Справка - Поиск - Участники - Войти - Регистрация
Полная версия: "Дочки-матери"
Частный клуб Алекса Экслера > Киноархив
Ветеран
25 августа 2016, 14:26
На этой неделе по телеканалу "Культура" взялись показывать записи 80-х годов, сделанные на творческих встречах с мэтрами советской культуры, кинематографа. Лично я поймал такие выступления Сергея Герасимова и Станислава Ростоцкого. У Герасмова, конечно, дикция жуткая, прям Демосфен со ртом, набитым камнями. Так вот сквозь это камнежевание удалось мне расслышать любопытное признание мэтра публике. Оказывается, побудительным мотивом снять фильм для Герасимова часто служит встреча с новым человеком, в частности с актером. Герасимов признался, что за "Тихий Дон" он принялся только в результате знакомства с Петром Глебовым, к фильму "У озера" его привело появление в числе его студенток Натальи Белохвостиковой. Думаю, что эту же схему мотивации творчества можно проследить и в некоторых других лентах Герасимова. В частности - в сабже. Не появилась бы в числе студенток Герасимова и Макаровой Люба Полехина - не было бы "Дочек-матерей". Я прав?
А вообще, у Полехиной судьба занятная, биография богатая. Почитайте хотя бы вот тут, как судьба водила Любовь Тимофеевну по шарику земному...
Топси
25 августа 2016, 15:07
Кажется, она играла в экранизации романа Алексея Толстого "Пётр Первый".

...а каким ещё актрисам, кроме Белохвостиковой и Полехиной, Герасимов дал "путёвку в жизнь"?
Любитель кино
25 августа 2016, 15:09

Топси написала: Кажется, она играла в экранизации романа Алексея Толстого "Пётр Первый".

...а каким ещё актрисам, кроме Белохвостиковой и Полехиной, Герасимов дал "путёвку в жизнь"?

Достаточно вспомнить фильмы "Молодая гвардия" и "У озера": Мордюкова, Тихонов, Юматов, Макарова, Гурзо, Спиридонов, Ерёменко-младший...
Ветеран
25 августа 2016, 15:10

Топси написала: Кажется, она играла в экранизации романа Алексея Толстого "Пётр Первый".

Естественно. Экранизировал-то Герасимов! smile.gif

Топси написала: ...а каким ещё актрисам, кроме Белохвостиковой и Полехиной, Герасимов дал "путёвку в жизнь"?

Я не говорил про какую-то шикарную путевку в жизнь, выданную Герасимовым. Речь шла о том, что конкретный фильм появлялся на свет под влиянием знакомства Герасимова с тем или иным человеком. Например, Любовь Виролайнен, как мне кажется, "дала толчок" к появлению фильма "Любить человека".
Ветеран
25 августа 2016, 16:06
Это вот как бы представительницы "столичной золотой молодёжи" по Герасимову:
сплюшка
25 августа 2016, 17:07

Ветеран написал: Это вот как бы представительницы "столичной золотой молодёжи" по Герасимову:

Да не тянут их героини на "золотых".
Обычная интеллигентная семья. Больше похожи на питербуржцев, чем на москвичей,
на мой взгляд.
Мама - балет преподает, папа - тоже преподаватель.
А девица, героиня Полехиной, мне не понравилась - крайне бестактная
и очень коллективистская что ли. Чем-то похожа на героиню Румянцевой из
"Девчат". Но в "Девчатах" стройка была и все в общежитии жили.

Тортик этот... Запомнился.
Ines
25 августа 2016, 17:19

Ветеран написал: Это вот как бы представительницы "столичной золотой молодёжи" по Герасимову:

Да ну, откуда там золотой молодежи взяться, ну разве что столичная. tongue.gif

сплюшка написала: Да не тянут их героини на "золотых".

Вот именно.

Фильм этот мне в общем нравится, смотрю всегда, если вижу в программе. Очень жалко Олю (героиню Полехиной), особенно когда она возвращается из столицы в свою общагу и плачет в одиночестве. И как потом в конце фильма опять с тортиком едет искать мать, даже понимая, что ничего хорошего ее там не ждет.
Ветеран
25 августа 2016, 17:32

сплюшка написала: Да не тянут их героини на "золотых".


Ines написала: Да ну, откуда там золотой молодежи взяться, ну разве что столичная.

Я думаю, что в 1974 году у Герасимова было именно такое представление о золотой молодёжи. Избалованность - главный атрибут. Изнеженность. Самоуверенность.
Ines
25 августа 2016, 17:47

Ветеран написал: у Герасимова было именно такое представление о золотой молодёжи.

Думаю, что Герасимов вполне представлял себе золотую молодежь, потому и показал в фильме обычную семью столичной интеллигенции.

Ветеран написал: Избалованность - главный атрибут. Изнеженность. Самоуверенность.

Ну избалованность - далеко не главный атрибут золотой молодежи, как и изнеженность. Самоуверенность - да, но она не только у ЗМ бывает.
Ветеран
25 августа 2016, 17:50

Ines написала: Думаю, что Герасимов вполне представлял себе золотую молодежь, потому и показал в фильме обычную семью столичной интеллигенции.

Обычная семья столичной интеллигенции - это в "Шумном дне". А у Герасимова - интеллигенция не обычная, а рафинированная. И детки там далеки от Олега из "Шумного дня". wink.gif
Ветеран
25 августа 2016, 17:52

Ines написала: Ну избалованность - далеко не главный атрибут золотой молодежи, как и изнеженность.

Мне показалось, что для Герасимова- главные, основные атрибуты.
Ines
25 августа 2016, 19:30

Ветеран написал: Обычная семья столичной интеллигенции - это в "Шумном дне".

Не думаю. Скорее уж "В добрый час" можно вспомнить, если у Розова искать параллели. wink.gif


Ветеран написал: Мне показалось, что для Герасимова- главные, основные атрибуты.

Тебе показалось. Ему в этом фильме нужен был контраст между семейным рафинированным воспитанием и детдомовским. А у откуда там золотая молодежь, если мама просто преподает хореографию в некоем коллективе (явно не при Большом театре) и папа совсем не декан МГИМО?
сплюшка
25 августа 2016, 19:53

Ветеран написал: Мне показалось, что для Герасимова- главные, основные атрибуты.

Мне кажется, нет. В 1974 году, когда снимался фильм, 68-ми летний Герасимов
прекрасно знал, что такое "золотая молодежь". "Папина победа", стиляги -
явление более раннего времени. Москвички, профессорские дочки - и все.
И эта лезет, как танк, вообще никто. Учит.
Мне бы тоже не понравилось.

Ветеран написал: Не появилась бы в числе студенток Герасимова и Макаровой Люба Полехина - не было бы "Дочек-матерей". Я прав?

Эта... я не нарочно.
Но мне опять кажется, что нет.
Фильм на Макарову ставился. На жену. Ей 67 лет было, когда фильм снимался.
Это ей подарок был. И контраст между этими двумя женщинами колоссальный.
Помимо возраста. Деликатнейшая, нежнейшая, образованная дама - Макарова
и детдомовка Полехина, воспитанная всей мощью советского общества,
советской дидактики и на советских лозунгах. Как она с тортиком к маме
поехала - перевоспитывать!
Володин (автор сценария) такие вещи еще с "Фабричной девчонки" очень отмечал.

Манька-Облигация
25 августа 2016, 22:13
Обожала этот фильм. Да и сейчас люблю.
Какой там Смокутновский, какая Удовиченко и ее "сестра", а их красавец ухажер, грузин. Ужасно любопытна была тема фиьма, встреча девушек двух миров, провинциальный детдомосвки-комсомольский и рафинированно-интеллигентный -столичный.
Так же прекрасен фильм "Приходите завтра", а из современных неплох "Третья мировая" на эту же тему.

Полехина у меня ассоциировалась с Зоей Космодемьянской и внешне и внутренне.
Любитель кино
25 августа 2016, 22:15
Макарова как-то старовата для матери двух юных фиф, а вот Смоктуновский в роли отца само то!
Ines
25 августа 2016, 22:19

Любитель кино написал: Макарова как-то старовата для матери

Да, есть такое дело. Но вот мне не мешает совершенно при просмотре.
Манька-Облигация
25 августа 2016, 22:26
Сначала написала пост, а потом прочла обсуждение. Забавно, что слово рафинированный встречается так часто.



сплюшка написала: Фильм на Макарову ставился. На жену. Ей 67 лет было, когда фильм снимался.
Это ей подарок был.

Надо же, я думала моложе. Для 67 лет той эпохи она прекрасно выглядит.
Ветеран
26 августа 2016, 11:07

сплюшка написала: Фильм на Макарову ставился. На жену. Ей 67 лет было, когда фильм снимался.
Это ей подарок был.

Мне кажется, что заметная роль во всяком фильме своего мужа к 1974 году (да и после него) давно уже стала для Макаровой обыденным явлением и на подарок-сюрприз явно не тянуло. Сюрпризом для неё скорее был бы какой-нибудь герасимовский фильм, в котором для неё не нашлось роли (например, "У озера", который Герасимов снял под тлетворным влиянием белохвостого беса, вклинившегося Аполлинарьичу под ребро). biggrin.gif
Ветеран
26 августа 2016, 11:35

Манька-Облигация написала: их красавец ухажер, грузин

Он и сейчас ничего. Зурико. smile.gif
Манька-Облигация
26 августа 2016, 14:07
Хорош!
Манька-Облигация
26 августа 2016, 14:11

Ветеран написал: например, "У озера", который Герасимов снял под тлетворным влиянием белохвостого беса, вклинившегося Аполлинарьичу под ребро).

Хочешь сказать, что Герасимов увлекся Белохвостиковой?

Кстати, Ветеран, ты наверняка знаешь ответ - существуют ли какие-то художественные книги о процессе съемок кино, про киномир СССР 60-80-х? Может, подскажешь что-то?
Такое впечатление, что на эту тему никто ничего не писал и не пишет. Кроме появившейся вслед за сериалом "Оттепель" книги Муравьевой с тем же названием, ничего не встречалось.
Мемуаров, слава богу, много, но художественного не нахожу.
Ветеран
26 августа 2016, 15:03

Манька-Облигация написала: Хочешь сказать, что Герасимов увлекся Белохвостиковой?

Точных свидетельств не имею. Только мои собственные логические умозаключения, построенные на осмыслении телепередачи, упомянутой в стартовом посте треда.

Манька-Облигация написала: Кстати, Ветеран, ты наверняка знаешь ответ - существуют ли какие-то художественные книги о процессе съемок кино, про киномир СССР 60-80-х? Может, подскажешь что-то?
Такое впечатление, что на эту тему никто ничего не писал и не пишет. Кроме появившейся вслед за сериалом "Оттепель" книги Муравьевой с тем же названием, ничего не встречалось.

О процессе съемок кино. Если навскидку, то из крупных форм кроме "Последнего магната" Ф.С.Фитцджеральда ничего не вспоминается. Но это не 60-80- е годы. Есть рассказы у Виктории Токаревой, ""А из нашего окна"... По крайней мере еще один точно помню был, действие происходит в съемочной группе при выезде в другой город, размещение в гостинице... название только никак не вспомню. У меня самого есть рассказ. Там о людях кино, хотя технологический процесс съемок как таковой почти не фигурирует. Может потом еще чего вспомню...
Ветеран
26 августа 2016, 15:56

Манька-Облигация написала: художественные книги о процессе съемок кино

...Токарева "Коррида"...
Манька-Облигация
26 августа 2016, 16:39

Ветеран написал: про киномир СССР 60-80-х


Ветеран написал: из крупных форм кроме "Последнего магната" Ф.С.Фитцджеральда ничего не вспоминается.

smile4.gif

Ветеран написал: .Токарева "Коррида"...

Кстати, да, спасибо, что напомнил. Пока что впечатление, что только Токарева в силу связи с кино и писала немножко о мире кино тех лет. И то это шло краешком, фоном.

Сейчас спрошу в УК.
Лиора
26 августа 2016, 19:42

Манька-Облигация написала:
...существуют ли какие-то художественные книги о процессе съемок кино, про киномир СССР 60-80-х?

Есть прекрасная повесть у Дины Рубиной "Камера наезжает". Очень мне нравится! smile4.gif
Kite
28 августа 2016, 17:00

Ветеран написал: к фильму "У озера" его привело появление в числе его студенток Натальи Белохвостиковой

Как говорится, "за что купил". Во время моей учебы работала в УПИ одна интересная женщина, блондинка с косой. Кажется, она была главной по рабфаку. Её все знали, как несостоявшуюся актрису, которая уже была утверждена на роль в "У Озера". Причину, по которой она ее не сыграла, уже не помню. Кажется, временная нетрудоспособность в результате несчастного случая. Ну то есть, Белохвостикова была не первой. Могу сказать точно, что с Герасимовым у этой женщины остались дружеские отношения. Тогда Герасимов перманентно избирался депутатом от Свердловска и говорили, что он во время своих предвыборных поездок регулярно захаживал к ней прямо по месту работы.

Топси
28 августа 2016, 19:42

Kite написал:
Как говорится, "за что купил". Во время моей учебы работала в УПИ одна интересная женщина, блондинка с косой. Кажется, она была главной по рабфаку. Её все знали, как несостоявшуюся актрису, которая уже была утверждена на роль в "У Озера". Причину, по которой она ее не сыграла, уже не помню. Кажется, временная нетрудоспособность в результате несчастного случая. Ну то есть, Белохвостикова была не первой. Могу сказать точно, что с Герасимовым у этой женщины остались дружеские отношения. Тогда Герасимов перманентно избирался депутатом от Свердловска и говорили, что он во время своих предвыборных поездок регулярно захаживал к ней прямо по месту работы.

Так Белохвостикова тоже "блондинка с косой". Была тогда. smile.gif

То есть, как я поняла Ветерана, видимо, дело в том, что Герасимова на очередной фильм вдохновлял определённый тип женщины.

А "Журналист"? Там тоже, главная героиня, насколько помню, какая-то, тоже беленькая, работница.
Наверное, в то время Герасимов вдохновлялся неким обобщённым образом светлой провинциальной барышни. smile.gif

...мне лично больше понравилась редакционная секретарша-машинистка smile.gif
Супер-девица!! smile.gif
Ветеран
29 августа 2016, 11:46

Топси написала: Так Белохвостикова тоже "блондинка с косой". Была тогда. smile.gif
То есть, как я поняла Ветерана, видимо, дело в том, что Герасимова на очередной фильм вдохновлял определённый тип женщины.

В телепередаче, от которой я упоминал в стартовом посте, Герасимов про косу у Белохвостиковой ничего не говорил. Он её назвал "лобастенькая". Это была ключевая особенность студентки, которая привлекла Герасимова. smile.gif

Топси написала: ...мне лично больше понравилась редакционная секретарша-машинистка smile.gif
Супер-девица!

В той же телепередаче 80-х годов Герасимов рассказывал, что героиню Теличкиной тоже подсмотрел в реальной жизни. Это была продавщица магазина, которая гордо стояла за прилавком, сложив ручки на груди и гдядя поверх Герасимова. На его вопрос о наличии в продаже какого-то нужного ему товара, продавщица ответила, по прежнему смотря "в вечность": "Только вас и дожидается". smile.gif Актерскую задачу Теличкиной Герасимов ставил, срисовав Валю Королькову именно с этой продавщицы.
Топси
29 августа 2016, 14:20

Ветеран написал:
В телепередаче, от которой я упоминал в стартовом посте, Герасимов про косу у Белохвостиковой ничего не говорил. Он её назвал "лобастенькая". Это была ключевая особенность студентки, которая привлекла Герасимова. smile.gif

В той же телепередаче 80-х годов Герасимов рассказывал, что героиню Теличкиной тоже подсмотрел в реальной жизни. Это была продавщица магазина, которая гордо стояла за прилавком, сложив ручки на груди и гдядя поверх Герасимова. На его вопрос о наличии в продаже какого-то нужного ему товара, продавщица ответила, по прежнему смотря "в вечность": "Только вас и дожидается".  smile.gif Актерскую задачу Теличкиной Герасимов ставил, срисовав Валю Королькову именно с этой продавщицы.

А сама Теличкина по Первому телеканалу, не дале как в только что прошедшее воскресенье, в связи со своим 70-летием, сообщила что "срисовала" высокомерную секретаршу со своей знакомой, которая не раз ставила её в тупик своей тормознутой и неадекватной манерой поведения. И что именно, изображая на пробах эту самую приятельницу, Теличкина и восхитила Герасимова.
Ветеран
29 августа 2016, 14:42

Топси написала: А сама Теличкина по Первому телеканалу, не дале как в только что прошедшее воскресенье, в связи со своим 70-летием, сообщила что "срисовала" высокомерную секретаршу со своей знакомой, которая не раз ставила её в тупик своей тормознутой и неадекватной манерой поведения. И что именно, изображая на пробах эту самую приятельницу, Теличкина и восхитила Герасимова.

Во как! Пользуется тем, что Герасимова нет и за базар можно не отвечать!
Kite
30 августа 2016, 20:59

Ветеран написал: Актерскую задачу Теличкиной Герасимов ставил, срисовав Валю Королькову именно с этой продавщицы.

А я уже подзабыл. В "Журналисте" была Валя-секретарша. В "У Озера"- Валя- журналист. Это один и тот же персонаж?
Ветеран
31 августа 2016, 11:52

Kite написал: Это один и тот же персонаж?

Да. Секретарша редакции газеты выросла в журналистку.
Ветеран
31 августа 2016, 15:21
В фильме есть эпизод, когда в гости к Смоктуновскому и Макаровой приходит их друг Петр Воробьёв. Играет эту роль сам Герасимов. И эпизод этот он поставил так, чтобы зрителю стало ясно: вот появился гуру, сейчас он тут всех рассудит и научит, как правильно жить. Надо сказать, что Герасимов ведет роль именно так, будто играет Мао Цзедуна, появившегося в толпе хунвэйбинов. Лично мне, когда я смотрю этот эпизод, всегда становится как-то неудобно за Воробьёва: ну нельзя же так выпендриваться в столь почтенном возрасте. Для пацана, желающего самоутвердиться, было бы еще простительно, но тут вовсе не пацан, а матёрый волчара, убелённый сединами (приклеенными на герасимовскую лысину).
Эта версия форума - с пониженной функциональностью. Для просмотра полной версии со всеми функциями, форматированием, картинками и т. п. нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2017 Invision Power Services, Inc.
модификация - Яро & Серёга
Хостинг от «Зенон»Сервера компании «ETegro»