Справка - Поиск - Участники - Войти - Регистрация
Полная версия: "Дикие люди" в средневековой живописи
Частный клуб Алекса Экслера > Историко-архивный
anonym
26 апреля 2016, 14:06

«Дикий человек» и производные от него являются общим термином для обозначения данного существа в большинстве европейских языков. В России он известен как Дивий (дикий) человек, в Англии — wild man, в Германии — wilder Mann, во Франции — homme sauvage, а в Италии — huomo selvatico. Существует также определённое число местных форм, включая древнеанглийское слово «вудеваса» (др.-англ. wudewasa) и среднеанглийские «водвос» (ср.-англ. wodewose) или «вудхаус» (ср.-англ. woodehouse)...................................
Некоторые из местных названий предлагают связи с героями из древней мифологии. Так, например, термин salvan или salvang, общий для Ломбардии и италоязычных частей Альп, происходит от латинского Сильванус, названия римского бога садов и сельской местности. Точно так же в фольклоре Тирольской и немецкоязычной Швейцарии в XX веке была дикая женщина, известная как Fange или Fanke; эти имена происходят от латинского слова «fauna», женский род фавна....................
Различные языки и традиции включают в себя названия, имеющие сходства со словом «Оркус» (Orcus), именем римского и италийского бога смерти. Много лет люди в Тироле называли дикого человека Orke, Lorke или Noerglein, в то время как в некоторых частях Италии он был orco или huorco. Французское слово «людоед» («ogre») имеет то же самое происхождение, что и современные литературные орки.

Как и подразумевает название, ключевая особенность дикого человека — его дикость. «Цивилизованные» жители расценивали диких людей как существ из дикой местности и противопоставляли цивилизации. Как отметил специалист Дороти Ямамото, «дикая местность», населяемая этим диким человеком, в действительности не указывает место полностью вне человеческой досягаемости, а скорее территории на краю цивилизации, место, населяемое охотниками, преступниками, религиозными отшельниками, пастухами.

Другие особенности развивались и преобразовывались в различных контекстах. С древних времён источники связали диких мужчин с волосатостью; к XII веку они почти неизменно описывались как имеющие целый волосяной покров, покрывающий всё их тело за исключением рук, ног, лица выше их длинных бород, а также грудей и подбородков женщин.

ссылка
user posted image
user posted image
(Русских леших и прочую славянскую мифологию пропустил ради экономии места)
Т.е. на вопрос: "Откуда взялись?" есть частичный ответ - "Из античности". Но откуда они взялись там? Тут начинается пиршество для криптозоологов, которые видят в этом своего любимого "реликтового гоминида" (он же - "снежный человек") и рассуждают о последних неандертальцах.
Ещё интересней, что согласно Александру Соколову, в позапрошлом-начале пролого века этот образ перекочевал в популярную культуру, изображающую первобытных людей.
ссылка
Соколов пишет, что данному феномену посвящены фундаментальные работы (и ссылка на англоязычное исследование. Запрос по "Ричард Бернхаймер “Дикие люди в средние века”. выводит на Поршнева.

Бернхаймер еще пытается уверить себя и читателя, что, в щедро собранных им письменных и изобразительных свидетельствах отразилась лишь странная потребность средневекового ума создать антитезу человека — образ дикого волосатого античеловека. Но факты вопиют о том, о чем он смеет догадаться. Если схоластов смущала природа этого подобия человека, то светские описания ближе к сути: звериная шерсть, звериное поведение, отсутствие речи, словом, он — принадлежность царства животных и растений. Генрих фон Геслер в XIV в. написал трактат о диких людях. И он, и другие авторы в средние века сообщили много сведений о питании дикого человека (ягоды, желуди, сырое мясо животных), о местах его обитания (леса, горы, вода, заросли кустов, ямы, заброшенные каменоломни). И снова знакомая анатомическая особенность: у дикой женщины в Альпах — “груди настолько длинны, что она забрасывает их за плечи”.

Примерно с эпохи Возрождения, пишет Бернхаймер, о диком человеке в Западной Европе стали говорить в прошедшем времени, как о существе вымершем. Однако это наступало постепенно, а в горных областях особенно долго продолжали говорить в настоящем.

ссылка
А Поршнев - решительно не котируется в этом вопросе.
Добавим ещё, что сам Карл Линней ввёл "дикого человека" - хомо ферус в свою систематику 1735 года. ИМХО, может тема и не совсем подходит для исторического подфорума, но весьма любопытна.
anonym
26 апреля 2016, 15:11
Подборка изображений
user posted image
Любопытно, что данная фигура активно использовалась в геральдике.
anonym
26 апреля 2016, 15:32
ссылка
Тут рассматриваются аллегорические аспекты фигуры дикаря в искусстве. Особенно позабавил этот гобелен (почти для "Страдающего Средневековья"):
user posted image

Так, в этом гобелене надпись над диким человеком гласит: "Я всегда был диким, пока меня не приручила Леди". Ответ дамы таков: "Я Леди, приручу тебя, ибо должна сделать тебя ручным". Аналогичная сцена стала настолько популярной в средневековых балладах, представлениях и иллюстрациях, что стала почти клише.

anonym
26 апреля 2016, 15:46
Ещё подборка изображений
(Пардоньте за бестолковый заголовок и эклектику, сами картинки не копируются)
Thellonius
26 апреля 2016, 16:33
По поводу криптозоологии у К.Еськова есть маленькое эссе "Криптуха, сэр". Там и про снежного человека и про криптуху вообще.
anonym
26 апреля 2016, 23:33

Thellonius написал: По поводу криптозоологии у К.Еськова есть маленькое эссе "Криптуха, сэр". Там и про снежного человека и про криптуху вообще.

Читал. Вот же, однако, зараза.
Набраны в "Гугле" строки Лукреция Кара:
«Та же порода людей, но крепче,
конечно: остов из костей плотнейших,
мощные мышцы:
телом подобны щетинистым вепрям»
Во времена, что царил диамат, объясняли:
"О, Тит Лукреций, провидец материализма!
Силою мысли он Дарвина с Энгельсом
Мысли прозрел в своих виршах!"
Ныне же тысяча ссылок, что это опять же
Про неандертальцев, что встречались буквально
На каждом шагу в те поры, только высуни нос
За пределы пенатов. facepalm.gif
Мышук
27 апреля 2016, 01:32

anonym написал: Тут рассматриваются аллегорические аспекты фигуры дикаря в искусстве. Особенно позабавил этот гобелен (почти для "Страдающего Средневековья"):

Это вполне может быть переработкой очень популярного сюжета древности "Красавица и зверь". Т.е. "Аленький цветочек" и его гораздо более старинные исходники в виде легенд о драконах, похищающих девиц, о дэвах, делающих то же самое с девицами с Ближнего Востока, о бакэмоно, соблазняющих девиц азиатских и т.п., все это переработка сюжета о сексуальности, когда мужчину представляли в виде зверя, а женщину — в виде невинной няшки.
Т.е. я не настаиваю, что все геральдические изображения несут в себе данный архетип, но те, которые в виде зверь и женщина, они явно не о настоящем звере ака йети. Всё имхо. Ведь и античные сатиры (мохнатые, кстати) вовсе не являлись реальными персонажами, но архетипами мужской сексуальности в сатурналиях. А в средневековых сюжетах им вполне могли поправить копыта, дабы не было нечестивого сходства с дьяволом. Прочее же оставили, как есть.
Алент
27 апреля 2016, 08:32

Мышук написала: Т.е. я не настаиваю, что все геральдические изображения несут в себе данный архетип, но те, которые в виде зверь и женщина, они явно не о настоящем звере ака йети. Всё имхо.

Плюс сто.
Средневековое изображение насквозь символично и предназначено не для информации "как это в реале", а для прочтения аки текст. Там значимо все - от цветовой гаммы до изобразительных элементов и собственно сюжета картины.

В свое время я пыталась освоить этот образный язык (хотя он недостаточно расшифрован), хотя сейчас уже почти все забыла. Но все равно я не заглядываю в тему "Страдающее средневековье", чтобы через ёрничество не сбить остатки понимания. smile.gif
Ingward
27 апреля 2016, 08:51
Странно, что никто ещё не упомянул про экспедицию Ганнона.

"В глубине залива есть остров, похожий на первый, имеющий бухту; в ней находится другой остров, населенный дикими людьми. Очень много было женщин, тело которых поросло шерстью; переводчики называли их гориллами. Преследуя, мы не смогли захватить мужчин, все они убежали, карабкаясь по кручам и защищаясь камнями; трех же женщин мы захватили; они кусались и царапали тех, кто их вел, и не хотели идти за ними. Однако, убив, мы освежевали их и шкуры доставили в Карфаген".
anonym
27 апреля 2016, 12:21
Чуть оффтопа.

  Загадочная запись о крокодилах содержится в Псковской летописи за 1582 год. «В лета 7090 поставиша город Земляной в Новегороде. Того же лета изыдоша коркодили лютии зверии из реки, и путь затвориша; людей много поядоша, и ужасошася людие и молиши бога по всей земли; и паки спряташася, а иних избиша». О какой именно реке идет речь, остается гадать. Приведенное упоминание о «коркодилах» содержится в так называемом Архивском 2-м списке, писанном разными почерками середины XVII века.

ссылка
ссылка
Изображения крокодила на русских лубках, однако, свидетельствует, что не особо-то представляли внешний вид оного крокодила.
user posted image
user posted image
Эта версия форума - с пониженной функциональностью. Для просмотра полной версии со всеми функциями, форматированием, картинками и т. п. нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2017 Invision Power Services, Inc.
модификация - Яро & Серёга
Хостинг от «Зенон»Сервера компании «ETegro»