Справка - Поиск - Участники - Войти - Регистрация
Полная версия: Окно в Европу, дверь в ФСБ
Частный клуб Алекса Экслера > Тихий омут
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35
алекс555
25 мая 2016, 23:03

Drumm написала:
В знак солидарности с Сенцовым. Написано выше русским языком...

Это пять!! Как там у классиков:"Что я совсем без драки могу попасть в большие забияки!" Он же прекрасно знает, что в знак солидарности не сажают. Это еще круче, чем один мужик заявил:"Если завтра Луиса Корвалана не отпустят на свободу, то я на работу не выйду!"
Drumm
25 мая 2016, 23:06

алекс555 написал: А что, не уехали?

Куда? Конкретно.


алекс555 написал: Он же прекрасно знает, что
в знак солидарности не сажают.

А, т.е можно убить в знак солидарности с Чикатило и ничего, мелкое хулиганство? Оооок.
Lily_was_here
25 мая 2016, 23:41

kolobrod написал:
Так ему хулиганку шьют, за поджог двери. В Европе такие жертвы точно нужны?

Так и раньше политических сажали по криминальным статьям. Или в психушку.
homo sapiens
25 мая 2016, 23:49

Lily_was_here написала:
Так и раньше политических сажали по криминальным статьям. Или в психушку.

Ему и шить ничего не надо. Его действия четко подпадают под статью. ИМХО.
Статья 167 УК РФ. Умышленные уничтожение или повреждение имущества
2. Те же деяния, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, - наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.
BigSister
26 мая 2016, 00:02
Не помню, писала ли о сходстве (и родстве душ smile.gif) Павленского и Маяковского, но оно в самом деле существует smile.gif. Погуглив, нашла несколько интересных статей.

Аrt1.ru:

Классик vs. маргинал
Андрей Россомахин

Государственный Музей В. В. Маяковского в год 120-летия поэта инициировал издательско-выставочный проект «Маяковский—манифест» в жанре «книга художника».

Популяризатором этого жанра Михаил Карасик — петербургский художник, типограф и знаток книги — остается уже четверть века и нынешняя акция является последовательным продолжением его масштабного проекта, реализованного 10 лет назад: в 2003 году в авторском издательстве «Хармсиздат» были выпущены четыре впечатляющих книжных «бокса» — «Русский Dada», «ОБЭРИУ Box», «Литконструктивизм», «Ленинградский литературный андеграунд». Нынешний «бокс» другой. Это уже не игровая/спичечная, а архивная коробка, подчеркивающая интенции документирования. Коробка содержит в себе 13 работ 13 художников; каждый из них выступил со своим собственным омажем Маяковскому.

Будучи причастным к проекту, автор этих строк полагает уместным приоткрыть публике кураторскую «кухню». Изначально в основу проекта была заложена идея книги-документа, книги-декларации. Предполагалось, что полижанровая форма «книги художника» позволит материализовать «слово» Маяковского, найти новые пластические идеи, адекватные текстам поэта, наконец — связать слово Маяковского с нашей современностью.

…Мокрая, будто ее облизали,
толпа.
Прокисший воздух плесенью веет.
Эй!
Россия,
нельзя ли
чего поновее?..


Эти строки из предреволюционного 1916-го, хотим мы того или нет, в нашем нынешнем актуальном и современном сегодня неизбежно приобретают политические проекции. Впрочем, и эстетические тоже. И, полагаю, тех, кто успел родиться в СССР, эти строки заставят вспомнить поколенческий призыв 1980-х, магический речитатив пассионария с азиатской внешностью: «Перемен!.. Мы ждем перемен!..»

Собственно, пытаясь задать некое поле возможных тем, призванных показать Маяковского как героя нашего времени, художникам были предложены варианты для разработки цельного и актуального блока ярчайшего «внесистемного» Маяковского, Маяковского-радикала. Это могли бы быть и книги-объекты, и «подрывные» книги-прокламации, построенные из соответствующих цитат, фрагментов стихов, документов, визуального ряда:

                Книга-полицейское досье (приметы, установочные характеристики, отпечатки пальцев, фото).
                Книга-обыск (реестры, улики, доносы, запрещенная литература).
                Книга-бомба (важнейшая мифологема футуризма, многократно артикулированная его творцами).
                Книга-кастет («кастетом роиться у мира в черепе!..»).
                Книга-маузер («товарищ маузер!..»).
                Книга-пощечина (вариант — книга-перчатка).
                Книга-крик (ЭЙ!; ВАМ!; НАТЕ!; АНАФЕМА; etc).
                Книга-язык («эР! Ша! Ща!..»; «…а улица присела и заорала…»; etc).
                Книга-штык/перо (метафора, превратившаяся в банальное советское клише).
                Книга-буржуй (и буржуа).
                Книга-приказ…
...

user posted image

Илья Обухов. Фрагмент комикса

Lily_was_here
26 мая 2016, 00:08

homo sapiens написал:
Ему и шить ничего не надо. Его действия четко подпадают под статью. ИМХО.
Статья 167 УК РФ. Умышленные уничтожение или повреждение имущества
2. Те же деяния, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, - наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Разумеется, повлекшие.
BigSister
26 мая 2016, 00:12
(продолжение)

...Работа Киры Матиссен представляет собой три футуристические газеты под названием «Резче через». Это эффектное название (одновременно и девиз, и лозунг) — строка из раннего стихотворения Маяковского «Из улицы в улицу». В заглавии газеты скрыто и слово «срез» — это действительно пунктирный срез трех лет (1913, 1917 и 1921), знаковых и в биографии поэта, и в истории страны...

user posted image

Фрагмент футур-газеты «Резче через». 2013.


...Перед нами типографический мозаичный дайджест из кубистически разъятых плоскостей. Выпуски газеты комбинируют манифесты, стихи, статьи, цитаты, реплики как самого Маяковского, так и его соратников, а также подключают тему взаимодействия художника и власти, актуальную во все времена. Пожалуй, из всех работ именно Кире Матиссен удалось наиболее явно связать Маяковского с нашим сегодняшним днем: имеет смысл остановиться на этом подробнее.

Параллельно с фрагментами стихотворного агит-лубка Маяковского «Декрет о натуральном налоге на яйца» (1921) художница смонтировала заметки и фотографии из сегодняшней новостной ленты: «Золотая яичница: почему в России подорожали яйца?» (агентство РИА Новости, 28 октября 2013), рядом с которой воспроизведена заметка об акции Павла Павленского, 10 ноября 2013 года прибившего свою мошонку к мостовой на Красной площади. Фотография обнаженного акциониста ернически аранжирована пропагандистским лубком Маяковского 80-летней давности:

Крестьянин!
Яичная разверстка отменяется.
На 282 миллиона штук меньше налог на яйца.
Ты узнаешь это
из следующего декрета.
…………………………
Почему с пахоты налог собирается,
а не с количества кур, несущих яйца?
(Многие ехидно укажут тут:
— Яйца-то на пахоте не растут)…


Длиннющий текст Маяковского, вполне прагматичный в 1921 году [1], сегодня способен восприниматься как абсурдистский, а то даже и как пример бредовой графомании. Акция же Павленского заняла внимание прессы на целую неделю, дав повод для радикально полярных комментариев, в том числе и со стороны арт-комьюнити [2]. Этот девиантный акт членовредительства, программно приуроченный к «Дню полиции» и прокомментированный самим автором как «метафора апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества» — очередное свидетельство поляризации страны, общества и власти, сдвига эстетических и этических ориентиров и норм. И в этом смысле эпоха 1910-х вновь оказывается весьма близка дню сегодняшнему.

BigSister
26 мая 2016, 00:13
(окончание)

Нет ничего проще вспомнить блестящий приговор Джорджа Оруэлла в адрес Сальвадора Дали (из маргинала к тому моменту успешно выросшего в арт-буржуа): «Швырнешь в людей дохлым ослом — они в ответ станут швырять деньгами» (1944). Нет ничего проще объявить Павленского сумасшедшим, больным или циником, ищущим быстрой славы (все это в полной мере сто лет назад слышали в свой адрес и футуристы). Но, думается, «дешевой» такую славу будет трудно назвать даже ярым антагонистам. Зашить себе рот, разорвать голое тело колючей проволокой или прибить гвоздем гениталии к брусчатке Красной площади — та еще аскеза. Лично мне — здесь и сейчас — политические спекуляции арт-деятелей (или арт-спекуляции политических деятелей?) представляются тупиковым путем. Однако невозможно отрицать того, что в случае Павленского беспристрастный наблюдатель будет вынужден констатировать, что его провокации действительно обретают эстетическое измерение. Достаточно посмотреть на этого человека, чтобы в памяти замелькали дюжины иконографических прототипов. Ограничимся здесь только парой репродукций из Венской Альбертины и Болонской галереи.

user posted image

Гвидо Рени. Христос в терновом венце. Около 1639 г. Национальная картинная галерея, Болонья.
Павел Павленский. Акция «Туша» перед зданием Законодательного собрания Петербурга. 3 мая 2013 г.


user posted image

Эгон Шиле. Обнаженный автопортрет. 1910. Музей Альбертина, Вена.
Павел Павленский. Акция «Фиксация» на Красной площади (приурочена к Дню полиции). 10 ноября 2013 г.



Революция Духа, о которой мечтали радикалы и утописты 1910-х, в нашу постиндустриальную эру уже невозможна. Но, тем не менее, как сказал другой поэт в своей нобелевской лекции, хоть человечество, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека, все-таки, всегда можно.

Даже если человек мечется в тоске, потеряв свою половину.

Даже если человек прибил собственные гениталии к брусчатке ледяной мостовой.

homo sapiens
26 мая 2016, 00:15

Lily_was_here написала:
Разумеется, повлекшие.

Даже статью прочитать не могут. facepalm.gif Там есть специальное слово "либо".
Читаю для тех кто не понял статью (с убранным словом либо).
Те же деяния, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом - наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.
Если же деяния, совершенные из хулиганских побуждений, без поджого, взрыва или иного общеопасного способа, повлекла по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, - наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.
Ефрат
26 мая 2016, 00:17

BigSister процитировала: Акция же Павленского заняла внимание прессы на целую неделю, дав повод для радикально полярных комментариев, в том числе и со стороны арт-комьюнити

Удивительный бред.
Lily_was_here
26 мая 2016, 00:29

homo sapiens написал:

Был бы человек - статья найдется.
BigSister
26 мая 2016, 00:29
politeka.net

Нате-2.0

Мария Предеина

В 1913-м Маяковский пишет «Нате!»: Нате, вам, сытые, уплетающие щи за обе щеки, поющие «Боже, царя храни», плевок в лицо. «Нате!» – не бомба, бомбы – дело эсеров. Но «Нате!» – желание бомбы: «Выньте, гулящие, руки из брюк – берите камень, нож или бомбу, а если у кого нету рук – пришел чтоб и бился лбом бы»

1913-й – год пьяного веселья: юбилей – 300 лет дома Романовых, и маскарад – двор пляшет в золоченых византийских платьях. Ста лет будто не было. 2015-й тоже веселье: юбилеи, маскарады – только платье советское, как на параде 7 ноября 1941-го. И свое «Нате!». Не успели чекисты снять маскарадный наряд, как в ночь на 9 ноября художник Петр Павленский поджег Лубянку – точнее, дверь в дантов ад. Дверь горела, художник неподвижно стоял. Снова к месту Маяковский: «Эй! Господа! Любители святотатств, преступлений и боен – а самое страшное видели – лицо мое, когда я абсолютно спокоен». Вот, это – лицо Петра Павленского, оно самое страшное: в нем загадка для власти и обывателя – почему не боится? Как с ним бороться? Но поет петух, ночь прошла, дверь потушили, Лубянка цела. Пока?...


...Распятие объединяет денди и бомбиста, может, вопреки их желанию. Эта тема сквозная у Бодлера, у раннего Маяковского, она намечена в голом теле Павленского, пригвожденного к мостовой (акция «Фиксация», когда акционист прибивает мошонку к брусчатке Красной площади. – Ред.). И эта же тема в главном романе революции, в «Оводе», в эпосе революции: мы – почва для новых людей, предтеча грядущих дней. Причина: одиночество и тех и других. Народовольцы лишь говорят, что осуществляют волю народа, а на деле? Группа Софьи Перовской хочет уже в 1881-м жить без царя, а русский народ хочет царя и в 2015-м.

Павленский на фоне горящей Лубянки вырастает до мифического масштаба, потому что больше никто не борется. Политики, чтобы бороться, хотят индульгенции от власти – разрешите протест, обещайте, что бить не будете. А Павленский ищет боли, ломает логику власти – вот его тело прибито к брусчатке, что делать полиции? Вызывать скорую. Другая логика делает власть смешной, как смешон суетливый полицейский, хватающий художника за руку, – не убежишь! Только акционист не бежит, он терпеливо ждал полицейского в сердце ФСБ, на Лубянке.

Акции художника ярче, чем пояснения к ним. За это можно упрекнуть: почему Павленский не напишет манифест страниц в тысячу, не изложит, как обустроить Россию. Но писать манифесты – дело политиков, а художник и так делает больше, чем может один человек: заставляет людей хотя бы задуматься – зачем этот сумасшедший играет с огнем?

Снова, как в 1915-м, когда Маяковский пишет «Облако в штанах», актуально: «В терновом венце революции грядет шестнадцатый год». Но пока Россия, как Франция XIX века, ходит по кругу: «Людовик – революция – Наполеон». Как разорвать этот круг? Вот тема для политиков.

homo sapiens
26 мая 2016, 00:40

Lily_was_here написала:
Был бы человек - статья найдется.

Я тебя понял. Ты из тех людей, которые в конце 19 - начале 20 века отпускали на волю социалистов-террористов. Были случаи, когда присяжные оправдывали убийц, причем всем было понятно, что они виновны, но сочувствовали. Чем всё это закончилось мы все хорошо знаем.
Lily_was_here
26 мая 2016, 00:45

homo sapiens написал:

Ну какой из Павленского социалист-террорист.
Кто конкретно пострадал от его действий? Только без морального ущерба плиз.
То, что он оскорбляет чувства верующих, это само собой.
homo sapiens
26 мая 2016, 00:47

Lily_was_here написала:
Ну какой из Павленского социалист-террорист.
Кто конкретно пострадал от его действий? Только без морального ущерба плиз.
То, что он оскорбляет чувства верующих, это само собой.

Человек совершил преступление, четко по статье УК. Делал он это сознательно. Для меня этого вполне достаточно. Если бы он не совершал этого преступления, а ему его приписали, то это одно, но он его совершил.
И повторяю последний раз, он идет по статье: Порча имущества, а не моральный ущерб или оскорбление верующих.
kolobrod
26 мая 2016, 00:48

Ефрат написал: А есть другая аудитория, которая сегодня не с оппозицией, но за которую можно и нужно бороться. Я не знаю, сколько их. Ну, может, 10%, а может - 50%... ладно, вряд ли 50%, но, может 30%... Конечно, сложно за неё бороться в условиях тотальной и бессовестной пропаганды и лжи со стороны власти. Но не безнадёжно. Во всяком случае, нужно считать, что не безнадёжно, если мы верим, что что-то может случиться хорошее со страной. И вот для воздействия на эту часть аудитории все подобные "художественные" акции очень плохи. Они играют совершенно отрицательную роль.

Так ведь это достаточно просто решается, достаточно каком-нибудь "видному демократу", а лучше "группе видных демократов" сказать, что то что делает Павленский есть адски нехорошо для "демократического движения", можно даже про" руку Кремля" ввернуть для убедительности. И ездить подобным тезисом по мозгам целевой аудитории пока не проникнутся. Так ведь нет, судя по ссылкам, которые сюда притащили, "Продолжают есть кактус".
BigSister
26 мая 2016, 00:56
openrussia.org

«1843»: Петр Павленский, художник, который верит в освободительную силу искусства

Его тема — политика, его инструмент — собственное тело. Корреспондент The Economist Ноа Снайдер в журнале «1843» пишет о Петре Павленском


...Павленский занимается акционизмом — видом искусства с богатой историей в России. Он называет свою разновидность акционизма «политическим искусством» — не надо путать с искусством на политические темы. Он создает свои картины с помощью механизмов власти, используя собственное тело в качестве холста. Он верит, что у его искусства есть освободительный потенциал. С точки зрения революции, это почти наверняка безнадежное дело, но если рассматривать это как искусство, то нет более ясного образа России 2016 года...


...Для Павленского преследование Pussy Riot стало поворотным моментом: «Это была жестокая попытка власти влезть на территорию искусства и превратить его в свой инструмент идеологического контроля».

23 июля 2012 года он устроил одиночную акцию протеста перед Казанским собором в Санкт-Петербурге. В руках у него был плакат: «Акция Pussy Riot была переигрыванием знаменитой акции Иисуса Христа (Мф. 21:12—13)» — имелось в виду изгнание торгующих из храма. Он стоял молча, его рот был зашит красными нитками.

Фотография Павленского мгновенно распространилась по всему миру. «Это было попадание в точку», — замечает Шалыгина. Для Толоконниковой, следившей за событиями из тюрьмы, это была неожиданная удача. «Чудесным образом появился наконец человек, которому я смогла с чистой совестью, сидя в тюрьме, передать акционизм, акционистскую традицию», — сказала она мне.

Акционизм впервые пришел в Москву в 1990-х, когда небольшая группа enfants terribles вышла на улицы, устраивая провокационные перформансы. В начале 1991 года, за несколько месяцев до коллапса советской системы, Анатолий Осмоловский собрал на Красной площади группу единомышленников. Они легли на брусчатку так, что их тела составили буквы слова «хуй». Как считает Осмоловский, эти публичные акции были реакцией на отсутствие институциональных платформ для их идей: «Единственное, что нам оставалось, — это улицы».

Через несколько лет прославился художник Олег Кулик, разгуливавший по московским улицам в образе собаки — нагишом, кусаясь и облаивая прохожих. Позже он с большим успехом повторял эту акцию в западных галереях. Для Кулика акция была связана с темой личности в стране, в которой исчезли все ориентиры. «Осталось только тело, которое тебе вообще никогда не принадлежало. И вот художники, первые акционисты в 90-е как раз и предложили это тело, голое тело голого человека, посреди дикого города, — рассказал мне Кулик. — Это мощный образ: из этих бесконечных коллективистских мифов, бесконечных этих толп, согласных — несогласных, групп, банд, партий выделяется человек, выделяется одна личность, за которой ничего не стоит и никто не стоит. Он — один против всех, но не потому, что он воюет. Просто он говорит: "Я есть! вот он я, я есть искусство"».

Самой спорной (и самой любимой для Павленского) фигурой в этом поколении акционистов был Александр Бренер. Все 1990-е он терроризировал Москву: он в боксерских перчатках кричал, обращаясь к стенам Кремля, что вызывает Бориса Ельцина на бой, он стоял на Лубянской площади на месте снесенного памятника Феликсу Дзержинскому с криком «я ваш новый коммерческий директор!», он демонстративно мастурбировал на прыжковой вышке московского плавательного бассейна незадолго до того, как его снесли, чтобы построить храм, в котором позже пройдет акция Pussy Riot. Но к концу десятилетия движение выдохлось. «Это же требует очень много внутренних ресурсов моральных», — объясняет Осмоловский, рассуждая о том, что мало кто из акционистов может продолжать свои перформансы больше семи лет. Сам он оставил это занятие, когда столкнулся с угрозой попасть в тюрьму. Бренер уехал из России. Кулик занялся скульптурой.

Во время нефтяного бума середины 2000-х набрала силу вторая волна акционистов, собравшихся в основном вокруг московской группы «Бомбилы» и петербургской группы «Война», из которой вышли Pussy Riot.

В отличие от московских акционистов 1990-х, они действовали коллективно и сделали своей задачей не быть пойманными. «Война» прославилась, изобразив гигантский пенис на разводном мосту у здания ФСБ в Санкт-Петербурге: когда мост стали разводить, это выглядело, как эрекция. Эти ранние акции были шаловливыми и карнавальными, они отразили время, когда государство было не таким страшным.

Работы Павленского, по контрасту с ними, отражают репрессивные тенденции третьего срока Путина. Когда сжимается пространство для самовыражения, он только становится сильнее. Искусство Павленского по сути — это попытка утвердить существование индивидуальности, доказать, что можно быть субъектом в государстве, которое стремится превратить всех и вся — живых и мертвых, настоящее и прошлое — в объекты. Для этого он восстанавливает тело как источник собственной личности.

«Павленский показывает человека, который сам себе наносит такие увечья, которые никто другой ему не может нанести, более изощренные, более, может быть, болезненные, — говорит Гельман. — И таким образом показывает слабость этой системы: что ваша власть кончается там, где начинается мое тело, потому что вы никогда не сможете сделать со мной больше, чем я сам себе сделал»...


...Павленский специализируется на создании ситуаций, когда в его акции вовлекаются власти, и превращает их в марионеток в его театре абсурда. Сама по себе акция — только первый шаг. Все, что следует за ней, — аресты, судебные заседания, реакция прессы, — непосредственная часть его произведения. Непредсказуемость хода событий — то, что отличает акционизм от перформанса. «Я никогда не занимался перформансом, — сказал он мне. — Потому что если представить себе линию, где одной условной точкой будет оперный театр (как способ коммуникации), а другой — теракт (как способ коммуникации), то по степени буквализации жесты перформанса будут ближе к оперному театру, а акционизм — к теракту».

Часто власти реагируют таким образом, что только подчеркивают его мысль. После «Угрозы» они закрыли обгоревшие двери листами гофрированного металла — настоящий железный занавес. Во время «Фиксации» полицейским, окружившим Павленского, явно не понравился его вид, но не зная, что делать с гвоздем, проткнувшим его мошонку, они прикрыли его белой простыней, ненадолго превратив его в напоминание о Ганди...


...«В Павленском я вижу две основные составляющие. Составляющую гражданина, который имеет политические взгляды, и составляющую художника, который имеет художественные взгляды, — говорит заведующий отделом современного искусства знаменитого Эрмитажа Дмитрий Озерков. — Можно каждое из этих полей анализировать: для кого-то — художник, для кого-то он политический активист». Озерков, как и многие другие, утверждает, что искусство Павленского интересно, но слишком скоротечно, слишком привязано к текущему политическому моменту, чтобы оставить мощный отпечаток в истории...

(продолжение следует)
homo sapiens
26 мая 2016, 00:57

BigSister написала: openrussia.org

(окончание следует)

Не, маленькие статьи. Нужно больше. Страниц на 500. biggrin.gif
BigSister
26 мая 2016, 01:06

homo sapiens написал: Не, маленькие статьи. Нужно больше. Страниц на 500.

Больше ты точно не осилишь smile.gif. Посему даю лишь конспект smile.gif
Lily_was_here
26 мая 2016, 01:07

homo sapiens написал: не моральный ущерб или оскорбление верующих.

Неужели не оскорбил?
Ведь это же смотря кто во что верит.
В тех, кто за дверью, тоже верят.
BigSister
26 мая 2016, 01:07
(продолжение)

Споры о роли художника в обществе, о границе между искусством и политической деятельностью идут издавна, и они универсальны. Но, как указывает Исайя Берлин в своем эссе «Обязательство художника перед обществом: Русский вклад в мировую культуру», нигде эта полемика не привела к такому глубокому эффекту, как в России. Советский поэт Евгений Евтушенко сформулировал это в стихах:

«Поэт в России — больше чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.
Поэт в ней — образ века своего
и будущего призрачный прообраз».


После провала восстания декабристов в 1825 году литературный критик Виссарион Белинский утверждал, что «отнимать у искусства право служить общественным интересам значит не возвышать, а унижать его, потому что это значит — лишать его самой живой силы, т. е. мысли, делать его предметом какого-то сибаритского наслаждения, игрушкою праздных ленивцев». Его кредо — «наше время алчет убеждений, томится голодом истины» — было ответом русским романтикам, принявшим идею «искусства ради искусства» и утверждавших, как когда-то Пушкин, что «цель поэзии — поэзия».

Берлин пишет, что призыв Белинского был «самой ранней и сотой формулировкой вопроса, который с тех пор мучит русскую интеллигенцию. С этого момента ни один русский писатель не мог чувствовать себя полностью свободным от этой нравственной позиции».

Концепция общественной сознательности художника вымостила дорогу для поколений радикалов и нонконформистов, включая не только Николая Чернышевского, чей роман 1863 года «Что делать?» вдохновил Ленина на революцию, но и советских диссидентов, боровшихся против мира, созданного этой революцией.

Быть общественно сознательным художником в России означает сражаться с государством. В русском языке слово «власть» не только означает способность навязать свою волю, но также — синоним государства, абстрактное понятие, которым в России называют своих правителей. В России Фуко может показаться банальным — ни для кого не открытие, что власть вездесуща. Когда большинство деятелей российской культуры либо приняли путинское государство, либо стараются спрятаться от него, Павленский занял позицию того самого поэта, который больше, чем поэт.

«Павленский — ум, совесть и яйца эпохи», — сформулировала Толоконникова.

Его работы призывают к освобождению. «Голос власти: "Слушай, повторяй, подчиняйся!" Голос искусства: "Говори, опровергай, сопротивляйся!"» — пишет он в своем еще не вышедшем манифесте «Бюрократическая судорога и новая экономика политического искусства». Он не видит смысла в искусстве ради искусства, он верит в миссию искусства ради перемен, прогресса, пробуждения. «История искусства в России — это история столкновения человека и власти», — сказал он мне.

(окончание следует)
BigSister
26 мая 2016, 01:15
(окончание)

Надеясь избежать еще одного скандала в духе Pussy Riot, Кремль поначалу обращался с Павленским осторожно и отпускал после каждой акции. Но после «Свободы», наполненной революционной символикой, власти уже не могли просто косо смотреть на него...

...Молодой следователь Павел Ясман должен был подготовить обвинение против Павленского. Он получил санкцию на обыск в доме художника и начал его допрашивать. Если более ранние акционисты стремились любой ценой не попасть за решетку, Павленский явно искал конфликта. «Он понял, что это кончится тюрьмой, — сказал мне его друг, культовый украинский писатель Владимир Нестеренко, известный как Адольфыч. — По-другому кончиться не могло. Он знал, что это кончится тюрьмой, поскольку все эти акции — они требуют повышения градуса напряжения».

Проникнув внутрь правоохранительной системы, Павленский находит еще более богатый материал для своего искусства. Его разговоры с Ясманом записывались, причем Ясман об этом не знал. Затем Павленский опубликовал их в интернете как пьесу в трех актах — диалоги о природе правовой системы, о роли государства в жизни России и о значении искусства. Их разговоры заставили бы улыбнуться Кафку...


...чем больше времени Ясман проводил с Павленским, тем больше он соглашался с художником. Павленский говорил, что власть превращает людей в функционеров, в простые объекты, выполняющие свои роли. «Он абсолютно прав, — считает теперь Ясман. — А я об этом никогда раньше не думал». Когда руководство потребовало отправить Павленского в психиатрическую клинику, Ясман отказался. «У нас у большинства людей, если ты не согласен с моим мнением, значит, ты сумасшедший, значит, ты дурачок, — рассказывает Ясман. — Я доказывал тем людям, которые меня заставляли его поместить в дурку, я говорил, что он абсолютно адекватный человек, он умнее и эрудированнее нас всех вместе взятых». Он уволился из Следственного комитета и стал адвокатом...

smile.gif
Vovchik
26 мая 2016, 01:36

Drumm написала:
В знак солидарности с Сенцовым.

Cолидарность можно выразить только призывами наказать так же как и его? Других способов нет? Выступления, демонстрации, пикеты, статьи и десяток других способов?
BigSister
26 мая 2016, 01:41
Федор Павлов-Андреевич о том, почему Петр Павленский сегодня один поэт на всех нас

Вчера Москва узнала о новой работе акциониста Петра Павленского. Кто-то сразу назвал художника гением, кто-то принялся утверждать, что это и вовсе не искусство. Мы попросили художника, режиссера, куратора и директора Государственной галереи на Солянке Федора Павлова-Андреевича рассказать, что о Петре Павленском думает он


Петр Павленский — единственный ныне живущий поэт, говорящий на русском языке, и такой, которого слышат миллионы. У прежних русских людей были Бродский (у кого-то, правда, Евтушенко), Ахматова (Цветаева), а еще до этого каждое поколение обязательно и очень аккуратно дробилось на тех, кто был про Некрасова и кто — про Пушкина (если хотите — про Есенина и про Маяковского, далее везде).

А кто сейчас? Вы скажете — Вера Полозкова? (Она добрая и хорошая, правда.) Вы скажете — поэт Орлуша? Вы скажете, я вас не расслышу. Я скажу — Федор Сваровский, но вы не только о нем не слыхали, но и если вы случайно слыхали, то он вам не нравится.

А вот Павленский.

О нем слышали даже те, кого миновала участь любить стихи (или даже знать, что такое слово бывает). Его стихи тихие. В них совсем не пахнет рифмой. Их вряд ли кто-то сумеет повторить, да и при пересказе каждый — даже тот, кому стихи Павленского, скорее, нравятся, — обязательно исказит их смысл, превратит их в свой собственный ямб с хореем — в каковые размеры Павленский совершенно не укладывается.

Его стихи холодные. Им такими и нужно быть: разгорячившись, они себя самое сожгут. Но вот что самое важное: запах этих стихов, их сжатое, скомпрессованное значение уже утрамбовалось в головах миллионов.

Поэтому Павленский сегодня один поэт на всех нас. Я полагаю, что самое выдающееся искусство умеет быть понятым разными людьми. Теми, кому положено. И теми, кому вообще бы не довелось.

Это как раз Павленский.

Неважно, что большинство из тех, кому не довелось, написали комментарий на сайте «Комсомолки» — или на каком там еще сайте, — когда Павленский прибил себя гвоздем к Красной площади (там рядом всегда имелось Лобное место, а теперь есть еще и Паховое, где когда-нибудь установят знак в память о Павленском — и да, я оптимист), —  комментарий был примерно «по таким павленским плачет кащенко».

Это и правда совершенно неважно, потому что, так пиша, они защищались от семян, что уже внутри у них посеялись, и было, конечно, поздно. (Может, прорастут такие семена много позже, уже в земле — и это, как ни странно, тоже не очень важно.)


...мне сдается, что перформанс для Надежды Савченко был не так хорошо просчитан, как предыдущие.

Один из очень важных павленских талантов — скрипт. В акционизме от скрипта зависит вообще все. Несработавший скрипт равен провалу операции... В случае с работой на крыше Института Сербского скрипт не сработал. Народ безмолвствовал больше, чем следовало, размышления в интернете пошли в неправильную сторону, снежного кома почти не получилось...


...Мы от этого художника ничего не хотим, кроме новых работ. И вот новая работа не заставила себя ждать, не прошло и года (в последние годы Павленский делает новые работы только осенью, раз в году, и правильно делает).

На сей раз скрипт оказался сработан блестяще.

Эхо горящей двери Лубянки, пламенные отблески на окрестных стенах, поиск жертв, а что если за дверью были люди, это не дверь той самой Лубянки, что там делал телеканал «Дождь», это не Павленский, — ну и как прежде — это не искусство, в психушку, в тюрьму, в могилу — все такое.

Ярость — признак попадания. Павленский опять попал.

Возможно, кто-то ждал большей свирепости в отношениях художника с его собственным телом. Чтобы художник был хотя бы как Крис Берден, а лучше как Джина Пейн — жег и калечил себя безоглядно, ведь так хорошо начинал, зашивая рот, забивая гвозди, режа уши.

Павленский гораздо умней своего зрителя, вот ведь что. Он написал стихи, звучащие громче всякого взрыва. Каждый, кто их слышал или хотя бы кто слышал о них, — уже заразился и пошел заражать следующего...


...Пользователи рунета чаще всего гуглят словосочетание «петр павленский картины». Это его картина, да, его пламенеющая готика, его холодная простота. Дайте этой картине 20 лет, и вы все сами увидите.

user posted image

Mitya78
26 мая 2016, 01:47

Vovchik написал:
Cолидарность можно выразить только призывами наказать так же как и его? Других способов нет? Выступления, демонстрации, пикеты, статьи и десяток других способов?

Нет, не только таким.
Но абсурдность обвинения показал отчётливо.

Вон, как разницу ищут - эта дверь совсем не как та дверь...
BigSister
26 мая 2016, 02:03
К теме искусства, которое должно быть понято народом. Об этом мечтал Маяковский:

...Я хочу,
           чтоб к штыку
                               приравняли перо.
С чугуном чтоб
                       и с выделкой стали
о работе стихов,
                         от Политбюро,
чтобы делал
                   доклады Сталин.
«Так, мол, и так…
                           и до самых верхов
прошли
           из рабочих нор мы:
В Союзе
            Республик
                           понимание стихов
выше
        довоенной нормы…»

Сегодня узнала, что в первоначальном варианте это стихотворение заканчивалось так:

Я хочу быть понят
                           моей страной,
а не буду понят —
                           что ж?!
по родной стране
                          пройду стороной,
как проходит
                   косой дождь.

   Спойлер!
Из воспоминаний Галины Катанян:

Первое стихотворение, которое я слышу в исполнении Маяковского, — «Домой».

У него глубокий бархатный бас, поражающий богатством оттенков и сдержанной мощью. Его артикуляция, его дикция безукоризненны, не пропадает ни одна буква, ни один звук.

Одно стихотворение — но сколько в нём смен настроений, ритмов, тембров, темпов и жестов! А строки
Маркита,
             Маркита,
Маркита моя,
зачем ты,
Маркита,
не любишь меня…

он даже напевал на мотив модного вальса-бостона.

Конец же
Я хочу быть понят моей страной,
а не буду понят —
                            что ж?!
по родной стране
                            пройду стороной,
как проходит
                     косой дождь. —

он читал спокойно, грустно, всё понижая голос, замедляя темп, сводя звук на полное пиано.

Впечатление, произведённое контрастом между всем стихотворением и этими заключительными строками, было так сильно, что я заплакала.

Он читает много, долго. Публика требует, просит. После «Левого марша», который он читает напоследок, шум, крики, аплодисменты сливаются в какой-то невероятный рёв. Только когда погашены все огни в зале, темпераментные тифлисцы начинают расходиться.

После театра целой компанией, на фаэтонах, едем ужинать к художнику Кириллу Зданевичу.

За столом я сижу рядом с Владимиром Владимировичем. Он устал, молчалив, больше слушает, чем говорит. Лицо его бледно. Грустный жираф смотрит на нас со стены, увешанной картинами Нико Пиросманишвили.

Молодой красивый Николай Шенгелая произносит горячий тост. Он говорит о поэзии, читает стихи, пьёт за «сына Грузии Владимира Маяковского».

Маяковский слушает серьёзно. Медленно наклонив голову, благодарит:

— Мадлобс… Мадлобели вар…

…Утомлённая этим длинным, сияющим, полным таких ошеломляющих впечатлений днём, я не принимаю участия в шуме, который царит за столом.

— О чём вы думаете, Галенька? — внезапно спрашивает меня Маяковский.

Я думаю о том, что последние строки стихотворения «Домой», которые еще звучат у меня в ушах, какой-то своей безнадежностью, грустью перекликаются с поэзией Есенина.

Я говорю ему это.

Он долго молчит, глядя перед собой, поворачивая своей большой рукой граненый стакан с красным вином. Потом говорит очень тихо, скорее себе, чем мне:

…и тихим,
целующим шпал колени,
обнимет мне шею колесо паровоза.


вот с чем перекликаются эти стихи, детка…
Urte
26 мая 2016, 04:18

BigSister написала: К теме  искусства, которое должно быть понято народом. Об этом мечтал Маяковский:


Да поняли мы уже, поняли, госсспадяя... Усе поняли smile.gif
homo sapiens
26 мая 2016, 07:11

Lily_was_here написала:
Неужели не оскорбил?
Ведь это же смотря кто во что верит.
В тех, кто за дверью, тоже верят.

Во что ты веришь я не знаю, можешь верить хоть в маленьких зеленых человечков, а УК я привел. Порча имущества на лицо.
Drumm
26 мая 2016, 07:44

Vovchik написал: Cолидарность можно выразить только призывами наказать так же как и его?

Он художник, он так видит...©
homo sapiens
26 мая 2016, 07:49
На счет солидарности. Выпустили Савченко, ходят слухи, что выпустят и других украинцев. Так что Сенцова скорее всего выпустят, а великий художник Павленский отправится отсиживать реальные 5 лет. Такая вот комедия.
Lily_was_here
26 мая 2016, 09:49

homo sapiens написал:
Во что ты веришь я не знаю, можешь верить хоть в маленьких зеленых человечков, а УК я привел. Порча имущества на лицо.

Чьё лицо?
И зеленые человечки не такие уж маленькие, но вежливые.
homo sapiens
26 мая 2016, 09:52

Lily_was_here написала:
Чьё лицо?
И зеленые человечки не такие уж маленькие, но вежливые.

Да-да, я понимаю, что горящая дверь - это массавая галлюцинаация, фотомонтаж. biggrin.gif
Drumm
26 мая 2016, 10:04

homo sapiens написал: ходят слухи, что выпустят и других украинцев. Так что Сенцова скорее всего выпустят

Сенцов насильно стал россиянином.
Lily_was_here
26 мая 2016, 10:05

homo sapiens написал:
Да-да, я понимаю, что горящая дверь - это массавая галлюцинаация, фотомонтаж.  biggrin.gif

Это ты про лицо?
Извини, не отслеживаю траекторию полёта мысли.
Mitya78
26 мая 2016, 10:07

Drumm написала:
Сенцов насильно стал россиянином.

Это как? Я понимаю бы ты сказала, что он насильно оказался в пределах российской юрисдикции.
Ефрат
26 мая 2016, 10:25

kolobrod написал:
Так ведь это достаточно просто решается, достаточно каком-нибудь "видному демократу", а лучше "группе видных демократов" сказать, что то что делает Павленский есть адски нехорошо для "демократического движения", можно даже про" руку Кремля" ввернуть для убедительности.

Ты за своими любимыми убийцами из видных охранителей и государственников лучше следи.
Drumm
26 мая 2016, 10:25

Mitya78 написал: Это как?

Ему просто вручили российский паспорт "по месту жительства".
homo sapiens
26 мая 2016, 11:09

Drumm написала:
Сенцов насильно стал россиянином.

Россиянин, украинец не важно, тут большая политика, поэтому шанс, что его выпустят большой, а всякие Павленские будут сидеть, в принципе чего добивался то и получит.
homo sapiens
26 мая 2016, 11:10

Lily_was_here написала:
Это ты про лицо?
Извини, не отслеживаю траекторию полёта мысли.

Я уже это заметил. Мысли они трудно отслеживаются. biggrin.gif
Drumm
26 мая 2016, 11:10

homo sapiens написал: Россиянин, украинец не важно

Важно. Россиянин может сидеть до бесконечности.
homo sapiens
26 мая 2016, 11:14

Drumm написала:
Важно. Россиянин может сидеть до бесконечности.

Украинец тоже. Думаешь Савченко выпустили из-за украинского паспорта? Наивность не имеет границ.
Drumm
26 мая 2016, 11:18

homo sapiens написал: Думаешь Савченко выпустили из-за украинского паспорта? Наивность не имеет границ.

Твоя.
Mitya78
26 мая 2016, 11:23

Drumm написала:
Важно. Россиянин может сидеть до бесконечности.

Так-то Сутягина же обменяли, всё возможно.
Drumm
26 мая 2016, 11:28

Mitya78 написал: Так-то Сутягина же обменяли, всё возможно.

Ну, ок.
Alex Lonewolf
26 мая 2016, 12:49

homo sapiens написал:
Украинец тоже. Думаешь Савченко выпустили из-за украинского паспорта? Наивность не имеет границ.

Не хотелось бы в пределах ТО вдаваться в политику. Но, разница между отношением к Савченко и к Сенцову, проистекает из тех же причин, что и разница между отношением к Донбасу и Крыму. Так что, "это же совсем другое дело".
homo sapiens
26 мая 2016, 12:57

Alex Lonewolf написал:
Не хотелось бы в пределах ТО вдаваться в политику. Но, разница между отношением к Савченко и к Сенцову, проистекает из тех же причин, что и разница между отношением к Донбасу и Крыму. Так что, "это же совсем другое дело".

Если договорятся, то никакой паспорт не помешает. Крым отдельно, Сенцев отдельно, не надо сравнивать белое с горьким.
Alex Lonewolf
26 мая 2016, 13:00

homo sapiens написал:
Если договорятся, то никакой паспорт не помешает. Крым отдельно, Сенцев отдельно, не надо сравнивать белое с горьким.

Ну поглядим.
BigSister
26 мая 2016, 13:17
Могучий, Боровский, Павленский. «Искусство и реальность. Что делать?». Дискуссия в БДТ

В рамках проекта «Новые люди. Дискуссии после спектакля» в БДТ им. Г. А. Товстоногова состоялась встреча-дискуссия «Искусство и реальность. Что делать?». В обсуждении приняли участие режиссер Андрей Могучий, заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский и художник-акционист Петр Павленский. Модерировал беседу журналист Антон Красовский. Проект «Новые люди. Дискуссии после спектакля» — это разговоры со зрителями и «лидерами мнений»: известными журналистами, культурологами, политиками, историками, сегодняшними «новыми людьми» на темы, спровоцированные спектаклем по роману Чернышевского «Что делать?»

...
Красовский: Я сказал про Павленского, что он — единственный человек, который действительно живет в романе «Что делать?», потому что вот ребята Рахметова представили таким эпизодическим персонажем, а на самом деле Рахметов, конечно же, смысловой персонаж, поскольку, как мы помним, там все про новых людей и, значит, сверхчеловека. И вот этим единственным сверхчеловеком — человеком, который жертвует собой ради красоты, является в этом романе Рахметов. Вот здесь в зале есть единственный человек, который действительно из раза в раз жертвует собой в прямом смысле, — это Петр Павленский. Петр Андреевич, вы ощущаете себя героем этого романа?

Павленский: Прежде всего я хочу сказать, что связей между мной и Рахметовым очень немного. Я на самом деле ничем не жертвую. То, чем я занимаюсь, — это политическое искусство. И весь вопрос вообще искусства — это для кого ты работаешь. Я заставляю власть — тех, кто управляет людьми и подавляет их, — работать против самой себя. Я заставляю власть разрушать декорацию, за которой скрывается уродливый оскал власти, административный оскал власти. А есть политическое искусство — это искусство, которое работает с политикой как с механикой управления и подавления людей, с этими инструментами — это СМИ, психиатрия, правоохранительная система, полиция. И тема сегодняшней дискуссии — «Искусство и реальность». Политическая система — это реальность, режим — это реальность, и мы живем в реальности империалистического террора. Россия разжигает вражду между народами, организует террористические группы и развязывает войны на соседних территориях. Мы живем в этой реальности. И нужно исходить из того, что Чернышевский писал роман «Что делать?», находясь в Петропавловской крепости в одиночной камере. Об этом не стоит забывать. Вся история искусства, по крайней мере, с конца XVIII века — это история столкновения человека и власти. Радищев, Рылеев, Чернышевский, Герцен, Толстой, Маяковский, кто еще? ОБЭРИУ можно вспомнить — Хармса, Заболоцкого, Олейникова, Введенского. Можно вспомнить искусствоведа и критика Николая Пунина. Это только самые известные примеры того, что история искусства — это история столкновения человека и власти.

...
Голос из зала: Никакие ОБЭРИУ с властью в искусстве не воевали.

...
Голос из зала: Искусство — это искусство. И конечно, это скорее зеркало для популяции. Это не реакция!

Павленский: А кто сказал «реакция»? Это борьба за существование любой свободной мысли.
...

BigSister
26 мая 2016, 13:22

...
Боровский: ...Мне-то хочется сказать другое — что на самом деле это, на мой взгляд, драматическая по последствиям литература, которая вызвала к жизни массу очень опасных вещей в истории России. И где-то здесь это читается.

Мне кажется, что вообще, когда художник берется за тип новых людей, он уже тоталитарен. Когда художник показывает нового человека, с новыми мировыми функциями, которые все исправят, то получается, что он заполняет все это собой, а потом в конце — пшик! Вот я такое прочтение вижу — чисто для затравки разговора.

Павленский: Здесь очень важный момент. Смотрите, вот вы — заведующий отделом новейших течений. Отдел новейших течений создал Николай Пунин. Николай Пунин, которого арестовывали трижды. И последний раз, по-моему, он в 49-м году был арестован и получил десятилетний срок за космополитизм. То есть он арестовывался и сидел, и он умер в 53-м году, во время заключения — умер, в принципе, за свои убеждения в искусстве. Разве мы не говорим, что здесь есть очевидная связь между искусством и политикой? Это разве не очевидно? Он основал отдел новейших течений. Уже в 30-м году был отдел, и он его основал для того, чтобы сопротивляться и противостоять этому большевистскому официозу.

Голос из зала: Это не совсем так.

Боровский: Это миф.

Голос из зала: Отдел в музее никому не сопротивляется. Отдел в музее собирает экспонаты.

Боровский: Пунин успел до этого покомиссарить. К сожалению, это правда реальности: тот, кто был комиссаром, уже не будет белым и пушистым. Пунин — великий критик и великий человек, но говорить в категориях «жертва — не жертва» можно чисто…

Павленский: Я не о жертвенности…

Боровский: Там другая жизнь, связанная с искусством, а не с сопротивлением и так далее.

...
Павленский: Он был уволен из Русского музея. Он был уволен из университета.

Красовский: Вы спорите сейчас о Пунине, а давайте мы вернемся к роману «Что делать?». Вот вы говорите: «Пунин жертвовал, поэтому он хороший».

Павленский: Я не говорю. Я не сказал, что он жертвовал. Я сказал, что он противостоял…

Красовский: Он противостоял режиму, поэтому он…

Павленский: Он сопротивлялся.

Красовский: Он сопротивлялся, поэтому это хорошо. Действительно ли это является целью искусства?

Павленский: Это сущность искусства. При чем тут цель? Это вообще сущность искусства.

Красовский: То есть противостоять государству, противостоять диктатуре…

Павленский: Противостоять диктатуре власти и подавлению, принуждению, потому что если искусство потворствует, оно становится декорацией власти, и художники в этом случае обслуживают эту декорацию. А декоратор сродни проститутке, потому что он снимает с себя всякую ответственность за свой выбор и с готовностью ложится под каждого, кто готов хорошо заплатить. Вот и пристанищем такого искусства сегодня стал отдел новейших течений. И вы в этом случае получаетесь сутенер политических *** от искусства. Вот так у нас обстоит дело. Это не то, что делал Пунин. Пунин сопротивлялся, а вы, так или иначе, зарабатываете на этом режиме.
...

Алекс77
26 мая 2016, 14:16

Alex Lonewolf написал:
Не хотелось бы в пределах ТО вдаваться в политику. Но, разница между отношением к Савченко и к Сенцову, проистекает из тех же причин, что и разница между отношением к Донбасу и Крыму. Так что, "это же совсем другое дело".

"Летчица" все-таки участвовала в боевых действиях как-никак, а не теракт на территории РФ готовила. Разница существенная.
Дальше >>
Эта версия форума - с пониженной функциональностью. Для просмотра полной версии со всеми функциями, форматированием, картинками и т. п. нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2017 Invision Power Services, Inc.
модификация - Яро & Серёга
Хостинг от «Зенон»Сервера компании «ETegro»