотчуждения, невключённости, отсутствия, - бесконечен.

И вот если я выберу испугаться боли, если захочу её не чувствовать, то этот выбор обязательно будет нагружен чем-то ещё. В этом случае к моей естественной боли от утраты примешивается и другая боль – боль, связанная лично со мной, с тем, каким я теперь переживаю себя и мир в связи с этой утратой. Мне страшно и невыносимо больно оказаться вдруг вот таким, вот в таком мире, вот в таком положении. И вот с этой своей «вторичной» болью я и не хочу контактировать и избегаю её, когда упиваюсь своим горем, «раскисаю», жалея себя несчастного, или, напротив, когда искусственным образом бодрюсь, натягиваю на лицо «позитивную» мину и пытаюсь себя всячески отвлечь от гнетущих переживаний. Такой мой выбор – избегать боли – вызван глубинной ущербностью, неполноценностью моего я, что связано с определённого рода психической травмой, с которой я теперь не хочу соприкасаться.
Тонкость состоит в том, что, если я не открою себя вот такого (ущербного), если не встречусь с собой (с таким собой, который и является моей главной проблемой) и не обнаружу, как и ради чего я выбрал и выбираю быть таким, то все жизненные необходимости (которые мне действительно нужны), будут для меня «не моими», а действия, связанные с осуществлением этих необходимостей, я буду чувствовать чуждыми себе, и переживать как насилие над собой.

Итак, если вы хотите надёжно и гарантированно сойти с ума, нужно как можно усерднее гнать от себя свои тревоги, страхи, болезненные переживания (то есть себя самого, который всё это переживает), весь так называемый «негатив». И тогда «вырвавшаяся» из-за укреплений боль непременно начнёт эти укрепления крушить.
В чём это может выражаться? В различных психотических симптомах: от раздражительности, ощущения подавленности или суетно-тревожной ажитации до проблем с памятью, расстройства мышления, бреда, галлюцинаций, неконтролируемой злости и пр. Тяжесть этих нарушений зависит от степени нашей запущенности – от того, насколько далеко мы от себя отодвинулись в попытках не чувствовать свою рану.
Подчеркну ещё раз: боль не бывает о ненужном, боль всегда свидетельствует о том, что затронуто нечто жизненно важное. И это важное ищет пути для своего проявления, удовлетворения, насыщения - «можешь природу хоть вилами гнать…». Жизнь не заткнёшь за пояс, и она так или иначе найдёт, как себя осуществить. Вопрос лишь в том, будем ли мы при этом вместе со своей жизнью (с собой-живым) или будем противостоять жизни, умертвляя и разрушая себя, полагая, что стараемся героическими усилиями себя сохранить.
Если рана не очень глубока и/или запас душевного здоровья достаточно велик, то всё это может происходить в вялотекущем режиме: мы можем делать вид, что у нас всё хорошо, мы сколько угодно можем «думать позитивно», но глубинная боль «тихой сапой» (на ощущаемом, но мало осознаваемом уровне) будет отравлять наше существование и сквозить во всём, что бы мы ни делали.

Чтобы исцелиться, нужно начать возвращаться к самому себе, знакомиться с собой, учиться чувствовать и признавать чувствуемое, выносить (выдерживать, терпеть) напряжение чувствования, присутствуя при самом себе - обнаруживая себя. Первый шаг в этом - обращение к своим переживаниям, чувствам, к своей тревоге, боли (и далее этот шаг производится непрестанно). При этом обращаемся мы к своим чувствам не для того, чтобы их как-то изменить (чувства вообще не могут быть объектом нашего воздействия).
Будучи обращены к чувствам, мы имеем возможность, идя в них и за ними, обнаруживать те глубинные убеждения, утверждения, установки относительно себя и мира, которые являются основаниями нашего способа жить (нашего поведения) - источником тех или иных чувств и поступков. Отмечу ещё раз: всякое чувство является следствием того или иного взгляда на мир, той или иной личностной позиции, точки зрения, убеждения, интерпретации происходящего: как мы смотрим на мир, таким мы его и видим; каким мы видим мир, таким мы его и переживаем.
Обнаруживая некое конкретное убеждение, позицию (опытным путём, то есть на уровне переживания, а не умозрения), важно всякий раз видеть то, как мы осуществляем этот выбор (выбор именно такого мира, такого положения дел, такого себя, такого Другого) - как, зачем, для чего мы выбираем именно так, именно это? Выбираем так, чтобы... ( чтобы что?).
При этом мы всё также обращены к чувствам, мы смотрим сквозь них и ими - они наши «глаза». И мы смотрим, как мы при этом относимся к тому, что происходит вслед за нашим таким выбором, и каково нам теперь жить на белом свете, когда мы выбрали так («Должно быть так...», «Происходит вот это...», «Я такой...», «Он относится ко мне так...», ...).
А после этого необходимо осваивать осуществлённый выбор: наблюдать его, переживать его последствия, вникать в то, как сейчас хочется жить. И в какой-то момент у нас, быть может, родится новый выбор, когда мы до него дозреем (это созревание может длиться одно мгновение, а может и всю жизнь...).
И только тогда жизнь может потечь в новом русле.
Как видите весь этот путь в «новую жизнь» становится возможным только тогда, когда мы рискуем обратиться к своим чувствам, к своему настоящему состоянию - не переделывать его изощрёнными психотехниками, а жить его.

Что в этом может помочь? Как это осуществить, как решиться обратиться к таким переживаниям, которые страшат невыносимостью муки? И действительно, насколько безопасно обращаться к таким переживаниям, к которым ты не готов, которых ты не хочешь? Теоретически на это вопрос ответить невозможно. В том смысле, что любое объяснение или доказательство будет исходить из некоего внешнего опыта – опыта других людей. А свой собственный опыт нельзя получить «теоретически», он обретается только на практике.
Но помощь практического порядка в этом возможна. Например, наша практика Присутственной арт-терапии* может помочь и существенно облегчить обретение такого личного опыта. Одной из особенностей практики является то, что она позволяет постепенно приближаться к самым заряженным переживаниям, не требуя от человека насилия над собой, не заставляя его соприкасаться с той болью, к встрече с которой он пока не готов. Ведь когда человек обращается к тем своим чувствам, которые он переживать не собирался, когда у него нет чёткого внутреннего обоснования и готовности к ним обратиться, тогда ретравматизация (повторная травматизация) вполне возможна, поскольку он находится в прежней позиции и возможности выхода к новой в данном случае у него нет.
Защитой от ретравматизации в нашей арт-терапевтической практике служит то, что человеку предлагается обращать внимание на любые значимые чувства и включать их в «работу». Это означает, что, когда человек сомневается, опасается, тревожится, явно не готов и не хочет обратиться к страшным для него переживаниям – ему и нет необходимости к ним обращаться. В этом случае ему нужно обратить внимание на своё опасение, на свой страх этих чувств и дать возможность этому страху (страху страха) заговорить, проявиться, выражаясь в творческом действии. И точно также человек поступает с любыми другими своими чувствами и состояниями, которые являются для него проблематичными. В этом случае человек к любому своему травматичному опыту подходит плавно и в соответствии с внутренней готовностью, а тревога, сомнение, страх, которые он испытывает по поводу своих мучительных состояний (по поводу источника своей боли), становятся проводниками к ним. В таких обстоятельствах человек плавно течёт в русле внутренних сил, а любые напряжения и «препятствия» становятся ему помощниками, охотно отдающими свои силы и приближающими человека к самому себе.
Задачей всей практики является приближение к самому себе, получение опыта близости к самому себе, переживание самого себя «внутреннего» как факта собственной жизни. Свидетельствуя себя, мы вникаем в своё собственное реальное положение, узнаём место, которое мы занимаем. Задача – видеть, где мы находимся по отношению к самим себе, видеть своё место и позволить себе жить прямо в этом месте, осуществляя и проявляя ту жизнь, которая была нами остановлена, запружена какой-то нашей субъективной невозможностью, болью, каким-то нашим выбором не жить вот эту, вот такую жизнь, в этом месте нашей души.

При этом смысл не в том, чтобы в течение арт-терапевтической сессии что-то «проработать», а в том, чтобы сделать шаг к самому себе, побыть с самим собой наедине, почувствовать ценность себя живого, настоящего, «беспричинного», вне социальных атрибутов и оценок – в том, чтобы повернуться к себе лицом и вступить с собой в отношения (в другие отношения). Хочется особо подчеркнуть, что не стоит ожидать от практики (от любой практики, от любой психотехники) чего-то чудесного: «Вот сделаю психотехнику, переживу-перетрансформирую с её помощью свои проблемы, найду ресурс и избавлюсь, наконец, от всех проблем. И вот тогда заживу…». Не решатся все проблемы, чего бы мы ни нашли, какой бы опыт мы ни получили. Вся жизнь – сплошные проблемы (вспомните своё детство, разве тогда не было проблем?).
Смысл не в том, чтобы зараз что-то изменить в себе (и вообще не в том, чтобы в себе что-то менять), а в том, чтобы начать поворачиваться к себе передом, а к лесу задом, и жить с собой заодно. Название подхода – «Присутственная арт-терапия» - отражает саму суть процесса, который заключается не в попытках «творческого преобразования» чего-то там «внутри себя», а в свидетельствовании себя: обнаруживая себя, мы становимся виднее и для самих себя, и для других. Находиться (находить себя), видеть, пребывать, проживать, проявлять, признавать – для того, чтобы в нашей внутренней действительности что-то начало изменяться, ничего более не нужно.
Чтобы это стало возможным, необходимо быть включённым в самого себя, быть вместе с тем, что чувствуешь, а не пытаться дистанцироваться, отстраниться, отвлечься от неприятных чувств и ощущений. Напротив, нужно быть в средоточии своих чувств, находя внутри этой стихии внутренних течений самого себя. Только такое внимание к себе и может открыть действительный смысл того, что же стоит за тем, что мы чувствуем: какие наши желания стоят за нашими чувствами (проще говоря, – что мы хотим сделать), какая установка, какое требование/ожидание (к себе или к Другому), какой взгляд на мир. Через внимание к своему состоянию мы можем открыть свои действительные нужды и себя-деятеля.
Возможность быть включённым в себя появляется тогда, когда мы себя и свою жизнь в своих интересах ставим на первое место, а «избавление» от того, что мучает, переделывание себя – на последнее. И занимаемся знакомством с собой. В процессе этого знакомства и происходит всё то, что так желаемо.
Присутственная арт-терапия является таким способом, с помощью которого можно знакомиться с собой непосредственно – не со своими концепциями, а со стихией себя, с собой живым и настоящим. А именно это, на мой взгляд, и является самым главным для каждого человека. Это является и смыслом психотерапевтического процесса – помочь человеку приблизиться к самому себе, помочь ему получить опыт бытия вместе с собой, а не вопреки себе. Когда такое случается, тогда и начинается путь к исцелению от душевных ран.

_____________________________

© Ляшенко В.В
Тетушка Лу
7 июля 2014, 12:15

Натали Анд написала:

Нет. Я не о таком выискивании проблем. Я о том, когда они и на самом деле есть.

Попробуй техники НЛП. Представь что ты у себя в мозгу. Он представляет огромный захламленный чердак. Но в общем, если его разрести и сделать ремонт - вполне можно устроить и пентхауз. И вот ты через искрящуюся в солнечном луче пыль подходишь к огромной куче хлама. Это и есть твоя проблема. Или твои думы о проблеме или твое отношение к проблеме ( ты ж не пишешь ничего конкретного, так что советовать трудно) Ты сгребаешь все это и выбрасываешь из окна. Смешно потом когда оказывается что окно это ухо или рот или нос. Все, выкинула. Что там осталось? ну скажем большое черное пятно. Ничего страшного, его можно закрыть ковром. Запомни твоя задача из захламленного чердака сделать пентхауз. Лежи и придумывай как и что ты в нем расставишь, в какой цвет выкрасишь стены, какие на них будут висеть картины. Все - только радостное и светлое. Все что не удалось выкинуть ( это не сразу приходит, когда научишься будет легче), надо задвинуть в самый крайний угол и накрыть крышкой. Как Скарлет - я подумаю об этом завтра. А завтра оно все и неактуально уже biggrin.gif
Ларантито
7 июля 2014, 12:38

Натали Анд написала:
Я же говорю о том - как возможно выработать это умение не зацикливаться? То, что оно нужно - я не спорю ни разу. smile.gif

Есть такие картинки-перевертыши, на которых можно увидеть старуху или девушку, два профиля или вазу. На самом деле всего-навсего часть листа белая, часть черная. Зацикливание – когда человек хочет видеть только девушку и ни за что не согласен со старухой (со столбом). Старуха – это неправильно и не должно быть, она мешает! Как выработать умение не зацикливаться на девушке? Мне странно, что ты пишешь, психологи не говорят как. Ну не может такого быть. Они наверняка говорят, просто ты, судя по теме, не готова (была?) поверить, что можно жить счастливо со столбом, т.е. видеть и девушку, и старуху, и просто сочетание черного-белого. Говорила, что все, кроме девушки – это самообман и иллюзия, или, точнее, что человек не может быть счастлив, пока не уберешь старуху.

В общем, чтобы не зацикливаться, нужно сменить фокус внимания. Думаю, именно это удается людям, которыми ты, по твоим словам, восхищаешься. Я, конечно, тоже восхищаюсь, потому о таких не забываю.

Но важно и то, что написала Агостина: принять факт как факт и не прятать голову в песок, перестать сопротивляться тому, что столб есть. Перестать сопротивляться = смириться.

В моей жизни (как у большинства присутствующих smile4.gif ) тоже есть столб; между рациональным пониманием, что я не могу его убрать и прекращением попыток это сделать прошла пара лет. Столб был источником плохих эмоций и тяжелых мыслей, они до сих пор порой подступают (есть ли чем поживиться? 3d.gif ), тогда я просто переключаюсь что-нибудь другое. Мысли, которые тянут за собой тяжелые чувства – они ведь к лучшему ничего не меняют. Я сделала, что могла, столб и ныне там, ну так пускай стоит. Так что согласна с «прокачиванием позитива», на самом деле его в жизни гораздо больше, чем тень, которую отбрасывает столб. Он ведь не заслоняет неба. И, честно говоря, со временем становится все меньше и прозрачнее.
Натали Анд
7 июля 2014, 21:46
Спасибо всем за беседу. smile4.gif
Я повторюсь, но тема открыта не из-за моих проблем, а проблемы одной моей знакомой. Поэтому я считаю, что будет не очень хорошо эту проблему озвучивать "в прямом эфире" (это насчёт того, что я не говорю какая конкретная проблема).
Все практические советы я ей передаю.

Но, конечно же, и я сама, как человек тоже имеющий некоторые "столбики" и желающий улучшить свой "жизненный фон", smile.gif очень благодарна за все отклики в этом треде.

Многое из озвученного в треде я считаю полезным и для себя.

Ещё раз всем спасибо! hb.gif
Свиристель
11 июля 2014, 00:42


А я согласна. Это особенно хорошо действует, когда есть склонность раздувать и драмматизировать свои проблемы (как у меня, например). Проблема объективно действительно крупная, когда перестаёт действовать последний аргумент: "зато ты живой". При этом неважно, сколько у человека ног.
Дальше >>
Эта версия форума - с пониженной функциональностью. Для просмотра полной версии со всеми функциями, форматированием, картинками и т. п. нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2017 Invision Power Services, Inc.
модификация - Яро & Серёга
Хостинг от «Зенон»Сервера компании «ETegro»