Справка - Поиск - Участники - Войти - Регистрация
Полная версия: Шум дорог
Частный клуб Алекса Экслера > Наука и техника
sergeimsk
7 декабря 2014, 22:58
В одном и том же месте шум дорог в некоторые дни слышен громче, а в некоторые значительно тише. Интересно, от чего это зависит?
Fokker
7 декабря 2014, 23:24
Безлошадных повозок меньше.

Когда их больше - шума слышна больше. Когда их меньше - шума слышна меньше.

Многа-многа бибик эта многа-многа шума.
мангуст
7 декабря 2014, 23:26

sergeimsk написал:  от чего это зависит?

От ветра.
Mx
7 декабря 2014, 23:28
От влажности дорожного покрытия, влажности воздуха, наличия/отсутствия пробок и ещё, наверное, кучи разных причин.
Sackville
8 декабря 2014, 00:23
Ветер.
Fokker
8 декабря 2014, 00:41

Sackville написала: Ветер.

..лед и пламя.
sergeimsk
8 декабря 2014, 08:21
Похоже версия, что от ветра самая распространенная. Только как ветер может так сильно влиять? Скорость звука около 1000 метров в секунду, скорость ветра обычно не больше 10, вроде при такой разнице в скоростях ветер вообще влиять не должен, в чем ошибка в моей логике?
Ursula Ursus
8 декабря 2014, 09:57
В основном это зависит, думаю, от влажности, тумана, пыли в воздухе и так далее.
Давно замечено, что туман очень сильно искажает звуки.
Ну и на влажной и на пустой дороге шины шумят совсем по разному.

А еще могут быть флуктуации потока, больше-меньше машин, больше-меньше большегрузов.
Elekmonar
8 декабря 2014, 10:06

sergeimsk написал: В одном и том же месте шум дорог в некоторые дни слышен громче, а в некоторые значительно тише. Интересно, от чего это зависит?

При неизменном потоке машин зависит, прежде всего, от вертикальных градиентов температуры и скорости ветра. Градиент температуры влияет на скорость звука (она пропорциональна корню квадратному от абсолютной, т.е отсчитываемой от абсолютного нуля, температуры воздуха) и, соответственно, на "преломление" звуковых волн в атмосфере ("коэффициент преломления" обратно пропорционален скорости звука). При распространении в неоднородной среде луч света или звук "загибаются" в область с большим показателем преломления. Т.о. если температура падает с высотой (обычная ситуация), то показатель преломления растет с высотой, соответственно, большая доля шума уходит "вверх", а не "вбок". Если температура растет с высотой (температурная инверсия, характерный спутник смоговой ситуации, например), то коэффициент преломления с высотой уменьшается, вследствие чего доля шума уходящего "вбок" увеличивается (магистраль шумит с т.з. наблюдателя на земле "сильнее").
Скорость ветра растет с высотой (и равна нулю у земли). Этот градиент скорости ветра по разному влияет на наветренной стороне (стороны, откуда дует ветер) и подветренной стороны (стороны, куда дует ветер). Грубо говоря, угол по отношению к поверхности земли, под которым распространяется звуковая волна увеличивается с наветренной стороны в (1+u_ветра/u_звука) и уменьшается как (1-u_ветра/u_звука) с подветренной стороны (u_ветра - скорость ветра, u_звука - скорость звука, примерно 330 м/сек). Фишка в том, что из-за градиента скорости ветра угол по отношению к поверхности земли при распространении звука с наветренной стороны все время увеличивается, т.е. траектория распространения звука загибается "кверху" (отсюда уменьшается доля "бокового" шума). Т.о. с наветренной стороны интенсивность шума у поверхности земли снижается. Эмпирически установлено , что за счет этого эффекта разница в интенсивности шума для одних и тех же расстояний с н. и п. сторон при хорошем ветре порядка и более 20 Дб уже на расстояниях около 100-150 м.
ESN
8 декабря 2014, 10:45

sergeimsk написал: ... Скорость звука около 1000 метров в секунду,

около 300 м/с (3 сек между громом и молнией означают 1 км до молнии)
Cinic73
8 декабря 2014, 10:54
Плотность воздуха, если верить Перелльману.
Соответственно от температуры, влажности и т.п.

И дело не в скорости передачи звуков, а в их глушении средой.
Дорога домой.
8 декабря 2014, 10:59
Если там есть даже незначительный подъем, то от плотности машин и соответсвенно, от скорости движения в разное время суток.
У меня такая же байда под окнами - там подъем, и если машин мало, то они едут сильно быстро и с налету с шумом на горку залетают, а, если плотное движение - то, соответственно...
При дожде шум усиливается.
Лунный Волк
8 декабря 2014, 11:39

Cinic73 написал: а в их глушении средой.

И с циферками доказать можешь?
mack
8 декабря 2014, 11:39

sergeimsk написал: Похоже версия, что от ветра самая распространенная. Только как ветер может так сильно влиять? Скорость звука около 1000 метров в секунду, скорость ветра обычно не больше 10, вроде при такой разнице в скоростях ветер вообще влиять не должен, в чем ошибка в моей логике?

1. Скорость звука примерно 330 м/с.
2. Ветер сдвигает СРЕДУ, в которой распространяется звук. Скорость звука не изменится, а вот направление распространения - поменяется и звук просто дойдет не до ваших ушей, а до чьих-то других.
Cinic73
8 декабря 2014, 11:43

Cinic73:И с циферками доказать можешь?

Это к Перелльману.
Не тот который математик, а тот, который "Занимательная физика"
Лунный Волк
8 декабря 2014, 11:52

Cinic73 написал: Это к Перелльману.

Не боишься мести привидений? wink.gif
sergeimsk
8 декабря 2014, 21:18

Elekmonar написал:
При неизменном потоке машин зависит, прежде всего, от вертикальных градиентов температуры и скорости ветра. Градиент температуры влияет на скорость звука (она пропорциональна корню квадратному от абсолютной, т.е отсчитываемой от абсолютного нуля,  температуры воздуха) и, соответственно, на "преломление" звуковых волн в атмосфере ("коэффициент преломления" обратно пропорционален скорости звука). При распространении в неоднородной среде луч света или звук "загибаются" в область с большим показателем преломления. Т.о. если температура падает  с высотой (обычная ситуация), то показатель преломления растет с высотой, соответственно, большая доля шума уходит "вверх", а не "вбок".  Если температура растет с высотой (температурная инверсия, характерный спутник смоговой ситуации, например), то коэффициент преломления с высотой уменьшается, вследствие чего доля шума уходящего "вбок" увеличивается (магистраль шумит с т.з. наблюдателя на земле "сильнее").
Скорость ветра растет с высотой (и равна нулю у земли). Этот градиент скорости ветра по разному влияет на наветренной стороне (стороны, откуда дует ветер) и подветренной стороны (стороны, куда дует ветер). Грубо говоря, угол по отношению к поверхности земли, под которым распространяется звуковая волна увеличивается с наветренной стороны в (1+u_ветра/u_звука) и уменьшается как (1-u_ветра/u_звука)  с подветренной стороны (u_ветра - скорость ветра, u_звука - скорость звука, примерно 330 м/сек). Фишка в том, что из-за градиента скорости ветра угол по отношению к поверхности земли при распространении звука  с наветренной стороны все время увеличивается, т.е. траектория распространения звука загибается "кверху"  (отсюда уменьшается доля "бокового" шума). Т.о. с наветренной стороны интенсивность шума у поверхности земли снижается. Эмпирически установлено , что за счет этого эффекта разница в интенсивности шума для одних и тех же расстояний с н. и п. сторон при хорошем ветре порядка и более 20 Дб уже на расстояниях около 100-150 м.

Спасибо за такой подробный ответ! Теперь гораздо понятнее smile.gif
Rendom
9 декабря 2014, 11:47

sergeimsk написал: Скорость звука около 1000 метров в секунду, скорость ветра обычно не больше 10, вроде при такой разнице в скоростях ветер вообще влиять не должен, в чем ошибка в моей логике?

Скорость звука в воздухе у земли примерно 350 м/с.
Эта версия форума - с пониженной функциональностью. Для просмотра полной версии со всеми функциями, форматированием, картинками и т. п. нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2017 Invision Power Services, Inc.
модификация - Яро & Серёга
Хостинг от «Зенон»Сервера компании «ETegro»