Справка - Поиск - Участники - Войти - Регистрация
Полная версия: Монах и Бес, 2016
Частный клуб Алекса Экслера > Фильмы
Kite
16 сентября 2016, 00:35
Монах и бес
2016 Россия
режиссер: Николай Досталь
сценарий: Юрий Арабов
В главных ролях: Тимофей Трибунцев, Георгий Фетисов, Борис Каморзин, Роман Мадянов

user posted image
В забытый Богом монастырь времен Николая I (декабристы, Пушкин, послабления крепостным) из последних сил стучится дымящийся от самовозгорания пришлый монах. Несчастного тушит из ведра сам игумен и дозволяет остаться, однако, оклемавшись, вместо благодарности монах без всякой почтительности начинает сыпать поговорками, пословицами и смущающими братию мирскими историями.
Чтобы унять говорливого странного новичка, игумен пытается нагрузить его, как Золушку, невыполнимыми испытаниями, но говорун выполняет их с легкостью и манерами, напоминающими Чудо. В этот момент в монастыре появляется сам Николай Первый с Бенкендорффом, вынужденными остаться на ночлег из-за поломанной рессоры кареты.
Чтобы развеять скуку и убить время, Николай просит показать ему странного монаха.

"Хрен его знает, товарищ майор..."
Вот примерно как с "Орлеаном" Арабова. Начало захватывает. Тут тебе и Салтыков-Щедрин, и Гоголь, и где-то Навальный. Если применить систему оценки импортных критиков "Тест шести смешков", то фильм у меня прошел его минут через десять. Однако потом сабж начинает буксовать, резко менять направление и все больше походить на "Остров".
В результате имеется притча про "святого", заранее распознанного бесом и пытающимся этого "святого" развратить.
При этом фильм резко делится на две части. Первая часть- движуха в монастыре, вторая- странствования монаха с чертом, где я местами уже малость вырубался от скуки, поскольку было примерно понятно к чему идет.
Дешевая компьютерная графика мне не особо мешала, актеры играли замечательно, но сама история, в которой по сути не обнаружилось конфликта, прямо скажем, озадачила выбранной конструкцией. В "Орлеане" очень бодрое начало и середину испортила банальная развязка, замаскированная навороченным сюром. Здесь, по-моему, получилось еще кислее.
При этом не могу назвать фильм плохим. На безрыбье, как говорится... Сценарий писался Арабовым по заказу Досталя. Образ ГГ - собирательный, созданный на основе жития двух святых: Иван Шапошникова (19в) и Ивана Новгородского (11в)- история путешествия с чертом в Иерусалим и про плот, плывущим против течения. Линия с Николаем полностью придумана Арабовым. Рыбу сделал по заказу специалист-кукольник, компьютерные спецэффектами занимались специалисты по рекламе, не имевшие опыта работы в большом кино.
nadi
16 сентября 2016, 21:14
Собиралась. Даже билеты купили. Но не сложилось. Отправила дочку, предупредив, что фильм визуально никакой, но Долин хвалил.
После просмотра, она сказала, что фильм скучный : одни толстые бородатые мужики и одна попа женская . Крупные планы бород с остатками еды и слюней ей показались неприятными. Но нужно же и с нашим кинематографом знакомиться и это не самый плохой фильм.
Я решила, что раз билеты уже покупала, могу с чистой совестью и дома бородатых мужиков посмотреть.
nadi
17 сентября 2016, 18:57

Kite написал: Ивана Новгородского (11в)- история путешествия с чертом в Иерусалим

Земляк...Думала, кто это. История путешествия с чертом запечетлена на стене кельи архиепископа Иоанна "грановитой" палаты Владычного двора Новгородского Кремля. Но самый первый Иоанн занимал кафедру с 1108 года, это 12 век, а не 11. Этот епископ Иоанн загадочная персона. Был владыкой 20 лет.

Его не поминают, ибо он был отлучен от сана, но причины этого отвержения до сих пор остаются тайной. Предать анафеме епископа Иоанна не позволили, по видимому, заслуги владыки перед церковью,

Купить что ли еще раз билет...
nadi
17 сентября 2016, 18:59
Вот роспись. Черт похож на ослика.
Kite
17 сентября 2016, 19:49

nadi написала: это 12 век, а не 11

Досталь сказал, что 11-й. Видимо, оговорился. Я потом кое-что почитал, но так и не понял, когда это точно случилось.
Вот здесь к фильму относится:

Бес исполняет условия договора с Иоанном и в свой черед ставит ему собственное условие: Иоанн обязан никому не рассказывать о позорном для этого нечистого духа событии. Иоанн не удержался и однажды во время душеспасительной беседы "с честными игумены, и со искуснейшими иереи (священниками. — А. Р.), и з богобоязнивыми мужи" рассказал об этом событии, свидетельствующем о данной человеку Богом благодати посрамлять бесов. При этом Иоанн смиренно умолчал, что эта история произошла с ним самим.

"И от того времене попущениемъ Божиимь нача бесъ искушение наводити на святаго". Бес, воспринявший рассказ Иоанна как нарушение объявленного святому условия, начал докучать Иоанну, принимая облик женщины, выходящей из кельи архиепископа. "Народи убо града того многажды видяху, яко жену блудницю текущу ис келии святаго: бесъ бо преображашеся в жену". Новгородцы, убежденные, что их архиепископ повинен в грехе блудодеяния, изгоняют Иоанна из города, сажая святого на плот. По воле Божией плот идет против течения вверх по реке Волхову; убежденные этим чудом в праведности Иоанна, новгородцы покаялись и вернули архиепископа к себе.

В Житии традиционный мотив нарушения условия между двумя персонажами — участниками договора переосмыслен. Иоанн за "нарушение" этого условия не наказан: бесовские соблазны в конечном итоге приводят лишь к торжеству архиепископа,  все диавольские козни совершаются попущением Божиим. Когда произошло чудо, и "поплове плотъ вверхъ реки, никим же пореваем (не подталкиваемый. — А.Р.)", а святой молился Богу, чтобы не были взысканы грехи, "диаволъ же видевъ, посрамися и возрыда".

Полностью.
В фильме есть выходящая из кельи женская попа и плот.
Kite
17 сентября 2016, 19:51

nadi написала: Черт похож на ослика.

Он вроде бы в черного коня оборотился. А в фильме до Иерусалима добрались по воздуху, как у Гоголя, только не верхом.
nadi
18 сентября 2016, 17:48

Kite написал: Он вроде бы в черного коня оборотился

Так и сказала на экскурсии : Какие глаза у коня красивые. А мне: Это черт.
В этой келье еще какой-то легендарный рукомойник.
Kite
18 сентября 2016, 20:49

nadi написала: В этой келье еще какой-то легендарный рукомойник.

Видимо, тот самый:

Бес, докучая Иоанну, влез в сосуд с водою, из которого умывался святой. Иоанн, "слыша в сосуде ономъ некотораго поропщюща (плещущегося. — А. Р.) в воде, и прииде скоро святый, и уразуме бесовьское мечтание (наваждение. — А. Р.)".
Иоанн, сотворив молитву и осенив сосуд крестным знамением, затворил в нем беса. Нечистый дух возопил к святому, жалуясь, что "огнемъ палимъ есть".

В сабже, правда, отсутствует.

nadi написала: Какие глаза у коня красивые.

Да вообще- бедный черт. Кругом обманули.
kondor2.0
10 октября 2016, 10:40
Неплохой фильм. Первая половина - забавная, вторая серьезная, хотя основана видимо на старых байках про то как монах (солдат, крестьянин) черта провел. Никаких откровений в фильме не было, но определенная поучительность присутствовала и смотреть было не скучно.

kondor2.0
10 октября 2016, 10:41

nadi написала:  и одна попа женская .

Была и мужская. smile.gif Причем использовали ее, прямо скажем, крайне своеобразно biggrin.gif
nadi
11 октября 2016, 23:45

kondor2.0 написал: Причем использовали ее, прямо скажем, крайне своеобразно

Посмотрела. Благодаря таким своеобразностям и мелькавшему в тексте юмору, первая половина фильма смотрелась весело, действительно, как сказка про ИванушкуДурачка. Но затем милый уютный монастырь, лесной домик, веселый базар воспринимались, как нелепица. Переход от сказки к трагедии не удался. Что это : все дороги ведут в этот уютный монастырь ? Мне в нем все понравилось и массивные резные лавки у побеленых стен, и снующие по двору монахи, и батюшка в теплых носках ... Костюмы прям как подлинные. На царе и его сопровождаюших как влитые ! А Бес вырядился как диджей.

Kite написал: Дешевая компьютерная графика мне не особо мешала

Это про полет? Больше там графики не заметила. Были еще прекрасные манипуляции с бельем, но их даже графикой не назвать, похоже на трюк фокусника smile4.gif А кукольники и бутафоры молодцы. И костюмеры. И актеры, конечно. Пусть бы так и оставалось. Сказочно и с юмором. Зачем их понесло туда, где уже и без них тесно. А комедий хороших так мало. Ждала комедию frown.gif
IW-GDK
12 октября 2016, 00:27
Мне хорошо зашло, Трибунцев так вообще замечательный.

Сказка сначала в русских традициях типа Балды или Левшы, а потом с эдаким восточным уклоном в духе джиннов каких-нибудь заморских, тут в лице Легиона.
Vera Cold
15 октября 2016, 00:56
Ждала бОльшего, но всё-таки понравилось.

Трибунцев великолепен, что, впрочем, ожидаемо.
А вот его партнёр не тянет, к сожалению. Во многом, именно поэтому первая часть фильма проходит на "ура", а вторая, где появляется бес, скучновата и банальна. Георгий Фетисов, играющий беса - дебютант в кино, насколько я поняла. Бюджета, похоже, не хватило на кого-нибудь поярче. Я так вот представила Евгения Миронова в этой роли, он был бы на одной волне с Трибунцевым.

Ну да, с бюджетом, наверное, полный швах был, если снимали в Крыму, а не в Иерусалиме.

В любом случае, посмотреть стоит. Сценарий арабовский очень занятный. ИМХО, режиссура слабее сценария и вот второго актёра бы поменять.
andy_sun
15 октября 2016, 01:32
ТОже в целом зашло нормально, и тоже второй частью недоволен.

Но в целом норм.

P.S. Для меня этот фильм - визуальное творчество Лескова.
koe-kto
16 октября 2016, 19:45
Не буду оригинальна - впечатление те же, что и у всех: первая часть великолепна, вторая скушна.
kondor2.0
17 октября 2016, 14:50
Интервью с Досталем, много про фильм
https://lenta.ru/articles/2016/10/17/dostal/
remotespace
19 октября 2016, 23:01
Считаю что крайне мало Российского кинотворчества достойного, без кальки на иностранщину холивудскую. И этот фильм оказался вполне интересным при всей скромности картинки. И смешно и грустно и остроумно. Да наивно вышло с Легиончиком, который в начале такой всемогущий, а потом бессильный вовсе, аж жалко....Один вопрос , если он не собирался внутрь храма Иерусалимского заходить, тогда зачем приодевался нарядно, рога подпиливал?

..Согласен что актёр слабоват на такую важную роль, нету хитрости что ли в нём, внутренней силы.
А вот про эффекты не согласен что плохи, как бес в кровать элегантно спать лёг! Как хибарку выправил, А! Возможно и мультяшно кому то, но не топорно и вполне органично, как рыбу удил, бельё стирал и гладил ( я смеялся)..Тут ведь не в чудесах дело.
Фильм хорош одним словом, оставлю в коллекции. Да и Роман Мадянов удивил что не только горлопанить умеет, а и вполне себе образ внушительный создал за короткую сцену. Француз десертник из сериала ,,Кухня,, порадовал адекватом, удивительно как понял блаженного легко, его иносказания...Немного перебарщивал скороговорками Иван Семёнов сын, так что не мог разобрать что, говорил даже с пятого просмотра эпизодов. Все сыграли не плохо. Игумен так же хорошо вышел.

Учитывая что 2016 считается почему то, годом Российского кино, а при этом ничего интересного не издали. Этот фильм достоин наград..Маме покажу)))
БелыйСлон
9 ноября 2016, 15:39
А очень неплохо.
Как правильно заметили ранее, начало - феерическое.
Сцена исповеди - супер. Еще раз - супер.
Тема с Иерусалимом и бесовскими метаниями - так себе.
Концовка (самая) - отлично.

Фильм вытащили актеры.
Трибунцев - очень молодец.
И настоятель-игумен - тоже.
Остальные - так себе.
Но эти двое - офигительны.

Сцену с исповедью и концовку пересмотрю еще раз.

Хороший фильм.
VitMir
3 декабря 2016, 19:44
Посмотрел где-то больше половины фильма - было здорово, классные байки и сыграно хорошо, салтыковщина, потом пошла фигня, бросил, перемотал и посмотрел финал smile.gif
Резюме - та часть фильма, что увидел - отличная, концовка неплоха, последняя примерно половина-треть фильма - не то, что надо, имхо, главное, что цельной истории рассказать зрителю Н.Досталь не смог, только разнородный набор баек и притч.
Краснова Ольга
6 декабря 2016, 09:49

И все же, может ли бес стать человеком?
Эта версия форума - с пониженной функциональностью. Для просмотра полной версии со всеми функциями, форматированием, картинками и т. п. нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2016 Invision Power Services, Inc.
модификация - Яро & Серёга
Хостинг от «Зенон»Сервера компании «ETegro»