Справка - Поиск - Участники - Войти - Регистрация
Полная версия: Лицо со шрамом
Частный клуб Алекса Экслера > Обсуждение кинорецензий Экслера
Вольдемар Z
12 февраля 2004, 20:10
Прежде чем «наезжать» оговорюсь, что в основном согласен практически со всеми рецензиями уважаемого мною А. Экслера, за исключением нюансов и некоторых выводов. Одна из таких рецензий на фильм «Лицо со шрамом», где я в корне не согласен с оценкой Экслером личности Тони Монтаны, сыгранный в фильме Аль Пачино. Делая нижеследующие выводы и оценки, я не находился под влиянием книги, сценария или толкования иных критиков, а только лишь фильмом и тем, что я в нем увидел.
Вот цитата из рецензии Экслера:
«И Корлеоне, и Монтана - преступники, но если Майкл Корлеоне - умный, тонкий, образованный стратег, расчетливо выстраивающий "империю Корлеоне", то Монтана - просто животное, в котором нет почти ничего человеческого, и действует он под воздействием инстинктов, а не разума. Да и его безумная любовь к сестре носит извращенный характер и похожа на ревность.»
На мой взгляд психология главного героя тоньше, чем описывает Экслер. Не последняя роль в этом принадлежит самому Аль Пачино. Если бы Монтану играл другой актер, то возможно все так оно и было. Но Аль Пачино играет эту роль блестяще и зритель (здесь я имею в виду себя) попадая под дикое обаяние актера, сопереживает герою от начала и до последней минуты. Вся жестокость героя если и не оправдывается, то принимается как суровая необходимость. Игра Аль Пачино добавляет чуть человечности в изначально одиозный сценарный образ. Благодаря этой игре зритель отождествляет образ наркоторговца Монтаны с гениальным актером Аль Пачино. Пожалуй, только Аль Пачино владеет приемом мгновенного перехода в выражении глаз - от неумолимой обреченности для врага, до какой-то прямо- таки отеческой насмешливости. Это я наблюдал и в «Схватке» и в «Адвокате дьявола» и во многих других фильмах. При этом у него в глазах появляются какие-то бесноватые искорки. Кстати в этом тому же де Ниро до него далеко. Де Ниро очень хороший актер-ремесленник, но, по-моему, не гениальный. И большинство его удачных работ связаны со Скорцезе, который один из немногих, кто его раскрыл по настоящему. Ладно, хватит о де Ниро.
Образ Монтаны, который создал Аль Пачино, конечно более сложен и многогранен, чем просто животное, маньяк и убийца. Это преступный лидер от природы - вожак «по крови», обладающий большими амбициями. Но в то же время нельзя сказать, что он не остановится ни перед чем для реализации этих амбиций. Эпизод с детьми лишнее тому подтверждение, говорящий, что у него есть свой кодекс чести и свои правила игры, которые не меняются в зависимости от ситуаций. Уличный кодекс чести по типу «лежачего не бьют» или «своих не предают», (а Монтана и пришел с улицы), так не был вытеснен холодными политическими расчетами, что в итоге его и погубило. Он так и остался до конца «своим» парнем с улицы, который с одной стороны может быть маниакально жестоким, но с другой не предаст и не выстрелит в спину. Все это определенно вызывает симпатии к герою. Характерен также эпизод с убийством своего босса, когда Монтана - Аль Пачино, блестяще обыгрывая эту сцену, оставляет жизнь телохранителю босса и даже дает ему работу, показывая себя некровожадным и чутким вожаком, а не маньяком и садистом, потому что убивает по - необходимости. И потом, босс первый подослал убийц к Монтане.
В эпизоде убийства друга, то же не все однозначно. Безусловно, у Монтаны от своего «бурного роста», обилия «бабок» и потребляемого кокаина, но пуще от безысходности ситуации (видно, что все эти «блага» не приносят ему удовлетворения) «поехала крыша». Может быть, по сценарию Монтана страдал болезненной страстью к своей сестре, но по фильму этого не видно. Видно желание старшего брата оградить сестру от «такой жизни». Возможно, что не способный на предательство и не терпящий его сам, Монтана не смог выдержать предательство друга, которого предупреждал о сестре. Сцена убийства друга выглядит, как зверский, но моментально- импульсивный акт, к которому привело все вышесказанное, а также наличие у Монтаны в руках пистолета. Не верится, что не будь у него на тот момент оружия, Монтана бы «задним числом» наказал друга. По ощущению от фильма - скорее бы простил.
Таков он, на мой взгляд, Монтана именно в этом фильме, сыгранный именно этим - одним из моих самых любимых актеров Аль Пачино.
P.S. Вообще у меня складывается мнение, что Карлито, из фильма «Путь Карлито» того же режиссера, это тот же Монтана, который все-таки сел в тюрьму. И если принять это допущение и рассматривать два фильма в связке, то тогда Монтана и подавно будет вызывать не столь однозначные чувства. И что - бы сказал Экслер, например, о Лапше из «Однажды в Америке» (по фильму он вообще киллер), если бы режиссер не показывал бы его историю с детства и до старости, а сосредоточился бы на его «успешных годах» где он кого-нибудь режет или мочит.

Alex Exler
12 февраля 2004, 21:49

Вольдемар Z написал: Делая нижеследующие выводы и оценки, я не находился под влиянием книги, сценария или толкования иных критиков, а только лишь фильмом и тем, что я в нем увидел

Вполне уважаю высказанную трактовку, но свое мнение я не изменил. Хотя это ничуть не принижает гениальную игру Аль Пачино.

Но совершенно не согласен по поводу "Пути Карлито". Карлито и Монтана - никак не коррелируют между собой. Принципиально разные типажи.

ps.gif Спасибо за этот пост, мне было очень интересно его прочитать.
Вольдемар Z
13 февраля 2004, 09:42

Alex Exler написал:
Но совершенно не согласен по поводу "Пути Карлито". Карлито и Монтана - никак не коррелируют между собой. Принципиально разные типажи.

На самом деле, корреляций между ними масса: оба персонажа сыграны одним актером, сняты одним режиссером (ха-ха). Ну а если серьезно, конечно Монтана и Карлито разные типажи, но все-таки: оба возглавляли банды по торговле наркотиками, оба были весьма круты (про Карлито так говорится в фильме), обоим за наркотики светила тюрьма (Карлито сел, Монтана не захотел). Безусловно, «Путь Карлито» никакой не сиквел «Лицо со шрамом» и главные герои - разные люди, действующие в разное время, с разными характерами. Но ведь известно, что у некоторых людей в течение жизни характер, под влиянием какого-нибудь события (тюрьма, например) может поменяться на 180 градусов. То, что Карлито это уставший и много передумавший в тюрьме Монтана это конечно домысел, но на мой взгляд достаточно вероятный.

Alex Exler
13 февраля 2004, 10:58

Вольдемар Z написал: То, что Карлито это уставший и много передумавший в тюрьме Монтана это конечно домысел, но на мой взгляд достаточно вероятный.

Мне так не кажется. Характер Монтаны показан достаточно четко. Никакая бы тюрьма его не сломила. Кроме того, он был явный психопат. В тюрьме он бы или еще больше окрутел, или бы его пришили (что скорее всего).
Вольдемар Z
15 февраля 2004, 07:16

Alex Exler написал:
Кроме того, он был явный психопат.

Психопат, не психопат…
Небольшое лирическое отступление. В 92-93 годах была у нас в Саратове телепередача, по типу киноклуба, в которой демонстрировались фильмы. Вел эту передачу киновед Владимир Семенюк. И вот благодаря этой передаче на фоне типичного видео тех времен (Шварцы, Сталоны, Вандамы и проч.) я посмотрел такие фильмы как «Крестный отец», «Механический апельсин» и «Лицо со шрамом». Были и другие хорошие фильмы, но потрясли в тот период именно эти. Смотрел я их как завороженный, не моргая. Первое впечатление, конечно не всегда верное, но всегда сильное. И впечатления таковы - крутой мужик этот Монтана: поднялся из низов, ни перед кем не кланялся, гнул свою линию, погиб, но не сдался. И как погиб - финальная сцена это нечто, казалось, что этого парня просто невозможно убить. Причем снято настолько потрясно, что не сомневаешься ни секунды в реальности происходящего. Ну и потом Аль Пачино. Он в этом фильме в центре - играет на голову выше всех. Остальные так, для антуража. И вот это мое первое впечатление о Монтане я и пытаюсь отстоять.

А насчет психопата, не знаю - я не психиатр. Скорее пограничная личность. Стоуна, как автора, часто тянет к таким. Таковы, например, Барнс из «Взвода», парочка из «Прирожденных убийц», реальный Моррисон из «Дорз». Кстати мне совсем не понравилось, как Стоун отразил Моррисона - такое впечатление что, тот только и делал что, кололся, нюхал, трахался и занимался оккультизмом, а в редких перерывах лабал песенки.

P.S. А насчет впечатлений от фильмов. Не завидую критикам: ну не могут они окунуться в фильм и просто наслаждаться им. Всегда должен присутствовать элемент отстраненности и скепсиса. Знаю, что Экслер себя критиком не считает, но как ни крути, что же тогда рецензирование. И что бы написал Экслер о том же «Ноттинг-Хилле», например, смотри он его лет пятнадцать- двадцать назад, на последнем ряду, в обнимку с молоденькой девушкой.


Alex Exler
15 февраля 2004, 07:35

Вольдемар Z написал: Кстати мне совсем не понравилось, как Стоун отразил Моррисона - такое впечатление что, тот только и делал что, кололся, нюхал, трахался и занимался оккультизмом, а в редких перерывах лабал песенки.

Собственно, так оно и было, по свидетельству очевидцев. Впрочем, кино я не смотрел.


P.S. А насчет впечатлений от фильмов. Не завидую критикам: ну не могут они окунуться в фильм и просто наслаждаться им. Всегда должен присутствовать элемент отстраненности и скепсиса.

Вполне возможно. Но я обычно просто наслажаюсь. Просто ум аналитический, только и всего.


Знаю, что Экслер себя критиком не считает, но как ни крути, что же тогда рецензирование. И что бы написал Экслер о том же «Ноттинг-Хилле», например, смотри он его лет пятнадцать- двадцать назад, на последнем ряду, в обнимку с молоденькой девушкой.

Ничего бы не написал. Когда я ходил в кино с девушкой, то за тем, что происходит на экране - практически не следил.

Не буду спорить с тем, что в разные годы и в разных ситуациях фильмы оцениваются по-разному. Ну и что с того?

Кстати, о "Ноттинг-Хилле" я бы написал то же самое. Мне никогда такие фильмы не нравились. Независимо от девушек.
Вольдемар Z
17 февраля 2004, 17:44
Ладно, Алекс, с Монтаной, я думаю, разобрались, с Моррисоном тоже. Тема закрыта!?

Кстати, прикольное фото. Бандерас с Машковым отдыхают. В общем, щетины побольше и пора в Голливуд!
Эта версия форума - с пониженной функциональностью. Для просмотра полной версии со всеми функциями, форматированием, картинками и т. п. нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2017 Invision Power Services, Inc.
модификация - Яро & Серёга
Хостинг от «Зенон»Сервера компании «ETegro»