Справка - Поиск - Участники - Войти - Регистрация
Полная версия: О высшем образовании
Частный клуб Алекса Экслера > Тихий омут
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32
cassiopella
11 августа 2016, 10:09

anonym написал: Один любопытный исторический факт. Solmir тут иронизировал над русским способом подготовки инженеров. Так вот, Николай Гаврилович Славянов - изобретатель общепринятого способа электросварки был полиглотом, филантропом, по молодости баловался социализмом, великолепно играл на фортепиано, будучи управляющим огромным казённым заводом, ничего не наворовал, а вместо этого выстроил клуб для рабочих (по сей день стоит в Перми) - былинный русский джентльмен и интеллигент без страха и упрёка. Играл ли в карты - не в курсе.

Мы живем в 21ом веке, а не 19ом.
OldGeo
11 августа 2016, 14:38

Thellonius написал: Ну, насчет бриджа и префа - согласен. Вот и свели к высшему образованию.

Осталось про еду и тему можно закрывать. smile4.gif
Mx
11 августа 2016, 20:17

OldGeo написал: Осталось про еду и тему можно закрывать. smile4.gif

cassiopella, можешь сравнить столовую во французском и русском университете?
OldGeo
11 августа 2016, 21:24

Mx написал: cassiopella, можешь сравнить столовую во французском и русском университете?

biggrin.gif
cassiopella
11 августа 2016, 22:08

Mx написал: cassiopella, можешь сравнить столовую во французском и русском университете?

Это как сравнить российский и французский сыр. 3d.gif Давайте лучше российскую и американскую/канадскую столовку. Равные весовые категории.
cassiopella
11 августа 2016, 22:12

Alexis H. написал: Сколько стоит образование в разных университетах мира.

В МГУ - это цена за семестр? В РЭШ вон 8000 евро за магистратуру "экономика энергетики".
Alexis H.
11 августа 2016, 22:24

cassiopella написала:
В МГУ - это цена за семестр? В РЭШ вон 8000 евро за магистратуру "экономика энергетики".

Все цены за год.
Martin
12 августа 2016, 22:07
Сравнительно дешево образование в МФТИ:

Стоимость обучения по вновь заключаемым договорам:
Бакалавриат - 200 тысяч рублей в год;
Специалитет, магистратура, аспирантура - 250 тысяч рублей в год.

https://pk.mipt.ru/bachelor/
Martin
12 августа 2016, 22:12
Средняя зарплата выпускника МФТИ - 130 000 рублей.
Сервис «Superjob для студентов» представил рейтинг вузов России на 2015 год по уровню зарплат выпускников, занятых в ИТ-отрасли.:

1. Московский физико-технический институт (государственный университет) - 130 000 рублей.

2. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» - 100 000 рублей.

3. Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана - 96 000 рублей.

4. Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики - 87 000 рублей.

5. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет - 85 000 рублей.

5. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова - 85 000 рублей.

5. Пермский государственный национальный исследовательский университет - 85 000 рублей.

Источник: Пресс-служба Superjob.ru

cassiopella
19 августа 2016, 20:45
А у нас, в России, новый министр образования и науки. Колоритная личность. Быстро науку угробит. redface.gif
Jorgen
19 августа 2016, 22:35

cassiopella написала: А у нас, в России, новый министр образования и науки. Колоритная личность. Быстро науку угробит.  redface.gif

У вас в России всего лишь скоро выборы, так что ещё и министр спорта под угрозой. Нужно кого-то слить, не обороны же.
Про Ливанова, кстати, слышал мнение позитивное как, собственно, об учёном, от человека, который с ним работал непосредственно, и никто не понял, зачем он тогда рванул в министры.
А науку много кто гробит, начиная, имхо, с самой унылой и тоскливой РАН.

В общем - был физик, теперь будет историк РПЦ. Это, имхо, некий троллинг. tongue.gif
Skazochnik
20 августа 2016, 05:10

Jorgen написал: В общем - был физик, теперь будет историк РПЦ.

Не просто историк. Еще и православный патриот.


Ее научная специализация — история РПЦ в ХХ веке. В РАНХиГС Васильева — заведующая кафедрой государственно-конфессиональных отношений. До администрации работала в аппарате правительства.

По данным научного богословского портала «Богослов.ru», Васильева защитила кандидатскую диссертацию по теме «Советское государство и патриотическая деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны», а докторскую — по теме «Русская православная церковь в политике Советского государства в 1943–1948 годы». С 1989 по 2008 год, согласно «Богослов.ru», Васильева написала в соавторстве более 90 статей на богословские темы.

Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/politics/19/08/2016/57b6...a794744222cf7f2
smile.gif
Skazochnik
20 августа 2016, 06:05

Ольга Васильева, занявшая в пятницу пост министра образования России, назвала своё назначение "божествованием" своей деятельности. Об этом она заявила в интервью Комсомольской правде, говоря об эмоциях, испытанных после назначения.

smile.gif Пропал калабуховский дом.
Vlad_i_Lenka
20 августа 2016, 10:16
Про нового министра образования. Вчера на Эхе на полном серьёзе обсуждали - будет ли усиление роли РПЦ в образовании в связи с этим назначением. Я пару лет назад вообще не поверила бы, что такую тему можно обсуждать. Бред же.

А эта Васильева протеже какого-то попа. И к Сталину у неё подозрительное (для меня) отношение.
Skazochnik
21 августа 2016, 04:21

«Действительно, за последнее время заработная плата была доведена до средней по региону, я практически каждую неделю получаю отчетность по этому поводу и, в общем и целом, она выглядит весьма прилично»,— заявил премьер.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/3069590

Приличная зарплата, приличный новый министр образования...
Что еще нужно российским педагогам? smile.gif

Freddie
21 августа 2016, 22:41

Skazochnik написал:

Ольга Васильева, занявшая в пятницу пост министра образования России, назвала своё назначение "божествованием" своей деятельности. Об этом она заявила в интервью Комсомольской правде, говоря об эмоциях, испытанных после назначения.

smile.gif Пропал калабуховский дом.

Она уже это опровергла. tongue.gif

Позже министр пояснила, что произнесла слово «долженствование», а журналисты неправильно расслышали ее комментарий; журналист подтвердил эту версию и принёс извинения.

Freddie
21 августа 2016, 22:44

Vlad_i_Lenka написала: А эта Васильева протеже какого-то попа.

Не знаю, его ли, но он высказался.

Религиозный и общественный деятель, протодиакон Андрей Кураев охарактеризовал Васильеву как человека, который «прекрасно знает просто грязные стороны церковной жизни XX века, знает какие-то случаи чрезмерного угодничества, доносительства и так далее». По его мнению, опасения насчёт возможной клерикализации ведомства после её назначения напрасны, поскольку Васильева серьёзный учёный, у которого нет «неофитских очков»


Vlad_i_Lenka написала: Я пару лет назад вообще не поверила бы, что такую тему можно обсуждать. Бред же.

Ничего не стоит на месте.
Вот и меня терзают смутные сомнения, хотя что мне Гекуба?
Vlad_i_Lenka
22 августа 2016, 08:53

Freddie написала:
Не знаю, его ли, но он высказался.

Не, в сети сплетничают, что у президента РФ есть духовник (Шевкуненко или похожая фамилия), вот она - его протеже. (Россия 21 век, а мы про каких-то "духовников" пишем).

А про серьезного ученого Васильеву - сомнительно как-то.    Спойлер!
В сети есть её высказывание, мне с телефона неудобно цитировать, но суть такая: Сталин - нормальный (вернул РПЦ во время войны), а вот большевики были редиски. Как это можно было запихать в одно предложение?
А Венедиктов (редактор Эха Москвы) про её знания истории и риторику сказал, что они относятся к брежневскому периоду примерно. Хотя, может, все она прекрасно знает, но говорить предпочитает только определенные вещи с определенной целью.
Зирок
22 августа 2016, 09:13

Skazochnik написал:
Приличная зарплата, приличный новый министр образования...
Что еще нужно российским педагогам? 

Ещё нужен указ, чтобы все прилично выражались, или хотя бы не выражались неприлично.
Ах, да, это уже тоже есть. smile4.gif
Idea
22 августа 2016, 12:42

Vlad_i_Lenka написала: Не, в сети сплетничают, что у президента РФ есть духовник (Шевкуненко или похожая фамилия

Архимандрит Тихон Шевкунов, автор вот этого бестселлера.
Skazochnik
22 августа 2016, 13:35

Freddie написала: Она уже это опровергла. 

И весьма оригинально.

Ликвидация божествования. Министр Васильева и ее толковый словарь
Martin
26 ноября 2016, 17:00
Самая жуткая военная тайна России.
   Спойлер!
Не стоит спешить кричать о мальчишах-плохишах, которые эту тайну разглашать кинулись. Мои собеседники — люди вполне взрослые, и постарше меня будут. И то, что они мне рассказали, а рассказали, однозначно, малую толику, сделано ничуть не из желания оболгать или испакостить святое.

Наоборот.

Основной целью стало привлечь внимание к проблемам, которые сегодня заметны для глаза человека понимающего и находящегося в курсе проблемы. Мы это если и оценим, то только тогда, когда локти отгрызать будет поздно.


Первоначально этот материал планировался как интервью. Вопросы и ответы. Но, хорошо подумав, я его переписал. Моим собеседникам погоны абсолютно не жмут, и скоропалительно в отставку они не собираются. Так что это будет просто рассказ от некоего лица.

Речь пойдет о заведении, которое находится в Воронеже и называется длинно и красочно:

«Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина».

Центр образован на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. № 609-р путём слияния ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Монино, Московской обл.) и Военного авиационного инженерного университета (г. Воронеж).

Маленькая поправочка. При образовании ВУНЦа «подгребли» заодно и бывшее теперь Воронежское высшее военное инженерное училище радиоэлектроники, кузницу кадров для РЭБ. И теперь от училища остался один факультет №5 в структуре ВУНЦ.

Зачем это понадобилось, сказать сложно, но факт: РЭБовцев теперь готовят в стенах авиационного центра. Частично вроде бы оправдано, ибо в старой структуре училища было 2 факультета, воздушный («С») и наземный («Н»). Теперь все в одной куче как бы.

Отвлекусь. Как вы думаете, уважаемые читатели, много преподавательского состава из академии ВВА (Монино, Московская область) рванула на столь замечательную работу в Воронеж? Правильно думаете, меньше 5%. На уровне статистической погрешности. Об этом писали много и со вкусом, кто-то понимал преподавателей и профессоров, пославших провинцию куда подальше, кто-то обвинял. Но на деле результат был такой, что ВУНЦ вроде бы переехал в Воронеж, а препсостав — нет. Дураков в России все меньше и меньше вроде бы.

Здесь надо отдать должное начальнику ВУНЦ генерал-лейтенанту Зиброву, который, по словам моих собеседников, развил не то что бурную, даже сложно сказать, что это была за деятельность. Метлой вымел два округа, но штат укомплектовал.

На сайте ВУНЦ это звучит так: «Военный учебно-научный центр ВВС «ВВА» впитал в себя славные традиции Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина и Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского, Военного авиационного инженерного университета (ВАИУ) (г. Воронеж), Военного института радиоэлектроники (г. Воронеж), Иркутского и Ставропольского высших военных авиационных инженерных училищ, Тамбовского высшего ВАИУ радиоэлектроники, а также Федерального государственного научно-исследовательского испытательного центра радиоэлектронной борьбы и оценки эффективности снижения заметности».

Понятно, что значит «впитал», да? Собрал с миру по нитке. Ну да не об этом речь. Кстати, мои собеседники как раз из НИИ РЭБ. Но об этом позже.

Итак, сегодня мы имеем роскошный (реально) и прекрасно подготовленный центр по обучению. Да, и первая научная рота в России была организована именно здесь. Но до этой роты мы еще дойдем. И имеем две проблемы.

Первая, как уже говорилось, преподавательский состав. Который на 70% состоит из преподавателей бывшего ВАИУ, далеко не самого престижного училища в СССР и России. И, можно сказать, что ВУНЦ — это ВАИУ, но уровнем повыше и покомфортнее. Несмотря на роскошную вывеску, это по-прежнему «техничка».

ВАИУ готовило наземный персонал, как следует из названия. Метеорологов, прибористов, электриков, оружейников, связистов и прочих специалистов аэродромного обслуживания. Те же самые специальности сегодня и в структуре ВУНЦ ВВА. С добавлением нового факультета БПЛА. Точка. Летчиков и штурманов, понятное дело, готовят в профильных училищах.

А, да, еще и РЭБ. Вот о РЭБе мы и говорили в основном.

Мои собеседники считают, что запихнуть РЭБ в структуру технического (простите, инженерного) авиационного заведения идея далеко не шедевральная. То, что факультет №5 вообще кого-то выпускает, уже хорошо. Но если вдаваться в подробности, то печаль полнейшая.

То, что в структуру НИИ РЭБ, где работают товарищи офицеры, за 8 (восемь!) выпусков (считая и кадры от ВИРЭ) не отобрали НИ ОДНОГО выпускника, говорит о многом. А между тем, с каждым годом, по мере развития средств РЭБ, нужда в кадрах становится все более ощутимой.

Да, в этом году из войск по направлению на защиту кандидатской степени пришло аж два лейтенанта. Уровень подготовки ошеломляющий. Вообще непонятно, что эти два года в войсках делали эти офицеры. И чем они будут писать диссертации. Не в плане рук, в плане мозгов.

Уровень подготовки умов «жертв ЕГЭ» ввергает в ступор. Люди, специалисты, офицеры, закончив обучение, не способны ни на что. Да, сегодня у армии есть престиж. Хорошие зарплаты, перспектива и прочее. Но нет фактически людей, способных, а главное, желающих идти хоть куда-то. Пофигизм доминирует. Главное — отслужить контракт. Как — там разберемся.

НИИ РЭБ — заведение небольшое, около полутора сотен человек. Но обеспечить себя хоть каким-то притоком кадров институт не в состоянии. Кадры просто негде брать. Между тем, техника, которую испытывают в институте «старички», зачастую завтрашнего дня. И именно в НИИ РЭБ дают заключение о целесообразности госиспытаний той или иной разработки. И доводят технику до ума в рамках все тех же государственных испытаний.

Кто будет этим заниматься лет через десять, когда «старички» уйдут на заслуженную пенсию, сказать не берется никто.

О «научной роте». Как ни странно, выручает. В НР попадают далеко не самые глупые выпускники технических вузов, того же «политеха». И бывшие студенты идут туда охотно. НР — это не совсем армия, если что. Комнаты в общежитии на четверых, с телевизором. Интернет. Работать можно. Можно реально заниматься наукой.

Для основного контингента НР — это просто годичная «халява». Вроде ты в армии, а вроде и нет.

Но есть и извращенцы, слава богу. Которые после НР вполне нормально идут служить. За три последних года таких человек 5-6 нашлось. Действительно, умные и перспективные ребята.

Но есть нюанс. Да, они на контракте. Да, звания у них офицерские. (Сам по телевизору видел репортажик в прошлом году, как двое рядовых дембелей НР превратились в один миг в лейтенантов. — Прим. авт.) Но здесь вся суть именно в том, что они заканчивали не военный вуз, а гражданский. И, соответственно, им на этот контракт чихать, если что. Они государству за обучение ничего не должны, при желании развернутся и уйдут.

Кто их заменит (да и нас тоже, кстати, мы не вечны)? Никто.

Самое страшное, что это понимают все. И мы, научники, и преподаватели. На днях пришли сдавать зачеты по «физо», чуть раньше в спорткомплекс прибыли. У нас был шок. Занимались две группы курсантов. Больше половины в татуировках. И не «за ВДВ» или сердечко, нет. Тигры, драконы, змеи, какие-то вообще твари непонятные. Все цвета радуги. Расписные, как будто их по зонам набирали, амнистией заманивали.

Мы спросили у начкафедры, что за безобразие, ведь татуировки запрещены. Нельзя офицеру их иметь, тем более, когда на всю руку или ногу. Эти еще ничего, отвечает. Вы бы на других посмотрели. Тут есть группа, там все до одного расписаны. Других нет…

Других нет…

И вот мы, два старых конденсатора, понемногу начинаем понимать весь ужас нашего завтра. Смотрим на курсантов, на вчерашних школьников и завтрашних офицеров, и понимаем, что им в основной массе на хрен ничего не надо. Одет, обут, накормлен, довольствие за которое на гражданке не просто пахать надо, жизнь с перспективой. Нормально…

Язык не поворачивается их назвать тупыми. Ни курсантов, ни двух летех, которые как в войска ушли с пустыми головами, так и с такими же вернулись. Ну как можно два года прослужить в РЭБе, и путать «S» и «L» диапазоны? Как???

Это система противодействия, система, которая уничтожит нас без ядерных боеголовок. Которая уже превратила несколько поколений в обезьян, просто не умеющих, и, самое страшное, не желающих мыслить.

Мы про ЕГЭ.

ЕГЭ убьет нас весьма быстро, просто потому, что думать не надо. Физик, неспособный простейшую модельку на бумаге рассчитать. Летчики, бросающие бомбы по GPS (хорошо хоть попадают), но неспособные это сделать по прицелам. Электронщик, плохо представляющий физические процессы. И так можно до бесконечности.

Молодых реально разучили МЫСЛИТЬ. Не ДУМАТЬ, думать они пока еще умеют на уровне инстинктов. МЫСЛИТЬ.

Да, в окоп с пулеметом — запросто! Хватит и ума, и патриотизма. Ребятки действительно в этом плане получше пошли, не такие амебы, как лет 10 назад. В танк — нормально. К пушке. С баллистическими вычислителями после айфона любой совладает.

Сегодня проблема в испытаниях новых разработок. Для пользования нужен один мозг, для испытания — другой. А для разработки?

Если завтра нам будет некому испытывать и доводить до ума разработанное, то что будет послезавтра? КТО, скажите, будет разрабатывать то, что надо будет испытать?

Кто разработал то, чем сейчас гордимся? «Красухи» те же? Да те, кого уже толком и нет среди нас. Они у нас диссертации принимали. И нам недолго осталось. Мы можем учить, мы можем пока работать, мы можем довести до ума что угодно. Сегодня. Но если сегодня учить некого, то завтра все будет весьма печально.

Систему подготовки почти убили, с двух училищ наскребли на факультет, ну Череповец реанимировали. Но там почти те же проблемы.

Но главная подлость этого ЕГЭ, что молодые абсолютно не умеют творчески мыслить и анализировать. «Отайфонить» задачу, запомнить порядок выполнения функций еще могут. Понять проблему — единицы.

Завтра, а тем более послезавтра, нам будут нужны кадры, которые смогут хотя бы нас заменить. А по идее — пойти дальше нас. Но система убийства мозгов сделала свое дело. «Жертвы ЕГЭ» нас не заменят. Не придумают, не разработают, не построят, не отладят.

Так странно, если честно. Всю жизнь считали, что воевать будем с Министерством обороны США. А почти победило нас Министерство образования России.

Вот и получается, что самая-самая главная военная тайна России — это сколько у нас осталось умных людей. И сколько их может быть в перспективе.
Jorgen
26 ноября 2016, 19:24


Тенденция пытаться влиять на общественное мнение, сбрасывая в сеть подобные тексты? smile.gif
Martin
28 ноября 2016, 19:41

Vlad_i_Lenka написала: Не, в сети сплетничают, что у президента РФ есть духовник (Шевкуненко или похожая фамилия), вот она - его протеже. (Россия 21 век, а мы про каких-то "духовников" пишем).

Так вроде у Андрея Арсениевича Лучникова, главного редактора газеты «Русский Курьер» из романа Аксенова "Остров Крым" тоже был свой духовник?
Antistream
28 ноября 2016, 21:30

Solmir написал:
3) Убрать поступление по ЕГЭ, ВУЗ это решает сам.

"Кто девушку ужинает, тот ее и танцует" (с). Если ВУЗ создал себе хорошую репутацию и в него и от студентов, желающих за любые деньги учиться, отбоя нет, и от жертвователей, и от предприятий, желающих выделять гранты на студентов, которые потом на это предприятие придут, и пр., т.е. ВУЗ полностью финансово не зависим от любого (даже жертвователя), желающего что-то диктовать, то он вправе и порядок приема определять. Но если есть один или слаженная группа определяющих финансовое положение жертвователей, то они вполне в праве выставлять свои условия. Хотя в России сумели создать вполне неплохую (особенно на фоне имеющегося в стране бардака) систему ЕГЭ и на месте любого жертвователя и любого ВУЗа я бы эту систему все равно брал за основу, если не определяющую, то весьма весомую. Каждый независимый финансово ВУЗ в праве вносить в правила приема свою специфику. Хотя слишком большой разнобой в правилах приема дезориентирует потенциальных абитуриентов и не пойдет на пользу самим ВУЗам. Унификация, равно как и забота об экономии средств для абитуриентов весьма полезны и гуманны (при ЕГЭ даже не обязательно ездить в ВУЗы при подаче заявления - только уже поступив для передачи оригиналов документов, да и ту курьерской службе можно передоверить)

4) ВУЗы получают административную независимость и самоуправление.

Права не отдилимы от обязаннастей, а свобода и независимость должны базироваться на определенных основаниях. Если ВУЗ не способен обеспечить себе финансовую независимость, то как о той независимости можно говорить?! Понятно, что в таком сложном деле нет жестких границ. И источников финансирования много, и факторов, опреелющих самые разные характеристики ВУЗа полно. Но все же какие то интегральные зависимости, выражабщиеся в сложных компромиссах раздичных ТЗ должны быть.

5) Гос. экзамены принимают не те же преподаватели, что вели предметы, а внешние люди (не менее 50%). Ученые, эксперты Минобразования, представители фирм, куда массово идут выпускники.

А как же независимость?! Сами себе противоречим

6) Отменяются все планы выпуска или %% от поступивших.
7) Убрать обязательные 30% гуманитарных предметов и прочую нагрузку. М.б. ввести выбор предметов и лекций.

Вот это все тоже сам ВУЗ в месте сосвоимиопределяющимиблаготворителями должен опреелять. А ректорат с попечительским советом должны быть великими мастерами компромисса.

Но вообще "мамы всякие нужны"(с). Пусть больше будет ВУЗов хороших и разных! Пусть общество вырабатывает постоянно меняющееся мнение и критерии! Пусть и роль рынка в этих процессах будет не последней.

В таком деле, как образование, работающем на перспективу, очень сложно предсказать, какие из решений через 10-20 лет докажут большую или меньшую эффективность. Поди знай! Поэтому вряд ли стоит особо мешать разнообразию всевозможными волевыми навязываниями.

Теперь ближе к теме. ....

В целом согласен
Martin
10 декабря 2016, 00:19
Специальность не показатель: зачем россиянам человеческий капитал? Большое число россиян имеют высшее образование, но работают охранниками или продавцами.

   Спойлер!
Российский рынок труда мало кого способен удивить – эксперты отмечают на нем полнейшее отсутствие инноваций и высоких технологий, преобладание простых, низкоквалифицированных профессий, а также не соответствующих труду заработных плат. Высокие компетенции и квалификация сегодня не пользуются спросом – в тренде вакансии для преимущественно физического труда. Однако россиян такие тенденции мотивируют поступать иррационально – каждый по возможности пытается получить высшее образование, которое должно обеспечить занятость и спасти от безработицы. И, что интересно, в этом есть смысл – люди с образованием остаются без работы гораздо реже.

Но и рынок накладывает свой отпечаток – такое поведение трудоспособных россиян привело к тому, что каждый шестой охранник и продавец имеет диплом ВУЗа. По оценкам экспертов, около 40% всех занятых в экономике имеют уровень образования, которого выполняемая ими работа не требует. Получается, что россияне – чрезмерно образованная нация, и при нынешнем уровне благосостояния населения это действительно может удивить. Карьерист.ру постарался разобраться, почему так происходит, и зачем гражданам в таком случае человеческий капитал?

Спроса нет

Количество россиян с высшим образованием превышает количество вакансий, которые его требуют – в усредненном выражении доля людей, которым оно не требуется для выполнения их трудовых функций, достигает 40%, а в некоторых отраслях – превышает 50%. Конечно, наличие образования объективно повышает шансы на трудоустройство – по данным микропереписи населения в 2015 году, проведенной Российским институтом стратегических исследований, обладатели диплома ВУЗа гораздо реже выступают безработными, чем люди со средним или средне специальным образованием. Отражается это и на зарплате – выпускники с высшим образованием претендуют на оклады на 60-80% выше, чем работники без него. Но востребованным оно остается далеко не всегда. Основная причина – структура рынка труда.

Так, по словам профессора ВШЭ Владимира Гимпельсона, чьи слова приводит «Коммерсант», российский рынок труда по официальным данным представлен более чем четырьмя сотнями профессий, но половину всей занятости охватывает лишь 28 из них. Причем самыми распространенными считаются работники торговли и водители, доля которых неуклонно растет. Еще 15 лет назад количество продавцов едва превышало 6% на рынке, сегодня их уже 6,8%. Аналогичная ситуация и с водителями, численность которых превысила 7%, хотя в 2000-х их было около 6,7%. Относительный рост, конечно, не впечатляет, если не вспоминать о том, что разросся и сам рынок – при сегодняшних 72 млн занятых в экономике, прирост за последние 15 лет составил 7 млн человек.

Для сравнения, самой большой группой квалифицированных специалистов на рынке являются школьные педагоги – их около 2,8%, численность всех остальных спецов гораздо меньше (например, врачей лишь 1,3%). Зато, с количеством учителей сравнимо количество грузчиков, уборщиков, укладчиков, крановщиков, подсобников и прочих представителей рабочих профессий. В структурном разрезе массовых профессий (на которые приходится больше 1%) превалирует низкоквалифицированный труд. По мнению Гимпельсона, там нет ни инноваций, ни высоких технологий, что довольно странно, когда 65% трудящихся имеет либо высшее, либо профессиональное образование. Правда, все становится на свои места, если учесть, что каждый шестой работник трудится там, где достаточно школьного аттестата.

Россияне просто не могут найти себя и применение своего человеческого капитала.
Логично, что причин такого положения дел может быть лишь две – либо их знания и образование просто не востребованы на рынке (как, например, юристы и экономисты, где предложения в разы превышают спрос), либо их диплом был получен лишь «для галочки», и про какой-либо человеческий капитал, вообще, речи не идет.

Парадоксы промышленности

Как ни странно, но торговля сегодня считается самым массовым работодателем, уже давно отняв пальму первенства у промышленности – на первую приходится 18,8% занятости, при 14% у второй. Логично предположить, что часть из высвобожденных на рынок рабочих промышленности таки ушли в торговлю. Но нужно понимать, что для работы компетентным рабочим нужно иметь хотя бы средне специальное образование, в то время как торговля такого не требует. Из этого напрашивается вывод, что работа продавца, кассира или мерчендайзера требует меньшего набора компетенций, чем у рабочего. Но, так как промышленность сегодня переживает период оптимизации, рабочие руки требуются гораздо реже, чем продавцы-консультанты, охранники или кладовщики. По словам Гимпельсона, тенденция, когда человека сокращают на заводе, но принимают на работу в супермаркет, является показательной и позволяет говорить об истинном спросе.

Впрочем, если рассматривать промышленность более углубленно, становится понятно, что причиной таких явлений становится вовсе не переизбыток рабочих рук – квалифицированные сварщики, слесари и прочие специалисты промышленности все прошлые годы оставались в дефиците. Их нехватка и сегодня достаточно острая – по некоторым оценкам она превышает даже 20%. Причем дефицит образовался вовсе не в инженерах или грузчиках – не хватает специалистов среднего уровня, со средне специальным или профессиональным образованием. И об этом уже не раз приходилось слышать из разных источников, как от экспертов, так и от чиновников. Картина проблемы такова, что пенсионеры, пришедшие в профессию еще в советское время, физически неспособны работать, а молодежь уже давно потеряла интерес к рабочим профессиям.

Наличие дефицита не может не влиять на положение дел в промышленности.
Как утверждает Сергей Цухло, из Института экономической политики, чьи слова приводит «Коммерсант», около четверти российских предприятий отмечают падение качества выпускаемой ими продукции за последние 8 лет. Причина – дефицит специалистов, справиться с которой можно лишь путем модернизации производства, на которую пошли лишь 5% из них. Инвестиции сегодня не самый популярный способ решения проблем, но оно-то и понятно – кризис.

Но, именно отсутствие капиталовложений в развитие и порождает структурные проблемы в занятости. «Подвешенное» состояние отечественной промышленности делает спрос на высокую квалификацию замороженным. А когда и сам работодатель неуверен в том, что ему нужно, трудно что-либо требовать от системы образования, которая получает искаженные импульсы. Замкнутый круг.
Инвестиций не будет

Единственное, куда сегодня поступают инвестиции, так это обучение собственных сотрудников. Но, проблема в том, что подавляющее большинство вложений уходит не в повышение квалификации, а в приобретение базовых знаний. Например, ломбарды делают из сотрудников компетентных оценщиков, а агентства недвижимости воспитывают хороших риелторов. От более сложного обучения принято отказываться. Более того, многие специалисты редких профессий мигрируют на западные рынки труда. Все чаще в Европу и США переезжают ученые, программисты, конструкторы, геологи и прочие профессионалы. В IT-отрасли причиной к выезду выступает заработная плата, которая на Западе в 5-8 раз выше российской. Впрочем, аналогичная ситуация и с другими секторами.

Однако суть всего этого может оказаться гораздо шире, ведь хорошие специалисты покидали Россию всегда, но вместе с этим в неё приезжали множество экспатов. Зарубежных специалистов с уникальными компетенциями нередко заманивали в РФ высокими окладами, за которые они готовы были терпеть причуды и особенности российского рынка труда. Теперь же, когда девальвация «съела» покупательную способность рубля и компании больше не имеют возможности содержать экспатов, они просто покидают Россию.

Это добавляет уверенности в структурном характере проблем российской экономики, когда отсутствие инвестиций может попросту «заморозить» рынок и постепенно его «убивать». Тут нужно понимать, плохой инвестиционный климат обусловлен не отсутствием денег, а отсутствием желания их вкладывать, по крайней мере, в сложившейся сегодня ситуации. Инвестиционная привлекательность государства играет большую роль для развития экономики, а если ее нет – то, о каком развитии может идти речь?

Еще больше пугает лишь то, что в таком состоянии мы можем встретить новый виток технической революции, когда роботизация рынка труда приведет к скачку безработицы. Он будет повсеместным, но страны с развитыми технологиями переживут его гораздо менее болезненно. И, кажется, чтоб наверстать упущенное, и догнать конкурентов, у нас осталось совсем немного времени.
Smooth Pimp
10 декабря 2016, 10:07
В OECD PISA подвели итоги тестирования качества образования по странам в 2015 году (XX2 ВЕК)

Во вторник, 6 декабря, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) опубликовала результаты теста Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся за 2015 год. В нём приняли участие 540 000 школьников из 72 стран.

Первое место заняли учащиеся Сингапура, второе — Японии, третье — Эстонии, четвёртое — Тайваня, пятое — Финляндии. Организаторы проанализировали результаты и заключили, что: 1) в сфере образования лидируют азиаты; 2) финансирование не приносит желаемого результата; 3) домашние задания не помогают.

В этом году они пришли к следующим выводам.

Во-первых, европейцев и американцев потеснили азиаты. Они заняли большинство мест в десятке лучших: помимо Сингапура, Японии и Тайваня отличились Вьетнам, Корея и специальные административные районы КНР, вынесенные организаторами отдельно — Гонконг и Макао. Страны ЕС — Эстония и Финляндия — попали только на третье и пятое места, Россия и США заняли 32-е и 25-е места соответственно.

Во-вторых, финансовые вливания в образование не дают должного результата.    Спойлер!
За последние 10 лет, с 2006 по 2015, в странах ОЭСР на каждого школьника стали тратить на 20% больше денег. Но успеваемость по естественнонаучным дисциплинам за тот же период улучшилась только в 12 странах из 72 — в частности, в Сингапуре, Макао, Перу и Колумбии. Эстония и Тайвань, которые тратят 66 и 46 тысяч долларов на человека, обошли Австрию, Люксембург, Норвегию и Швейцарию, несмотря на то, что в этих государствах расходы на образование минимум вдвое выше (более 132 000).

В-третьих, нагружать детей домашними заданиями — не решение проблемы улучшения успеваемости в школе.    Спойлер!
«Те образовательные системы, в которых ученики тратили больше времени на обучение вне школы, выполняя домашние задания, занимаясь дополнительно или в частном порядке, демонстрировали более низкую успеваемость по естественным наукам», — отмечает отчёт ОЭСР. Результаты показали, что успеваемость зависит не только от того, насколько хорошо школа обеспечена оборудованием и персоналом, но и от того, сколько времени отводится на освоение темы или предмета. Наиболее эффективными оказались учителя, которые демонстрировали научные концепции на практике — как правило, этому способствовал небольшой размер класса.

Отчет в PDF (англ.)

Таблица с результатами на 44-й странице отчета (46-я страница PDF-файла).
Skazochnik
10 декабря 2016, 10:53

Martin написал: Большое число россиян имеют высшее образование, но работают охранниками или продавцами.

Это в смысле такой уровень высшего образования, что с ним лишь в охранники или продавцы?
Или требования к охранникам и продавцам настолько возросли, что туда берут только с высшим образованием?
cassiopella
10 декабря 2016, 12:53

Martin написал: Получается, что россияне – чрезмерно образованная нация

Нет. Это нация с "корочками".

Martin написал: Спроса нет

Количество россиян с высшим образованием превышает количество вакансий, которые его требуют

Это не так. Вот говорят, что в России много экономистов... Ну "старших экономистов", как из анекдота, на самом деле много. Но экономистов с нормальным образованием буквально единицы. Мало того на них нету спроса, просто потому что ни государству ни обществу не интересно. И так примерно во всех областях. Например нету спроса на математиков, хотя много хороших.

Martin написал: Логично, что причин такого положения дел может быть лишь две – либо их знания и образование просто не востребованы на рынке (как, например, юристы и экономисты, где предложения в разы превышают спрос), либо их диплом был получен лишь «для галочки», и про какой-либо человеческий капитал, вообще, речи не идет.

Либо знания к диплому не прилагались, либо знания слишком устарели и такой специалист в 21ом веке не нужен (нужно доучивать/переучивать).
Другая Стрекоза
10 декабря 2016, 12:57

cassiopella написала:
Вот говорят, что в России много экономистов... Ну "старших экономистов", как из анекдота, на самом деле много. Но экономистов с нормальным образованием буквально единицы.

Все во Франции. Милаха.
cassiopella
10 декабря 2016, 13:37
Краткое резюме - в России всё замечательно с школьным образованием. Равенство шансов, уровень знаний по математике/физике и т.п. Хватит возмущаться уровнем школьников и ЕГЭ. Всё это из разряда "а раньше деревья были зеленее".

Smooth Pimp написал: В OECD PISA подвели итоги тестирования качества образования по странам в 2015 году

Хочу уточнить: не только по PISA подвели итоги, но и по TIMSS.
PISA - опрашивают 15 летних и смотрят насколько хорошо им помогают реальные знания в жизни. Т.е. тут речь идет не об уровне знаний по определенным предметам, а о том на сколько задания в школе и вообще программа полезна в реальной жизни. Не факт, что эти дети способны массово учиться в вузах и становиться высококлассными специалистами.

TIMSS - уровень знаний по математике и физике (вроде все). Обычно для младшей, средней школы и для 15 летних. В этот раз еще опрашивали выпускников школ, но только в 15 странах (около того). Многие страны отказались, не очень понятно почему. Этот тест показывает как раз научный и иновационые капитал, который представляют из себя школьники. Вот тут у россиян очень высокий уровень для любого возвраста школьников:
- Математика 4ый класс 7/49 место, после Кореи, Китая, Японии и Ирландии
- Математика 15 лет 6/39 место, после азиатских стран.
- Математика выпускники 1ое и 4ое место из 11.
А у Франции наоборот - ниже плинтуса. Причем среди выпускников опрашивали только классы с углубленным изучением математики и физики. А у остальных еще хуже. "Экономический класс" там уровень математики на уровне 9ти классов, у "лириков" еще ниже. В ЕС у них последнее место в любом возврасте.

Меня фр. СМИ выбесили, так как написали мол у России всё хорошо потому что единицы из элиты идут в старшие классы. redface.gif facepalm.gif Откуда они это взяли?

Еще из интересного:
1) Россия, Эстония, Финляндия, Исландия и Алжир страны с самыми равными шансами, где бедность и недостаток культуры в семье никак не влияют на оценки. wink.gif Есть чем гордиться, имхо.
2) Франция, Бельгия, Германия, Люксембурх, Швецария, Австрия - проблема неравных шансов среди учеников. Т.е. ученик из бедной семьи будет хуже обучен (не путать с "хуже учиться"). Франция в этом деле "пионер" с громадным разрывом. Года два назад министерство детально изучало этот вопрос и причины. Кратко - если выбирут президента от правых, то разрыв еще больше увеличиться.
cassiopella
10 декабря 2016, 13:45
И еще забавное.

Два вида заданий :
1) "Формальная математика" - Решить уравнение 2x + 3 = 7
2) Примеры из жизни или "прикладная" математика: Хьюго купил телевизор и кровать. Телевизор стоит 300 евро, но Хьюго получил скидку в 10%. Кровать стоит 120 евро. Хьюго платит 20 евро за доставку. Сколько денег потратил Хьюго?
Первый тип - самый эффективным метод обучения математики. Второй тип - самый неэффективный. Оба типа конечно должны быть, но в разных количествах.
cassiopella
10 декабря 2016, 13:48

Другая Стрекоза написала: Все во Франции. Милаха.

На самом деле да. Практически все экономисты российские граждане живут и работают заграницей. Так что не стоит язвить на эту тему.

К. Сонин немножко на эту тему: ссылка

Ксения (Юдаева из ЦБ) стала первым в России академическим экономистом, серьёзно влияющим на практическую политику.

Супер, да? Она была перым (в 2008ом). А сколько сейчас? Штук 5? mad.gif facepalm.gif
lebowsky
10 декабря 2016, 13:57

cassiopella написала: На самом деле да. Практически все экономисты российские граждане живут и работают заграницей. Так что не стоит язвить на эту тему.

А можно подробнее? Все экономисты России живут за границей? Или все живущие за границей россияне - экономисты? А живущие в России экономисты - не экономисты?
ESN
10 декабря 2016, 14:15

lebowsky написал:
А можно подробнее? Все экономисты России живут за границей? Или все живущие за границей россияне - экономисты? А живущие в России экономисты - не экономисты?

Все российские экономисты в одном флаконе. (включая посаженного) Подпись к фото: Группа участников конференции принявшей декларацию о радикальных экономических реформахfrown.gifслева направо) Александр Шохин, Петр Авен, Константин Кагаловский, Алексей Улюкаев, Анатолий Чубайс, Владимир Машиц, Сергей Глазьев. Австрия, сентябрь 1991
cassiopella
10 декабря 2016, 14:52

lebowsky написал: А можно подробнее? Все экономисты России живут за границей? Или все живущие за границей россияне - экономисты? А живущие в России экономисты - не экономисты?

Наследие СССР. Как если бы 70 лет физиков учили, что Солнце крутится вокруг Земли (так сказала партия). А в 1991 - упс... 3d.gif Вся экономическая теория основана на прибыли, "капитале" и индивидуализме. Что совершенно не вписывалось в коммунистическую парадигму общества. Поэтому следующие проблемы:

- Подготовка экономистов проходит по совсем другой программе чем в остальном мире практически на всех экономических факультетах России. В результате название профессии и диплома одно, а начинка совсем другая.
- Отсутствие кадров, которые могут научить чему-то студентов. Конечно есть реальные экономисты, которые работают в ВШЭ, РЭШ и еще нескольких вузах. Но их количества недостаточно даже для нормальных фундаментальных исследований. А прикладников так вообще можно сказать нету.
- Общество, т.е. предприятия и различные организации, плохо представляют что такое в реальности экономист и следовательно не знают как использовать навыки у себя. Как результат нету спроса на экономистов.
- Государство никак не хочет менять ситуацию. Я бы сказала, что даже против. Например стипендия по программе Глобальное Образование для обучения заграницей не дается "экономистам".

В результате, кто умудрился получить нормальное экономическое образование таки или уезжают заграницу, или там остаются после получения диплома. Например в Норвегии на деньги норвежских налогоплательщиков изучать экономику энергетики России 3d.gif (реальный пример).
Martin
8 апреля 2017, 16:51
Вт такая статья: Глава Сколтеха откровенно рассказал о катастрофе в российском инженерном образовании.
   Спойлер!
Сегодня на очередных губернаторских чтениях в Тюмени с лекцией выступил академик РАН, ректор Сколковского института науки и технологий (Сколтех) Александр Кулешов. Ученый рассказал о том, что Россия в плане подготовки инженерных кадров оказалась на задворках цивилизации. Но несмотря на колоссальное отставание, уверен Кулешов, мы еще можем перепрыгнуть через эту пропасть. Как страна оказалась в столь плачевном положении и что нужно, чтобы из него выбраться, – в нашем конспекте лекции академика.

Начал Александр Кулешов издалека, с 1929 года. После революции прошло 12 лет, и внезапно стало ясно, что в молодой советской республике инженеров нет. Все кадры, выращенные прекрасной российской императорской школой, эмигрировали за рубеж. Новых надо было выписывать из-за границы. По стечению обстоятельств в США в то время была великая депрессия и задача оказалась выполнимой. Американские инженеры приехали на великие социалистические стройки: Днепрогэс, АЗЛК, ГАЗ - сотни фабрик и заводов. Кроме того, они обучили новое поколение советских спецов. И вскоре в стране сложилась новая инженерная школа, самой высокой категории.
И те же кульманы, и те же старички

О том, что это была реально конкурентоспособная школа, свидетельствует хотя бы такой факт. В 1995 году американцы купили у России ракетные двигатели, созданные в 1954 году в рамках советской лунной программы. Когда ее закрыли, двигатели залили маслом, завернули в целлофан и законсервировали - зарыли в поле. Прошло 40 лет. Американцы взяли на пробу один из двигателей (на том поле за десятилетия вырос березовый лес, который пришлось спилить) и испытывали его 10 тысяч часов вместо положенных 5 тысяч. Испытания прошли блестяще, американцы купили все эти двигатели до единого. Они до сих пор летают на наших движках, то есть их инженерная мысль не смогла опередить советскую. При этом все было сделано на кульманах и логарифмических линейках, без использования компьютеров.

Но время идет вперед, меняется подход к решению задач. Современный инженер знает о свойствах металла меньше, чем кузнец, который ковал доспехи в средние века. «Опыт на кончиках пальцев», который был так ценен столетия назад и передавался из поколения в поколение, теряет значение. А на заводе «Энергомаш», который создавал те самые легендарные «лунные» двигатели, время застыло: до сих пор те же кульманы, за которыми стоят дряхлые старички.
Гордость сталинской индустриализации – ДнепроГЭС – была построена под руководством американских инженеровГордость сталинской индустриализации – ДнепроГЭС – была построена под руководством американских инженеров

Лук как оружие исчез не потому, что он менее эффективен. Когда появились первые ружья, они проигрывали тетиве и стрелам. Процедура заряда порохом была очень медленной, а дальность выстрела гораздо меньше, чем у хорошего лучника. Так почему восторжествовал огнестрел? Хорошего лучника нужно было учить 20 лет, а стрелка из ружья – месяцы, а то и дни. То же самое произошло в 90-е с инженерией. В конце 80-х стали появляться мощные компьютеры, персоналки, которые полностью преобразовали науку. Инженерия 70-х и нынешняя инженерия не имеют вообще ничего общего.

Академик Кулешов до «Сколково» работал директором Института проблем передачи информации РАН, из которого вышло три лауреата Филдсовской премии. В институте, говорит лектор, была создана замкнутая экосистема, которая готовила выпускников для себя – часть для работы в исследовательской сфере, часть – в практической, в стартапах. Институту нужны были ученики, которых поставляли ему математические вузы. Удивительно, но студентов московского физтеха, самого успешного математического бренда страны, после второго курса приходилось доучивать годы.
Уровень математической подготовки даже в лучших вузах страны оказался невероятно низок. На входе институты получают самых одаренных ребят страны, а на выходе отдают сырье.

Жизнь стала другой. Готовить специалистов надо с другой интенсивностью и обучать другим вещам. Математическая подготовка для инженерной деятельности является крайне убогой. Например, сопромат – эта дисциплина исчезла в Европе, такого понятия нет вообще. Никакой практической ценности он не имеет. А у нас людей этому учат до сих пор. «Я спрашивал у одного из ректоров: на первом курсе почему вы учите аналоговую электронику? – рассказал Кулешов. – А мне отвечают: «Ну, у нас есть Иван Иваныч в штате, и ему уже 70 лет, давайте этот предмет оставим». Ну, что ж тут делать – оставим так оставим».
Раньше был слесарь дядя Вася, теперь наше оружие - флэшки

Черчения как дисциплины в мировом образовательном процессе тоже давно не существует. Для этих целей используется софт, который позволяет легко делать трехмерные модели. То, что раньше делалось на чертежах, сегодня - работа для компьютера. Эта революция подтолкнула развитие производственных средств, которые реализуют возможности вычислительной техники. Например, станков с программным обеспечением, ЧПУ. «Раньше был слесарь дядя Вася в очках с толстыми стеклами, который на станке вытачивал деталь, ориентируясь на звук. А сейчас всего этого не нужно, есть ЧПУ. Твой инструмент - это флэшка, а не золотые руки», - говорит академик.

Российские предприятия оказались не готовы к прогрессу. И проблема не только в том, что у нас нет станков или программного обеспечения. На некоторых предприятиях есть и то, и другое. Но нет специалистов, которые могли бы перевести в электронную, понятную для современных машин форму, существующие в виде бумажных чертежей наработки. «У них есть старые чертежи, и они не могут их перевести в цифру, драматически не могут. Нет специалистов у нас по этому вопросу, – объясняет Кулешов. – Документацию на самолет «Сухой Суперджет» делали по этой причине западные фирмы, хотя это рутинная работа, там нет никакой математики».
Россия вновь оказалась в ситуации 1929 года: инженеров новой формации просто некому учить.

Создание Сколковского института, считает Кулешов, - реакция правительства, осознавшего этот факт. Стало ясно: мы пришли к ситуации, когда у нас до сих пор есть наука, но нет инженерии. Нам снова нужно ввозить из-за границы людей, которые будут учить тех, кто уже потом будет учить массы.

«Нам удалось привлечь очень квалифицированных спецов с запада, по 100 человек в год они сейчас выпускают, - говорит глава Сколтеха. – Но в России своя специфика. Мы были маленькой копией MIT, Массачусетского технологического института. Лучшие мировые практики собирались внедрять без изменения на нашей почве. Но практика показала, что это не так просто. Вскрылась одна забавная проблема».
Напечатанный на 3D-принтере квадрокоптер – разработка студентов СколтехаНапечатанный на 3D-принтере квадрокоптер – разработка студентов Сколтеха

В США, в том числе в MIT, студент сам выбирает, чему ему учиться, из собственных соображений. Ту же систему перенесли на российскую почву, а она здесь работать не стала. Почему? На этот счет есть теория. Годовой курс в Массачусетсе, одном из лучших вузов мира, стоит 50 тыс. долларов. Иногда их вносят родители студента, иногда футбольная команда, иногда сам MIT платит за обучение. Но это всегда живые деньги, и у обучающегося этот факт прошит в мозгах. За него платят, и это его единственный шанс в жизни. Поэтому он рвет знания челюстями. А наши студенты учатся бесплатно, да еще и получают стипендию. И предметы они выбирают, какие попроще. Так что американскую систему обучения в России пришлось менять.

Сможет ли Россия сократить тот разрыв, который отделяет ее от западной инженерии? Своими силами – точно нет.
По оценкам экспертов, общая трудоемкость того, что вложено в инженерные софтовые разработки, которые существуют на данный момент, составляет 750 тысяч лет квалифицированного человеческого труда.

Даже если Россия завтра воспитает 5 тысяч таких специалистов (а это невозможно), им понадобится 150 лет непрерывной работы, чтобы создать автономную экосистему. Что же делать? «Мы не можем зависеть от санкций, - говорит ученый. - Нельзя оказываться на крючке. Решение есть – надо вычислить наиболее критические точки в системе образования и сосредоточиться на них».
Вы продаете пуговицы, а клиенту нужен костюм

Поскольку встреча состоялась в Тюмени, гость отдельно остановился на проблемах нефтегазовой индустрии. Все российские нефтекомпании живут на технологиях мировых сервисных грандов - «Шлюмберже» и «Халлибертон». А мы, россияне, что, не можем сами сделать то же самое? «Ко мне нередко приходят, особенно в рамках проекта «Сколково», - отвечает сам себе ученый. - Приходит ко мне, например, с мехмата профессор математики. Говорит: “Я написал со студентами классную гидромеханику (софт для использования при добыче), для нефтяников. Всем показываю, все хвалят, а никто не берет. Как ты можешь это прокомментировать?” А это очень просто. Мы в основном имеем дело с полевыми инженерами. Ему нужно готовое решение, он хочет работать мышкой, с комфортом. Ты ему приносишь пуговицу от пиджака, а ему нужен костюм».

То есть российским компаниям необходимо учиться создавать комплексные решения. Но сделать это силами десятка умников невозможно.
Роботы-гепарды Массачусетского технологического института, с которого попытались скопировать СколтехРоботы-гепарды Массачусетского технологического института, с которого попытались скопировать Сколтех

У современного инженера есть выбор интеллектуального инструментария от сравнительно простого до невероятно сложного. На максимум использует все наработки человеческой мысли лишь 1% специалистов. Это стало ясно 15 лет назад. Западное сообщество решило, что надо увеличивать этот показатель, но через 15 выяснилось: ничего не поменялось, это константа. С чем это связано, сложно сказать, есть на этот счет разные теории, но это факт. И компании пошли по другому пути. Они начали проектировать так называемые вертикально-интегрированные решения. Для нематематиков и неинженеров лектор объяснил это примером. Допустим, есть инженер, который всю жизнь проектирует редукторы. Надо сделать для него такой софт, который «экранирует» его от сложных математических расчетов, чтоб он работал только в привычной ему среде, а все, что из нее выпадает, программа обсчитывала бы за него сама. Сейчас главные производители софта на планете работают над такими решениями.
Зона применения для ограниченных людей катастрофически сокращается

Другой вызов, с которым бьется передовая человеческая мысль, связан с тем, что большую часть своего времени специалист посвящает, условно говоря, рысканью по каталогу накопленных знаний. Даже в самых высокотехнологичных компаниях мира – Airbus и Boeing, где очень сильные сотрудники, рядовой инженер тратит 60% времени на поиск аналога того решения, которое ему необходимо. То есть сидит в интернете и ищет там какую-то готовую модель, которую потом ему надо будет подправить. Некая американская компания долгие годы просто копила базу созданных инженерами всего мира 3D-моделей. Инженеры, которые их создавали, складывали эти модели бесплатно в эту базу – даже без аннотаций или с минимальной аннотацией. Недавно эта база была продана почти за миллиард долларов. И сегодня колоссальные усилия математиков направлены на создание алгоритмов, которые бы позволили эту базу использовать для извлечения необходимых моделей.

«Допустим, мне нужно спроектировать дачный домик, - приводит доступный пример Кулешов. – Наверное, все или почти все домики в мире уже спроектированы. Все, что надо - изменить один из готовых проектов. Надо, чтобы софт достал из базы наиболее близкий к тому, что у тебя в голове, объект. И если это начнет работать, будет сумасшедший дан импульс развитию инженерных технологий».

Мир, говорит профессор, со страшной скоростью разлетается в разные стороны. В одну сторону летят «яйцеголовые», а в другую – те, чья единственная функция – быть обслугой. Зона применения для людей со средними умственными навыками сжимается как шагреневая кожа.
Шансы у России есть, у нас хорошая генетика

Понятно, что сейчас российский инженер – это человек, сидящий где-то на обочине проселочной дороги. Как вернуть его на главную магистраль? Для начала нужно понять: во всех передовых направлениях простых задач не осталось. Все, что было просто, уже решено. А сложные задачи требуют сложных методов, и это тот элемент, которому мы не учим и который надо полностью менять в системе подготовки инженеров в РФ. Очередной пример: во Франции 51% выпускников школ сдает определенный тест, который нужен для дальнейшего обучения. Если не сдал – не можешь претендовать даже на учебу в ветеринарном техникуме, не говоря про топовые инженерные или математические вузы. Результаты этого теста показывают, что французский школьный диплом полностью покрывает все российское высшее образование. 18-летний француз намного лучше и глубже знает математику, чем любой выпускник российского вуза, кроме, возможно, физтеха и «вышки». А потом этого француза еще два года учат только физике и математике. И только после этого он идет учиться инженерии.

Если ты не понимаешь математики, ты не способен стать инженером. Но в России понимание этого тезиса не стало массовым, потому что нет людей, которые бы массово этому учили. Как было в СССР с 1929 по 1935 годы. Но эту проблему еще можно решить. «У нас интеллектуально хорошая генетика, у нас есть все возможности, чтобы перепрыгнуть эту пропасть и не в два прыжка, а в один, - оптимистично заявил Кулешов. - Но пока мы находимся в 1929 году. И надо ввозить кадры из-за рубежа, иначе мы приблизимся к Нигерии и Зимбабве, где люди умеют пользоваться гаджетами, но не понимают, как они работают».
Пенелопа Икариевна
8 апреля 2017, 18:15

Martin написал: Александр Кулешов

Я бы не доверяла людям, связанным со Сколково. Особенно при отсутствии других заслуг.
Ликург
8 апреля 2017, 18:22

Martin написал: Я спрашивал у одного из ректоров: на первом курсе почему вы учите аналоговую электронику? – рассказал Кулешов. – А мне отвечают: «Ну, у нас есть Иван Иваныч в штате, и ему уже 70 лет, давайте этот предмет оставим».

Если процитировано верно, то этот Кулешов полный идиот! Аналоговая электроника жива и в обозримом будущем ее конца не видно. Почти все крупнейшие компании электронной отрасли производят компоненты аналоговой электроники на миллиарды долларов
Martin
8 апреля 2017, 18:27

Ликург написал:
Если процитировано верно, то этот Кулешов полный идиот! Аналоговая электроника жива и в обозримом будущем ее конца не видно. Почти все крупнейшие компании электронной отрасли производят компоненты аналоговой электроники на миллиарды долларов

Ну, с этим я согласен. Так же, как и с тем, что аналоговую электронику разрабатывать труднее, чем цифровую.
Solmir
8 апреля 2017, 18:44


Много глупостей. Математик не понимает разницу между программированием и инженерией. Ну а наука почти не упоминается. Зато забавно почитать

В 1995 году американцы купили у России ракетные двигатели, созданные в 1954 году в рамках советской лунной программы. Когда ее закрыли, двигатели залили маслом, завернули в целлофан и законсервировали - зарыли в поле. Прошло 40 лет. Американцы взяли на пробу один из двигателей (на том поле за десятилетия вырос березовый лес, который пришлось спилить) и испытывали его 10 тысяч часов вместо положенных 5 тысяч. Испытания прошли блестяще, американцы купили все эти двигатели до единого. Они до сих пор летают на наших движках, то есть их инженерная мысль не смогла опередить советскую. При этом все было сделано на кульманах и логарифмических линейках, без использования компьютеров.

Нет, кое-что верное в тексте есть, но мало. И это программная речь главы Сколтеха, а не подвыпившего коммуниста-гуманитария.
Jorgen
8 апреля 2017, 19:29
Да и статья исчезла.
Практика же показывает, что есть вузы, дающие вполне конкурентоспособное инженерное в/о. Их правда, мало, сильно меньше половины, емнип, но тем не менее.
Solmir
8 апреля 2017, 19:35

Jorgen написал: Да и статья исчезла.

Да не исчезала она никуда. Кривые руки ссылки можно иногда компенсировать собственным интеллектом.
Правильная
После нажатия надо руками убрать из адреса %20 и т.д.
Ликург
8 апреля 2017, 19:40

Solmir написал: Правильная: <a href="https://www.znak.com/2016-06-28/glava_skolt...nom_obrazovanii" target="_blank">https://www.znak.com/2016-06-28/glava_skolt...nom_obrazovanii</a>

Ссылка не работает. Но если забить в поиск Гугла фразу "Сегодня на очередных губернаторских чтениях в Тюмени с лекцией выступил академик РАН", то статья обнаруживается и открывается
Jorgen
8 апреля 2017, 19:40

Solmir написал:
Да не исчезала она никуда. Кривые руки ссылки можно иногда компенсировать собственным интеллектом.

Вполне можно было и не стараться, и не хамить.
Светлячок
8 апреля 2017, 19:44

Jorgen написал: Да и статья исчезла.

В кэше яндекса еще есть.
Jorgen
8 апреля 2017, 19:50

Светлячок написала:
В кэше яндекса еще есть.

Да нашёл я, прочитал, спасибо. smile.gif Имелось в виду то, что изначально указанный ресурс ее убрал почему-то.
Martin
8 апреля 2017, 20:09
Низкий уровень российских инженеров, как специалистов, еще объясняется низкой мотивацией. Вот, например, вакансия инженера на уфимском заводе микроэлектроники "Магнетрон" - предлагаемая зарплата - 15 000 рублей. Не, я знаю инженеров - электроников в Уфе, которые получают по 40 000 рублей, но все равно это не сравнить, скажем, с зарплатой банковского программиста в 60 - 70 тысяч рублей. Или: продавец-консультант салона связи МТС (г. Уфа) - от 26 000 до 75 000 руб. Понятно, что никто из школьников особо не будет стремиться стать инженером.
Jorgen
8 апреля 2017, 20:13
Ты правда веришь в реальные 75 тысяч продавцу телефонов в Уфе? Это если только он покупателям ещё и отдаваться будет за такие деньги.
Дальше >>
Эта версия форума - с пониженной функциональностью. Для просмотра полной версии со всеми функциями, форматированием, картинками и т. п. нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2017 Invision Power Services, Inc.
модификация - Яро & Серёга
Хостинг от «Зенон»Сервера компании «ETegro»