Справка - Поиск - Участники - Войти - Регистрация
Полная версия: Розенкранц и Гильденстерн мертвы
Частный клуб Алекса Экслера > Киноархив
MiltonReal
6 июля 2014, 13:52
На днях посмотрел этот шикарный фильм и даже написал на него рецензию. Не с целью прорекламировать свой блог, а с целью поделиться своими мыслями кидаю ссылку. Фильм очень многогранный, как считаете, что я ещё упустил?

Розенкранц и Гильденстерн мертвы

<...>
Итак, прежде всего, это деконструкция пьесы Шекспира и одновременно замыкание её на саму себя. Это как будто голограмма – «Гамлет» здесь существует на всех уровнях, отражается в самом себе и повторяется в бесконечном цикле, а любая попытка Розенкранца и Гильденстерна выйти за очерченные Шекспиром рамки обречена на провал. Если, например, в пьесе Шекспира бродячие актёры разыгрывают перед королём пьесу «Убийство Гонзаго», лишь отдалённо напоминающую «Гамлета», то здесь они ставят «Гамлета». А внутри того «Гамлета» снова ставят «Гамлета» (что блестяще продемонстрировано в фильме) – и так до бесконечности.

Одновременно текст Стоппарда – это тонкая пародия (тоже очень важное явление в современной культуре), причём высмеивается не сколько Шекспир с его «Гамлетом», столько жанр трагедии как таковой. Особенно достаётся трагедийным концовкам, в которых смерть без разбору настигает и положительных, и отрицательных героев. «Сущая бойня, восемь трупов», – так характеризует пьесу предводитель труппы бродячих актёров, и слова эти в применении к главному шедевру мировой драматургии звучат действительно смешно.

Но наиболее важна здесь, пожалуй, экзистенциальная составляющая – размышления Розенкранца и Гильденстерна о своём существовании при невозможности понять его смысл. Они не помнят о том, что было с ними до того, как началось действие пьесы Шекспира, не понимают смысла происходящего вокруг и, уж конечно, не понимают, за что их приговаривают к смерти. Им кажется, что весь мир вертится вокруг них, а между тем они случайные жертвы в войне Гамлета и Клавдия, малозначительные персонажи давно написанной пьесы, судьба которых не волнует ни автора, ни читателей.

Все эти рассуждения могут показаться всего лишь забавной интеллектуальной игрой, но, если задуматься, они оказываются более чем применимы к нашей жизни. А не являемся ли мы актёрами в чужом спектакле? Мы точно так же не знаем, зачем появились на свет, не знаем, что было с нами до нашего рождения и было ли что-нибудь вообще, жизнь как будто проходит мимо нас и мы лишь наблюдаем за ней через зарешечённые окна (или экран телевизора), а смерть остаётся для нас непостижимой загадкой. Как бы мы ни пыжились, как бы ни прикрывались наукой, религией и чёрт знает чем ещё, мы знаем о жизни, рождении и смерти не больше, чем эти двое бедолаг, запертых в шекспировской пьесе.
<...>
Kite
6 июля 2014, 14:40
Все хочу пересмотреть фильм, но регулярно вырубаюсь минут через 45, хотя по молодости на ура шел. Уж больно многослоен. Том Стоппард- серьёзный дядька. Рецензия понравилась.
Синичка76
9 июля 2014, 14:31

MiltonReal написал: «Сущая бойня, восемь трупов», – так характеризует пьесу предводитель труппы бродячих актёров, и слова эти в применении к главному шедевру мировой драматургии звучат действительно смешно.

Ну надо же! Оказывается, не одну меня посетила подобная мысль после ознакомления с творчеством Шекспира, в т.ч. с "Гамлетом". Ведь почти все трупы на его совести. Да он убивец отпетый, этот ваш Гамлет! smile.gif

А такой разворот как в этом фильме посмотреть было бы занятно, да.
MiltonReal
9 июля 2014, 21:11

Синичка76 написала:
Ну надо же! Оказывается, не одну меня посетила подобная мысль после ознакомления с творчеством Шекспира, в т.ч. с "Гамлетом". Ведь почти все трупы на его совести. Да он убивец отпетый, этот ваш Гамлет! smile.gif

А такой разворот как в этом фильме посмотреть было бы занятно, да.

Там ещё был отличный момент, когда Розенкранц и Гильденстерн смотрят, как актёры ставят эту пьесу, и Розенкранц спрашивает: "Это конец?", а актёр ему так снисходительно: "Ну что вы! Какой же это конец, когда все ещё стоят на ногах?!" biggrin.gif
Tanzen
9 июля 2014, 21:35
Есть такая примета у скандинавов - если бросаешь монетку на удачу в каком-либо действии - бросай до тех пор, пока не выбросишь.
Как вы думаете, режиссер поэтому заставил героев в пути постоянно играть монеткой?
MiltonReal
10 июля 2014, 23:12
Ну мне кажется, с монеткой как раз всё просто. Эпизод показывает, что герои не властны над своей судьбой.
Синичка76
11 июля 2014, 07:59

MiltonReal написал: Там ещё был отличный момент, когда Розенкранц и Гильденстерн смотрят, как актёры ставят эту пьесу, и Розенкранц спрашивает: "Это конец?", а актёр ему так снисходительно: "Ну что вы! Какой же это конец, когда все ещё стоят на ногах?!" 

Определенно, надо посмотреть.
Magvamp
5 августа 2014, 02:32

Tanzen написал: Как вы думаете, режиссер поэтому заставил героев в пути постоянно играть монеткой?

Не режиссер. Это и в пьесе Стоппарда было.
А еще мне нравится момент, когда при встречах с персонажами "Гамлета" они начинают говорить Шекспировскими стихами. В один из таких моментов один другому говорит - "Хочу домой!"
Kite
6 августа 2014, 17:09
Все-таки досмотрел. Малость разочаровался- хотел проверить, состоится ли фильм, как отдельное произведение, если забыть о первоисточнике. Минут тридцать это вполне получалось, но потом сорвалось- практически все фишки исходят от сравнения с "Гамлетом". Ну и само содержание тоже как-то не заиграло новыми красками. В общем, такие фильмы или пьесы надо смотреть вОвремя.
Хорошо, что фильм попал к нам на экраны в начале 90-х.
Bijou
10 августа 2014, 18:05
Абсолютный шедевр постмодернизма, гениальная игра актерского дуэта.
Kite
10 августа 2014, 22:06

Bijou написала: Абсолютный шедевр постмодернизма, гениальная игра актерского дуэта.

Ну так классика. В 70-х/80-х, по-моему, эту пьесу в переводе Бродского переиграли у нас все студенческие театры.

Tanzen написал: Есть такая примета у скандинавов - если бросаешь монетку на удачу в каком-либо действии - бросай до тех пор, пока не выбросишь.
Как вы думаете, режиссер поэтому заставил героев в пути постоянно играть монеткой?


Интересная мысль.
В принципе, в пьесе постоянное выпадание монетки на "Орла" четко связывается с моментом прибытия гонца и явно указывает на то,


MiltonReal написал: что герои не властны над своей судьбой.

Однако в фильме немного не так.
События в фильме можно трактовать так, что пока герои бросали монетку (спорили с судьбой), они фактически были ей неподвластны. А вот едучи с письмом на корабле, и решив оставить все, как есть, они уже ей как бы покорились. А могли бы рассказать о злодейском плане Гамлету и, скорее всего, вернуться живыми с ним в Данию.
Кат-Арина
15 августа 2014, 23:15

Magvamp написал: Не режиссер. Это и в пьесе Стоппарда было.

Справедливости ради, режиссёр тоже он. wink.gif
Эта версия форума - с пониженной функциональностью. Для просмотра полной версии со всеми функциями, форматированием, картинками и т. п. нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2017 Invision Power Services, Inc.
модификация - Яро & Серёга
Хостинг от «Зенон»Сервера компании «ETegro»