Справка - Поиск - Участники - Войти - Регистрация
Полная версия: Прикосновение Греха / Tian zhu ding, 2013
Частный клуб Алекса Экслера > Фильмы
Kite
26 октября 2014, 21:32
Прикосновение Греха / Tian zhu ding, 2013
Китай, Япония, Франция
режиссер: Цзя Чжанкэ
сценарий: Цзя Чжанкэ
В главных ролях:Цзя Чжанкэ, У Цзян, Ланьшань Ло
user posted image
Не являюсь знатоком и большим любителем азиатского кино. Но по случаю попросил порекомендовать какой-нибудь фильм про современный Китай. "Инсайдер" посоветовал этот, сказав, что он видел наш "Левиафан" и считает, что они в чем-то похожи.Правда, добавил, что режиссер в Китае считается чернушником -либералом, что фильм в стране был запрещен и всё такое.
Сам Цзя Чжанке говорит, что идеей фильма была реакция на участившиеся случаи насилия в стране. Он взял четыре криминальных репортажа из новостей и облек их в форму "Ву-Шу историй". Получилось серьезное кино с привкусом шизы.
Первая история рассказывает про шахтера, не согласного с итогами приватизации родной шахты. Потеряв надежду на справедливость, он берется за ружье и действует вроде нашего Данилы Багрова, хладнокровно отстреливая все начальство от бухгалтера до главного начальника.
Вторая история- про серийного убийцу-грабителя, высылающего кровавые грОши семье в деревню.
Третья (лучшая)- про женщину, у которой выдался плохой день, привлекающий неприятности и феерических уродов. Когда терпение лопнуло, главному уроду мало не показалось.
Четвертая- про молодого парня, приехавшего в город из деревни, и от которого родичи ждут денег. Но работа попадается одна хуже другой.

В общем, ознакомиться было познавательно и интересно с той точки зрения, что все истории с легкостью могут быть спроецированы и на нашу жизнь.
Ну и сцены насилия сняты с редким реализмом.

Всё вышенаписанное- для справки, рекомендовать не буду. Это не привычный азиатский боевик, а социальная драма с китановской шизой.

ПС1. На ю-тюбе есть отрывок из фильма, где группа проституток в богатом отеле представляется клиентам под "Вставай, Страна Огромная!"



В виденной мной блю-рейной версии песня была уже "Мы- молодая гвардия рабочих и крестьян!". Видимо, кто-то сказал режиссеру, что первоначальная версия была кощунством.
ПС2. В фильме есть жуткая сцена издевательства над лошадью. Режиссер уверяет, что специальному дрессировщику было дано задание натренировать для этой сцены лошадь, и что животное в момент съемок никто и пальцем не тронул. Хочется верить, что так.
А вот утке действительно, перерезали горло прямо в кадре. Неотъемлимая часть китайской кухни, говорят.
IW-GDK
26 октября 2014, 21:43
Меня хватило только на две истории.
Kite
26 октября 2014, 21:55

IW-GDK написал: Меня хватило только на две истории.

Мне понравилась только третья.
По поводу сабжа я слышал много восторженного как раз год назад на Денверском фестивале (по-моему, он там даже главный приз взял), где посмотрел несколько фильмов по случаю в командировке. Сейчас после просмотра чешу репу и не понимаю, из-за чего. Виденные мной фильмы были не хуже.
Во всяком случае, с такими вкусами американцев Звягинцев имеет на Оскар хорошие шансы.
Сквонк
26 октября 2014, 23:04
Притащу сюда свой же текст, вдруг кого-то вдохновит-таки на просмотр:

Китайский «Антониони» до сих пор был известен мне своими арт-хаусными работами, завораживающими индустриальными пейзажами современной Поднебесной (см., например, его "Натюрморт" 2006 года), иногда статичными планами (см., например, его "Платформу" 2000 года), чаще многоплановостью и изысканной глубиной кадра – которыми он пытался писать сложность и запутанность жизни в капиталистическом (если быть честным) Китае. В кадре маленькие люди, недоговоренность, некоммуникабельность, просто жизнь, поданная через безупречные по форме ракурсы. Такой киногеничный образный городской интершум, который когда-то умел снимать великий итальянец, а теперь умеет снимать только Чжанке. «Прикосновение греха», помнится, удивила каннскую публику, которая не ожидала, что автор изысканного и равнодушного к зрителям арт-хауса вдруг снимет жанровое кино. Но на самом деле Цзя Чжанке снимает все то же сложное, очень красивое, многоплановое кино – только выбрал на этот раз жанровую форму, распылил одну непростую идею на четыре новеллы, и получился, на мой взгляд, один из самых мощных фильмов о бессердечности капитализма, об индустриальном равнодушии, о зависти и деньгах и, конечно, о человеческом/нечеловеческом во всем его проявлении. Начинается кино ударно, настраивая готового скучать западного поклонника «непонятных азиат» не на медитативную волну, а на грязное, жестокое кино в духе «Боулинга для Колумбайна» и «Бонни и Клайд». От чего и само название фильма сначала обманывает: зимний пейзаж, на мотоцикле едет хмурый молчаливый «маленький человечек», месье Башмачкин, его останавливают дорожная банда, готовая поживиться, но он их хладнокровно расстреливает, проезжает мимо перевернутой фуры с апельсинами, и первого нашего героя – бородатого неудачника. Тем самым как бы передавая эстафету зла, греха и насилия (он затем въедет во вторую новеллу, целиком посвященной ему, киллеру и грабителю богатеньких китайцев). Над нашим бородатым неудачником издевается все село, он завидует чиновникам-взяточникам, лезет на рожон, его избивают клюшкой для гольфа, доводят до бешенства, он берет винтовку и убивает всех неприятных ему зажиточных говнюков нахер.

Но если вы думаете, что весь фильм насилие будет только взвинчиваться до предела, как у какого-нибудь Чхан Вук Пака, то вы ошибаетесь. Четыре новеллы посвящены мрачному индустриальному и сельскому пейзажу огромной страны, которая давно уже живет по капиталистическим заветам, отчего социальное расслоение чудовищно, миром на самом деле правит зависть (а совсем не конкуренция, как у идеалистов-либертарианцев), у людей только одна цель: завоевать свое место под солнцем, и сожрать в случае чего ближнего своего. Скажем, несчастную лошадь здесь избивают нещадно "по заветам" Достоевского и Ницше, и "по заветам" их же - герой расправляется с тем, кто поднял на бедную животину руку. Вы против? Я - нет. Да, до ситуации вселенной недавнего австралийского жесткача "The Rover" Дэвида Мишо, продолжающему линию «Дороги» Хиллкоата (тоже ведь австралиец), не близко, но вектор проложен верно. Пусть в «Ровере» убивают походя кого угодно, даже детей, а единственный друг человека – собака, легко представить себе в недалеком будущем современной Поднебесной Цзя Чжанке маргинальных персонажей Роберта Паттинсона и Гая Пирса. А ведь «Ровер» постапокалиптик, тогда как «Прикосновение греха» - фотографически-точное социальное кино о современном положении вещей.

Четыре новеллы про современное насилие во всех его проявлениях: от серийных убийств до самоубийства. Герой-киллер, молчаливый, худой, и злой – это герой-игла, связывающий все четыре новеллы своим касанием – появлением рядом, дыханием, взглядом. Убивать можно и даже нужно, если тебя пытается изнасиловать этот гребанный мир. Акцентируя камерой взгляд зрителя на задавленности и униженности маленьких людей Цзя Чжанке все-таки не делает нас сообщниками, но при этом проговаривает какую-то странную догвилевскую максиму-лицензию: «Их вынудили. Имеют они право или нет, не суть дело. Если государство насилует граждан, заслонка-закон, не говоря уже про заслонку-мораль – разрушается. Если власть предержащим и деньги имеющим можно применять силу к маленьким, маленькие будут применять силу к ним и к себе подобном. Это просто закон причины и следствия. Вы можете быть против, но так будет. Смиритесь». Если социальная несправедливость в первой новелле может быть сомнительна – не факт, что чиновники – коррупционеры, а герой может обычный завистник, сошедший на этой почве с ума – то героиня третьей новеллы, избитая пачками купюр, выходит из себя в попытках самозащиты от потенциального мужчины-насильника. Тут действительно нет смысла задаваться вопросами о каком-то революционном насилии, или тем более списывать его на героя-иглу, якобы приносящем собой вседозволенность и аморализм. О какой морали в капиталистическом устройстве может идти речь? О каких границах, уважении и самоуважении можно говорить, если любого маленького работника могут уволить просто так, или заплатить в три раза меньше, а проститутки унижены до полного бесправия, до ничтожества? Здесь уже дело не столько в моральных дилеммах, сколько в самом прикосновении греха – который на самом деле не в киллере, а в воздухе капиталистического Китая. Это – скрытое насилие, пружина, на которую давят в каждом человеке все сильнее и сильнее, и которая ждет только момента, чтобы выстрелить. В момент, когда над тобой издеваются, человек не будет вспоминать моральный императив Канта, он будет наносить острые ножевые ранения, ударять киянкой, стрелять из револьверов, или просто бить первым попавшемся предметом по мягкому и податливому человеческому телу, скоплению той мерзости, что всю жизнь насиловала его, "но уж сейчас нет, сейчас я достану отцовскую винтовку и вышибу вам всем мозги, вонючие ублюдки".

Фильм поначалу разрешили в китайском прокате, но кажется, он там до сих пор не вышел. Очевидно, партийные бонзы рассмотрели в фильме экстремизм. Но удивляют и западные критики, которые, по-видимому, почитав интервью режиссера, ничтоже сумняшеся чуть ли не все как один пишут про «насилие в современном Китае». Причем тут Китай? Возьмите любой фильм с Бронсоном или Иствудом 1970-х – и будет тот же пейзаж "насилия современного Китая". Цзя Чжанке вообще не задается вопросом о моральном и законном, он на самом деле снял реальные истории, и ничего не придумал в самой схеме преступлений и проступков. Это есть. Это случается. Хотите вы того или нет. Согласны вы с этим или нет. Случается не из-за метафизического героя-демона, а просто даже и самых кротких может коротнуть, если их будут хлестать купюрами и приговаривать «Разве у меня недостаточно денег, чтобы тебя трахнуть? Разве у меня недостаточно денег, чтобы тебя трахнуть? Разве у меня недостаточно денег, чтобы тебя трахнуть?». Примерьте ситуацию на себя и потом признайтесь честно, что вы не зарежете хлещущего купюрами сукина сына прямо на месте? И если вы покачаете отрицательно головой - я вам скажу, что вы просто лжете, лжете в том числе и самому себе.
Marla Singer
1 марта 2015, 19:41

Kite написал:  "Инсайдер" посоветовал этот, сказав, что он видел наш "Левиафан" и считает, что они в чем-то похожи.Правда, добавил, что режиссер в Китае считается чернушником -либералом, что фильм в стране был запрещен и всё такое.

Прикольно. Я не читаю, конечно, "китайских газет", не знаю, как они там думают о Чжанкэ, но я читала его интервью - он там много сетует на потерю традиций и одержимость прогрессом. Может для китайцев он и либерал, но мне, судя по фильмам, он таковым не кажется. Он по-моему скорее похож на консерватора с левыми идеями, недовольного современностью, короче, мне кажется, что я его хорошо понимаю. smile.gif

Там же помимо всего прочего, о чем тут говорилось, хорошо показана разница между цикличной восточной цивилизацией и западной с ее линейным вектором, однонаправленным-центростремительным прогрессом, атомизмом, принципом превосходства и алчностью. И абсолютную чужеродность и противоестественность последней для китайской культуры. Мол, не лезьте вы к людям со своей "свободой рынка", швабодой и прогрессом. Китай сам до всего дойдет потихонечку - этой культуре уже тысячелетия, своих "эпох Возрождения" там было гораздо больше чем в Европе, а в разные моменты она опережала европейскую культуру просто на столетия. Все потому, что спокойно шла. Вот это парень-мотоциклист с "пулей в голове" - он, конечно, быстро ездит, такое движение ради движения, но таких борзых подрезают рано или поздно.

С "Левиафаном" сравнение уместно, но они не похожи - это как бы то, чего я ждала от Звягинцева, но так и получила. А "Прикосновение греха" показался очень крутым фильмом и актуальным для России.
И да - фильм по моей информации все-таки вышел в национальный прокат.
Kite
1 марта 2015, 20:30

Marla Singer написала: Может для китайцев он и либерал, но мне, судя по фильмам, он таковым не кажется.

Как говорится, за что купил...
Более того, "Левиафана" я посмотрел позже и теперь нахожу, что эти фильми очень похожи.
Особенно после того, как почитал "китайские" отзывы на сабж. Они разные, но многие чуть ли не обиделись за страну и называют произведение "на экспорт", схематичным и полным клише (см. местную зеркальную ветку про "Левиафан"). На мой взгляд, фильм такой же "круглый", как и фильм Звягинцева и допускает множество оценок.
Ты, к примеру, увидела аж

Marla Singer написала: абсолютную чужеродность и противоестественность последней для китайской культуры.

,
а Сквонка зацепило совсем другое.
Marla Singer
1 марта 2015, 21:03

Kite написал:  Они разные, но многие чуть ли не обиделись за страну и называют произведение "на экспорт", схематичным и полным клише (см. местную зеркальную ветку про "Левиафан")

Так я же ее читала и даже занималась там тем же самым (про клише, схематизм). А тут китайцы - такие прямо "наши" люди (по ощущениям), проблематика Достоевского и такая нежность ко всем этим униженным и оскорбленным... В пику брезгливости АЗ.
Сманить бы как-нибудь Цзя Чжанкэ в эту страну, если ему на родине совсем кислород перекроют - пусть лучше он про Россиюшку кино сымает. smile4.gif

а Сквонка зацепило совсем другое.

Да я читала - хороший отзыв, с этим я тоже согласна и не спорю.
Эта версия форума - с пониженной функциональностью. Для просмотра полной версии со всеми функциями, форматированием, картинками и т. п. нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2017 Invision Power Services, Inc.
модификация - Яро & Серёга
Хостинг от «Зенон»Сервера компании «ETegro»