Справка - Поиск - Участники - Войти - Регистрация
Полная версия: Фотографии из Москвы.
Частный клуб Алекса Экслера > Клуб путешественников
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38
Мадам Грицацуева
25 сентября 2012, 01:05
Павильон "Книги". Интересно, там книги продавали или тоже просто показывали?
Мадам Грицацуева
25 сентября 2012, 01:12
В Марьиной Роще графитчикам дают расписывать служебные здания.
Одно из самых последних творений к юбилею победы в 1812 году.
Не слишком правильно анатомически нарисованы лошади, но в целом эта часть неплоха.
Мадам Грицацуева
25 сентября 2012, 01:14
Левая часть той же стены довольно бесвкусна. К тому же ее так и не закончили.
Мадам Грицацуева
25 сентября 2012, 01:16
Шикарная стена, и по сюжету и по исполнению.
Мадам Грицацуева
25 сентября 2012, 01:18
Центральная часть ближе
Мадам Грицацуева
25 сентября 2012, 01:23
Самая старая и уже изрядно подпорченная погодой и вандарами фреска.
Каждый желающий может присесть на скамеечку рядом с Булгаковым. Дорога на рисунке - продолжение дорожки, специально сделанной для этой композиции и упирающейся в стену.
Это место на Яндекс.Картах с панорамой, ещё неиспорченная картина.
Мадам Грицацуева
25 сентября 2012, 01:28
Продолжение на стене каптерки, примыкающей к этой стене.
Мадам Грицацуева
25 сентября 2012, 01:37
Третья часть
Мадам Грицацуева
25 сентября 2012, 01:46
В этом же дворе на скамеечке сидят Коровьев и Кот Бегемот.
А также вот такая композиция. К сожалению, не знаю, чему посвящена. Слева и справа от мостика 2 деревянные фигуры: справа молодая женщина, слева - старуха.
Мадам Грицацуева
25 сентября 2012, 01:49
Ну, и на выходе из этого дворика на стене бойлерной вот такая картина
Борг
25 сентября 2012, 11:13

Мадам Грицацуева написала: Павильон "Книги". Интересно, там книги продавали или тоже просто показывали?

Магазин там, ЕМНИП, был.
Борг
25 сентября 2012, 12:15
Три дома по четной стороне Крымского Вала выступают как бы "единым фронтом". wink.gif
Но, как выясняется, построены они были в разное время.

Дом 8 (слева на фотографии) был построен в 1936 году по проекту архитектора С.И. Власьева.
Этот дом был заселен работниками Наркомата черной металлургии. В этом доме жил выдающийся ученый в области горного дела академик А.А. Скочинский.
В настоящее время этот дом имеет особый охранный статус – «ценный градоформирующий объект».
Восьмиэтажный кирпичный (как и дом 8) дом 4 (справа на фото) с поликлиникой был построен в 1943 году по индивидуальному проекту архитекторов А.Е. Сергеева и Н.М. Кузнецова. Оформление фасада было завершено уже после войны, в 1950 году.
И, наконец, сложенный из желтых кирпичей девятиэтажный дом 6 был завершен в 1964 году.

user posted image

* * *
Раньше на месте этих жилых домов было два квартала одно- и двухэтажной застройки. Жил здесь "мелкий люд" — ремесленники, лавочники, рабочие.
Некоторое представление об этой застройке можно получить как по фотографии из предыдущего сообщения (1911-1914 год), так и по фотографии все с того же сайта http://www.oldmos.ru, датируемой 1908 годом.

user posted image
На фотографии - Мароновский переулок (в который сейчас выходит часть дома 8) во время наводнения.


* * *
Интересно посмотреть и на более поздние снимки.
На фотографии 1936 года (сайт http://www.oldmos.ru) запечатлено строительство дома 8 по Крымскому Валу.

user posted image


А на другой фотографии с сайта http://www.oldmos.ru, датируемой приблизительно 1939-1940 годом - самое начало четной стороны Крымского Вала. На заднем плане - строящийся дом 4.

user posted image
Борг
25 сентября 2012, 15:09

Dorothy написала: Борг, это же всё огромная, прекрасно сделанная работа! Мне кажется, когда-нибудь заслуженно перерастёт в больший формат, чем тред на форуме. То есть, нам тут всем пока повезло.  3d.gif

Считаю, что работа людей, нашедших старые фотографии, отреставрировавших и отсканировавших их, привязавших их к местности - намного больше и серьезней моей. smile.gif
Борг
25 сентября 2012, 23:50
В доме 8 корпус 2 по Крымскому Валу находится Художественный московский академический лицей имени В.И. Сурикова.
Московский академический художественный лицей Российской академии художеств (МАХЛ РАХ)– государственное образовательное учреждение повышенного уровня для особо одаренных в изобразительном искусстве детей и подростков со всех уголков страны - был создан по инициативе выдающихся деятелей русской культуры в 1939 году Постановлением Совнаркома РСФСР в системе Комитета по делам искусств РСФСР и назывался Московской средней художественной школой(МСХШ).
МАХЛ РАХ – базовый лицей МГАХИ имени В.И. Сурикова, студентами которого становится большая часть выпускников лицея.

user posted image
Комплекс зданий лицея построен в 1980-х годах по проекту архитектора В.Г. Тальковского.

* * *
Там, где сейчас стоит здание художественного лицея, некогда находились Крымские бани, владельцем которых был купец Сергей Иванович Шмелев — любимый «папашенька» писателя Ивана Шмелева. Описания этих мест сохранились в его «Лете Господнем»: «Спускаемся от рынка по Крымку к нашим баням — вот они, розовые, в низке! — а с Мещанского сада за гвоздяным забором таким-то душистым, таким-то сочным-зеленым духом, со всяких трав!.. с берез, с липких еще листочков, с ветел, — словно духами веет, с сиреней, что ли?... — дышишь и не надышишься».

Обратимся вновь к сайту http://www.oldmos.ru.

user posted image
На фотографии, датируемой ориентировочно 1908 годом - существовавший тогда здесь Банный переулок. Дома 19 и 21 (третий и второй справа на фотографии соответственно) - собственно бани.
Борг
26 сентября 2012, 12:12
Череда опоясывающих центр Москвы улиц появилась, когда был срыт крепостной вал Земляного города, то есть в 1820-е годы.
Но далеко не все участки начали застраиваться в это время. Дольше других оставалась пустынной улица, ведущая от Калужской площади к Москве-реке, получившая название Крымского вала по находившемуся здесь в Средневековье Крымскому двору — московскому посольству крымского хана. Крымский вал круто спускался вниз. Места эти легко затапливались во время весенних разливов Москвы-реки и проливных дождей, строиться было невыгодно. На планах и фотографиях середины XIX века видна застройка лишь верхней части улицы, а от Старого Огородного переулка (ныне — Мароновский) до самого берега тянулись поля.

Снова обратимся к сайту http://www.oldmos.ru.

user posted image
На фотографии 1908 года: белая колокольня Спаса в Наливках, храм Иоанна Воина, доходный дом (ныне снесён), каланча Якиманской части, храм Казанской иконы с грузным куполом, барочная глава храма Вознесения за Серпуховскими воротами.
Участок с левой стороны был некогда пожалован под посольский двор крымского хана. Напротив двора, за валом, до второй половины XVIII века было мусульманское кладбище и «лекарственный выпасной луг» для царских лошадей.


* * *
В конце 1930-х на пустом участке планировалось построить здание Академии наук и архитектор Щусев даже успел создать его проект, но строительству помешала война, а после нее стройку так и не возобновили. Только в 1970-е годы здесь, наконец, построили белый параллелепипед Центрального дома художника и Третьяковской галереи, окруженный парком.

user posted image
Борг
27 сентября 2012, 00:24
Прежде чем направиться к Крымскому мосту - вновь перейдем на нечетную сторону Крымского Вала и направимся к входу в Парк Культуры.
В сам парк мы заходить не будем, вспомним лишь, что решение о постройке «комбината культуры» было принято в 1920-х годах . "Комбинат" должен был разместиться на части территории Нескучного сада и Воробьевых гор (на том месте, где в 1923 году проходила Всероссийская сельскохозяйственная и промышленно-кустарная выставка).
Первоначально Голицынский и Нескучный сады не были связаны друг с другом и центральной частью парка. Их объединили лишь в 1931 по проекту архитекторов Власова, Мельникова и Лисицкого. Еще через год образовавшемуся парку было присвоено имя писателя Максима Горького.
Вход в парк со стороны Крымского Вала (есть еще два входа в парк - со стороны Ленинского проспекта и со стороны набережной у Андреевского пешеходного моста, построенного по проекту А. Н. Померанцева в 1907 году) украшают огромные триумфальные ворота, сооруженные по проекту архитектора Юрия Щуко в 1955 году.

user posted image

* * *
Очень интересно посмотреть на фотографию 1945 года (с сайта http://www.oldmos.ru, естественно).
На этой фотографии можно увидеть как выглядела раньше ограда парка; нетрудно заметить, что старая ограда своими очертаниями перекликается с силуэтом Крымского моста.

user posted image
Борг
27 сентября 2012, 00:40
Интересная подробность - во время проведения Всероссийской сельскохозяйственной и промышленно-кустарной выставки примерно напротив главного входа в парк был построен виадук над Крымским Валом, соединяющий таким образом две части выставки (на другой стороне Крымского Вала были павильоны зарубежных фирм).

user posted image
(Фотография с сайта http://www.oldmos.ru).

* * *
Сейчас виадука конечно же нет и под Крымским Валом проходит подземный переход, между прочим, один из самых замечательных подземных переходов в Москве.
Дело в том, что в этом переходе круглый год работает своеобразный вернисаж - по всему переходу развешаны картины, которые можно тут же и купить.
Зимой на входы в переход устанавливаются двери для поддержания более-менее приемлемой температуры.

user posted image
Фотографировать работы в самом переходе не разрешают, поэтому я сфотографировал один из входов в него.
Борг
27 сентября 2012, 14:02
Крымский мост через Москву-реку был открыт 1 мая 1938 г. и в то время вошёл в первую шестёрку мостов Европы по длине речного пролёта — 168 метров. Мост имеет 3 пролёта; его общая длина — 688 м, ширина 38,5 м. Построен на краматорских заводах НКМЗ (основная часть) и СКМЗ (пешеходная часть и цепи).
Предмостной площадью западного конца моста является Крымская площадь, на которой сооружена эстакада для развязки движения транспорта по Садовому кольцу и Комсомольскому проспекту на разных уровнях (реконструирована в конце 90-х гг.). Восточный конец моста вливается в улицу Крымский вал, выходящую на Калужскую площадь.

user posted image
Борг
27 сентября 2012, 17:46
Крымский мост также связано с историей семьи Шмелевых.
Энциклопедия «Москва» пишет, что дед писателя, Иван Иванович Шмелев, был подрядчиком на строительстве деревянного Крымского моста. Это не совсем верно - по свидетельству той же энциклопедии, родился Иван Иванович в 1819 году, а деревянный Никольский (потом он назывался Крымским) мост построили еще в 1789 году. Вероятнее всего, Шмелев участвовал в строительстве уже металлического Крымского моста, возникшего на месте деревянного в 1870-е годы. Он был создан по проекту В.К. Шпейера, огражден высокими решетчатыми фермами и украшен башенками. В 1937 году мост сдвинули вниз по течению, а на старом месте начали строить новый Крымский мост - тот, что стоит и по сей день. По окончании строительства старый мост снесли.

user posted image
На фотографии с сайта http://www.oldmos.ru (ориентировочно 1926 года) запечатлен старый Крымский мост (вид со стороны Крымского Вала).
ПФУК
27 сентября 2012, 19:31

Борг написал: Тринадцатиэтажный дом 13 по Новокузнецкой улице, "обычный панельный дом", из окон и с балконов которого чудесным образом открывается вид на Новый Арбат. wink.gif
Построен в 1971 году.

user posted image

В советское время в правой части этого дома находился очень известный тогда магазин "Радиотехника".

Кроме этого у этого дома было как бы несколько корпусов (по моему 3).
Т.е. типа несколько домов соединённых вместе получился д 13.
А нумерация подъездов и квартир была скозная, например, в корпусе 2 были только подъезды 3 и 4.
Поскольку интернет карт не было, помню мы долго пытались найти д 13 кор 2
Поскольку такой таблички на доме не было.
Борг
27 сентября 2012, 22:30

ПФУК написал:
В советское время в правой части этого дома находился очень известный тогда магазин "Радиотехника".

Кроме этого у этого дома было как бы несколько корпусов (по моему 3).
Т.е. типа несколько домов соединённых вместе получился д 13.
А нумерация подъездов и квартир была скозная, например, в корпусе 2 были только подъезды 3 и 4.
Поскольку интернет карт не было, помню мы долго пытались найти д 13 кор 2
Поскольку такой таблички на доме не было.

Да, магазин был популярный.
А слева был "Светоч" (электротовары).
Борг
27 сентября 2012, 23:21
Тип конструкции, который использовали инженер Б.П. Константинов и архитектор А.В. Власов при проектировании Крымского моста, оригинален и редко встречается в мировой практике: его пилоны*, каждый высотой 28,7 метров, стоят отдельно и по верху не соединены. Через верх проходят цепи, закреплённые в устоях на концах моста. Полная длина каждой цепи 297 м, общая масса металлических конструкций около 10 000 тонн.

user posted image
Пилон Крымского моста (съемка объективом fish eye).

Проезды вдоль набережных проходят под мостом в береговых пролётах между пилонами и анкерными устоями на концах цепей. Пандусы подходов устроены по железобетонным эстакадам, фасадные стороны которых закрыты стенками, облицованными гранитом. Под эстакадами размещены гаражи. Для спуска с тротуаров моста вдоль стенок подходов устроены лестницы.

-----
* Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах..
Борг
28 сентября 2012, 09:16
С апреля по декабрь 2001 года проводились работы по генеральной реконструкции Крымского моста. За это время строители заменили покрытие тротуаров и проезжей части моста. Сборные плиты дорожного покрытия были заменены на монолит. Кроме того, была обновлена гидроизоляция моста, проведена антикоррозийная обработка металлических конструкций. Заменено также 5,5 тысяч квадратных метров гранитной облицовки.

user posted image
Вот так выглядят цепи Крымского моста, состоящие из стальных пластинчатых пакетов, шарнирно соединенных болтами.

* * *
И еще одна старая фотографии Крымского моста, датированная апрелем 1908 года и опубликованная на сайте http://blog.trud.ru
В апреле 1908 года в Москве произошло сильное наводнение, которое, возможно, послужила причиной очень высокой активности тогдашних фотографов.

user posted image
Вид на Крымский мост со стороны нынешней Фрунзенской набережной.
Борг
28 сентября 2012, 14:38
Еще одно очень интересное фото Крымского моста (все с того же сайта http://www.oldmos.ru).

user posted image

Марш немецких пленных по Москве. На фото немцы проходят по Крымскому мосту.
Марш немецких пленных состоялся 17 июля 1944 года, демонстрируя советским людям, а также союзникам, не верившим в успехи Красной Армии, результаты разгрома немецких войск в Белоруссии. По Садовому кольцу и другим улицам Москвы прошли около 57 000 немецких солдат и офицеров (включая 19 генералов), в основном захваченных в плен в Белоруссии войсками 1-го, 2-го и 3-го Белорусского фронтов. За колоннами следовали поливальные машины, символически смывая грязь с асфальта.
Борг
28 сентября 2012, 15:02
Очень странно было бы, проходя по Крымскому (да и по любому другому) мосту, не сфотографировать Москву-реку и набережные.

user posted image
Мини-панорама Пречистенской набережной.

Дома, выходящие на набережную (слева направо):
№ 1 — Синематограф (Электротеатр) и театр миниатюр Г.Г. Солодовникова (1912—1914, архитектор С.М. Гончаров), сейчас — школа-интернат № 37 (для неслышащих детей);
№ 3 — Приют для детских трудовых артелей, состоящих под покровительством Е. И. В. великой княгини Елисаветы Фёдоровны (1913, архитектор И.Е. Бондаренко), сейчас — (временная) Резиденция посла Австралии;
№ 9 — ЮниКредит Банк (на фото - рядом (справа) от Храма Христа Спасителя);
№ 11 — Ермаковское электротехническое училище (1904, архитектор Н.Г. Фалеев, строительство вёл архитектор Н.Е. Марков). Первое в Москве здание, при постройке которого применены железобетонные основания и сваи. В настоящее время — Московский экономико-энергетический колледж.
Как бы второй линией идут "элитные новостройки".

* * *
Обратимся к сайту http://www.oldmos.ru и к 1908 году (да, снова московское наводнение 1908 года).

user posted image

Видны (слева на право): Ново-Бутиковская фабрика (в древности тут были селения Сёмчино и Киевец, храм которых подмыло одним из наводнений, а сами поселения перенесли наверх к Остожью); Храм Христа Спасителя, тёмное здание Ермаковского училища и в правом углу – здания фабрики «Эйнем».
Борг
1 октября 2012, 13:45
Посмотрев направо - поглядим налево. wink.gif
Фрунзенская набережная как проезд вдоль Москвы-реки возникла после сооружения в 1872 году железного Крымского моста. В 1897 году был утверждён проект Хамовнической набережной, как городского проезда до Камер-Коллежского вала, но до 1914 года он был реализован лишь частично. Застройка набережной, за исключением нескольких зданий*, до середины 1930-х годов оставалась одноэтажной. В 1923—1934 годах по набережной ходил трамвай.

user posted image

В 1933 году на набережной открыта Всесоюзная строительная выставка. Во второй половине 1930-х годов на набережной построили несколько многоэтажных жилых домов, в том числе комплекс жилых зданий, повторяющий построенные незадолго до того по проекту архитектора А.Г. Мордвинова на Большой Калужской улице (ныне в составе Ленинского проспекта). В 1936—1937 годах берега реки облицевали гранитом.

* * *
А вот так выглядела набережная ориентировочно в 1961-1967 году (фото с сайта http://www.oldmos.ru).
Тогда на Фрунзенской набережной вполне можно было жить. wink.gif
Хотя переехать на Фрунзенскую набережную когда-то считалось непрестижным. Выселки почти, понимаете ли... wink.gif

user posted image

-----
* Доходный дом Чудова монастыря с приютом для детей-сирот (Фрунзенская набережная, 10) был построен в 1915-1918 гг.
Борг
1 октября 2012, 23:07
Короткие улочки на другом берегу Москвы-реки по обе стороны «надземной» части Крымского моста называются Крымским проездом (на плане середины XIX века обозначен как Крымок). Слева, на углу с Фрунзенской набережной — пятиэтажный конструктивистский жилой дом 1932 года постройки (архитектор А. Плигин).
За ним — сквер, разбитый в 1960-е годы на месте двух трехэтажных доходных домов.

user posted image
Справа на снимке - жилой дом архитектора А. Плигина (Фрунзенская набережная, 2).

* * *
На фотографии с сайта http://www.oldmos.ru - вид на Крымский мост и дом 2 по Фрунзенской набережной примерно от пересечения Крымского проезда с Комсомольским проспектом. Фотография датируется скорее всего октябрем или ноябрем 1964 года.

user posted image

* * *
Нетрудно догадаться, что в начале XX века эта местность выглядела иначе. Насколько - можно судить по еще одной фотографии с сайта http://www.oldmos.ru.

user posted image
Фотография датирована ориентировочно 1912 годом и сделана из точки между Комсомольским проспектом и Фрунзенской набережной (примерно за домом 4 по Фрунзенской набережной) в направлении Фрунзенской набережной (по нынешней адресации, естественно).
Борг
2 октября 2012, 09:57
Наконец-то Крымский мост начинает заканчиваться wink.gif
Мы приближаемся к Крымской площади и Крымской же эстакаде, соединяющей Остоженку и Комсомольский проспект.

user posted image

Трасса проспекта была запланирована ещё в Генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года под условным названием «Восточный луч». Она начиналась от проектируемого Дворца Советов (на месте нынешнего храма Христа Спасителя), пересекала реку Москву и продолжалась через Воробьёвы горы на юго-запад. Осуществление этого плана произошло не полностью и только в 1958, когда по проекту архитекторов 10-й мастерской управления «Моспроект-1» под руководством Е.П. Вулыха был проложен Комсомольский проспект. В его состав вошли: улица Чудовская (от Крымской площади до улицы Тимура Фрунзе), Фрунзенский Плац (от улицы Льва Толстого до переулка Хользунова) и улица Большие Кочки (от Малой Трубецкой до Хамовнического Вала).
Сама же эстакада была построена в 1960 году.
За эстакадой - наземный вестибюль станции "Парк Культуры"-кольцевая и новопостроенная башенка "Трансаэро".

* * *
Вновь обратимся к сайту http://www.oldmos.ru и посмотрим, как выглядело это место в 1912 году.

user posted image

Фотография сделана на съезде с Крымского моста. Впереди - Крымская площадь, за ней - Зубовский бульвар, налево "Комсомольский проспект" (улица Чудовская), направо - Остоженка.
О здании Катковского лицея (бдольшое здание справа) мы поговорим позже.

P.S.
Обратите внимание на характерное для того времени устройство трамвайной линии - трамвайные рельсы, по образцу прежней конки, проложены в одну колею с разъездами у остановок. Перед нами - как раз такой разъезд и соединение путей перед Крымским мостом.
Борг
2 октября 2012, 23:59
Итак, обратимся к дому 53/2 строение 1 по улице Остоженка.
Московский Императорский лицей в память Цесаревича Николая (неофициально: Катковский лицей) был основан на личные средства публициста Михаила Никифоровича Каткова и его ближайшего друга и помощника, профессора Павла Михайловича Леонтьева (по 10 тысяч рублей), которые решили создать образцовое классическое учебное заведение. Значительные суммы внесли С.С. Поляков (40 тысяч рублей), П.Г. Дервиз (20 тысяч рублей в 1869 г.) и другие московские предприниматели. В дальнейшем лицей получал государственные субсидии, а в 1872 году он официально стал государственным.
Лицей был открыт 13 января 1868 года и был назван в честь рано умершего старшего сына Александра II — «Московский лицей Цесаревича Николая».

user posted image
Лицей был на этом участке с 1873, в 1875 старый дом сгорел и тогда по проекту архитектора Вебера было выстроено существующее здание лицея, которое дошло до наших дней.
Борг
3 октября 2012, 12:51
.
Борг
3 октября 2012, 13:24
Лицей состоял из 8 гимназических и 3 лицейских (университетских) классов с «профилями» юридическим, филологическим и физико-математическим. По сравнению с классическими гимназиями в нём были более обширны программы по древним языкам. В качестве преподавателей приглашались видные филологи-классики (в том числе, здесь в 1875-1881 гг. трудился Рудольф Вестфаль).
По уставу 1890 года задачей Императорского лицея Цесаревича Николая было дать общее среднее образование, содействовать успешному прохождению воспитанниками университетского курса, практической подготовке учителей для
гимназий.

user posted image

После Февральской революции 1917 года Катковский лицей был преобразован в открытое высшее юридическое учебное заведение.
В 1918 году в здании разместился Народный комиссариат просвещения РСФСР; долгое время в здании находился один из корпусов Института международных отношений (МГИМО), затем (и поныне) - Дипломатическая академия МИД России.

* * *
Что касается старых фотографий Лицея - все они позволяют говорить о том, что здание неплохо сохранилось/сохранено хотя бы внешне.
Вот, например, фотография приблизительно 1885-1896 года с сайта http://www.oldmos.ru; рядом со зданием Лицея - по-видимому, один из флигелей бывшей на этом месте усадьбы генерала Тучкова, главное здание которой, уже будучи в ведении лицея, сгорело в 1873 году, а оставшиеся "тучковские" постройки снесли в 1896 году.

user posted image

Вот это же "сдвоенный" снимок 1903/2009 годов (сайт http://www.oldmos.ru) практически из серии "найти N отличий". wink.gif

user posted image
Фотография сделана в направлении Крымского моста со стороны Крымской площади, находившейся* между Крымским валом и Зубовским бульваром в 1903 году; из под Крымской эстакады (это видно на снимке) в 2009 году.

-----
* Крымская площадь и сейчас там находится. wink.gif Но стала значительно меньше, чем раньше.
Борг
3 октября 2012, 18:49
user posted image
Под Крымской эстакадой. Справа в кадре - вестибюль станции метро "парк Культуры" - кольцевая (на месте южного вестибюля станции метро "Парк культуры" - радиальная).

Напомню, что эстакада была построена в 1960 году.

* * *
Предположим, что мы стоим на том же месте и смотрим примерно в том же направлении, но... лет так 98-99 назад...

user posted image
Фотография ориентировочно 1913-1914 года с сайта http://www.oldmos.ru. Там, где сейчас проходит комсомольский проспект - поглощенная им Чудовская улица.
По ней следует трамвай 24-го маршрута (Царицынская (Клиническая) пл.- Госпитальная пл.).
А Крымская площадь в те времена заканчивалась за Провиантскими складами, то есть была гораздо больше, чем сейчас.
Борг
4 октября 2012, 14:45
user posted image
Северный вестибюль станции метро "парк Культуры" - радиальная.

15 мая 1935 года в составе первого пускового участка Московского метрополитена "Сокольники" — "Парк культуры" (с ответвлением "Охотный ряд" — "Смоленская") была открыта станция "Парк Культуры имени А.М. Горького"*.
Станция имела два вестибюля - северный, выходящий на Остоженку и южный - на углу Зубовского бульвара и улицы Чудовка.

Северный вестибюль и сейчас находится на том же месте (в несколько перестроенном виде) - сравните фотографию выше с фотографией с сайта http://www.oldmos.ru, датируемой приблизительно 1948-1950 годом.

user posted image
По причине удалённости обоих вестибюлей от ЦПКиО им. Горького предлагались в своё время разные варианты переименования станции – «Крымская», «Чудовка», «Крымский мост» - но ни один из таких разумных вариантов принят не был.

Южный же вестибюль (архитекторы Г.Т. Крутиков, В.С. Попов) простоял с 1935 по 1949 гг., когда на его месте был выстроен существующий ныне вестибюль станции метро "Парк культуры" Кольцевой линии, открытой 1 января 1950 года.

user posted image
На фотографии ориентировочно 1935-1940 года с сайта http://www.oldmos.ru - южный вестибюль станции "Парк Культуры". Как вам нравится деревянный дом рядом со входом в метро? wink.gif

Теперь вестибюль на пересечении Зубовского бульвара и Комсомольского проспекта выглядит так:

user posted image

* * *
До революции на месте северного вестибюля станции "Парк Культуры" стоял один из флигелей Лицея памяти цесаревича Николая.

user posted image
Фотография с сайта http://www.oldmos.ru датируется приблизительно 1912 годом.

-----
* С 1980 года название укоротилось до привычного нам "Парка культуры".
Борг
5 октября 2012, 00:02
А не спуститься ли нам в подземный переход? wink.gif

user posted image
Подземный переход в начале Зубовского бульвара.

* * *
Подземные переходы – довольно «молодые» инженерные сооружения. В Москве сразу несколько таких переходов открыли в октябре 1959 года. Некоторые источники даже сообщают точную дату – 16 октября 1959 года.
Среди первых московских подземных пешеходных переходов был переход у метро «Октябрьская», на площади Дзержинского, у «Детского мира» и два – на улице Горького. Один – в начале, у проспекта Маркса, а второй – на площади Маяковского.

А самый первый подземный пешеходный переход не только в Москве, но и в СССР был построен почти на четверть века раньше, в 1935 году. Переход этот до сих пор существует и исправно функционирует. Хотя задумывался он совсем не как таковой. Соорудили его под Садовым кольцом, когда строили станцию метро «Смоленская». У станции этой было запланировано три наземных вестибюля. Западный – приблизительно там, где в доме с башней, сооруженном по проекту И. В. Жолтовского, находится нынешний вход на станцию. Восточный вестибюль располагался через дорогу, напротив, а южный – метрах в ста дальше по Садовом кольцу, на Смоленской площади, где тогда еще вовсю кипел и кишел громадный Смоленский рынок. Наземные вестибюли соединялись подземным переходом. Из перехода этого можно было спуститься как на западный, так и на восточный край платформы. В середине же перехода начинался длинный коридор, по которому пассажиры могли выйти к рынку.

После ликвидации в 1937–1939 гг. Смоленского рынка и расширения Садового кольца был снесен южный вестибюль, оказавшийся посреди проезжей части.
Коридор, как впрочем и саму станцию до 1958 года использовали в служебных целях.
В 1958 году станцию открыли вновь, теперь как одну из станций Арбатско-Филевской линии. Коридор, проходивший как раз над потолком станции, преобразовали в подземный пешеходный переход под Садовым кольцом. Переход этот был открыт 30 апреля 1959 года.*

-----
* Подробнее о первых московских переходах можно прочитать здесь.
Борг
5 октября 2012, 14:34
Надо сказать, что пока мы шли от Серпуховской площади до Крымской, остались достаточно много неиспользованных фотографий.
Я думаю, что есть смысл в том, чтобы временно вернуться назад и допоказать недопоказанное. wink.gif

user posted image
Садовое кольцо. На выезде из подземного тоннеля под Серпуховской площадью.

Напомню, что тоннель под Добрынинской тогда площадью был построен в 1966 году.
Борг
5 октября 2012, 17:49
Широкий, красивый, выложенный плиткой тротуар в конце Житной улицы.
И почему на нем не запаркованы машины в три ряда, как по всей Москве? wink.gif

user posted image

* * *
user posted image

Житная улица примерно в том же месте и в том же направлении. Но - 1913 год примерно (фотография с сайта http://www.oldmos.ru).
Еще стоит Храм Казанской Божией Матери. Еще не снесена нечетная сторона Житной улицы.
Борг
6 октября 2012, 03:10
user posted image
Про дома, которые мы видим на этой фотографии (напомню - новостройка-административное здание и "посольский" дом на Коровьем Валу), мы уже говорили раньше.
Сейчас поговорим о тех домах, которые мы на фотографии не видим.


Привычно уже перенесясь на много лет (ориентировочно в 1917-1940 год) назад (и на сайт http://www.oldmos.ru тоже wink.gif), мы увидим на этом месте одну из киностудий пионера российского кинематографа А.А. Ханжонкова, которая находилась по адресу Житная, 29.

user posted image
"Связывая" это изображение с современной фотографией, уточню - здание, располагавшееся вдоль Житной улицы, заканчивалось примерно там, где на современной фотографии (в левой части), мы видим небольшую группу деревьев.

* * *
Еще одна старая фотография, своего рода бонус. wink.gif

user posted image
Фотография с сайта http://www.oldmos.ru ориентировочно 1915 года.

Снова Житная улица, в кадре узнаваемый наверное уже дом (мы его видели на снимке с киностудией слева и в предыдущем сообщении), на заднем сидении автомобиля - Вера Холодная, знаменитая российская актриса немого кино (кадр из фильма "Дети века").
Борг
8 октября 2012, 10:18
В сентябре 1956 года Совет министров СССР принял постановление о строительстве двух зданий — здания для Третьяковской галереи и Выставочного здания Союза художников СССР. В дальнейшем было принято решение о строительстве одного здания для двух объектов. Проект был выполнен в 1962-1963 годах и утверждён к строительству в марте 1964 года. Строительство было начато в 1965 году. Центральный дом художника открылся в ноябре 1979 года.

user posted image

Основными авторами проекта здания являлись архитекторы Н.П. Сукоян и Юрий Шевердяев. Кроме того, в проектировании принимали участие и другие архитекторы. В работе над проектом были задействованы различные научно-исследовательские институты.

* * *
В 1923 году на этом месте находился стадион, построенный для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки.

user posted image
Фотография с сайта http://www.oldmos.ru, Датирована ориентировочно 1923 годом.
Sanolju
8 октября 2012, 10:30
Осеннюю столицу покажи, сейчас золотая стоит. smile.gif
Борг
8 октября 2012, 16:00
В здании ЦДХ находится, занимая более половины его площади, Государственная картинная галерея (постоянная экспозиция «Искусство XX века») как часть Третьяковской галереи.

user posted image

Дважды за последние годы поднимался вопрос о сносе здания ЦДХ. Планировалось посстроить на этом месте 15-этажный дом в виде разрезанного фрукта по проекту Нормана Фостера; на смену ему пришёл другой проект, согласно которому участок, который сейчас занимает ЦДХ, на плане обозначен как «Здание общественного пользования» и должен отойти инвестору.
В 2009 году Москомнаследие заявило, что здание ЦДХ не будет поставлено под госохрану, так как не является объектом культурного наследия (с момента создания объекта прошло менее 40 лет).
Но пока здание стоит.

* * *
И еще одна фотография с сайта http://www.oldmos.ru.
Вид на Крымскую набережную с Пречистенской набережной приблизительно 1890-1900 года. Для сравнения. wink.gif

user posted image
Борг
9 октября 2012, 08:53
user posted image
Житная улица. 18.00. wink.gif
Борг
9 октября 2012, 15:45
user posted image

Стрелка Москвы-реки и Водоотводного канала (на заднем плане). Петр*. Теплоход "Валерий Брюсов"** на вечном приколе. "Красный Октябрь" на Берсеневской набережной, наконец.
2012 год.

* * *
user posted image

Стрелка Москвы-реки и Водоотводного канала. Красный октябрь" на Берсеневской набережной. 1988 год (фотография с сайта http://www.oldmos.ru).
Почувствуйте разницу. wink.gif

-----
* Памятник работы Зураба Церетели был воздвигнут по заказу Правительства Москвы на стрелке острова Москва-реки и Водоотводного канала в 1997 году. Представляет из себя гигантский парусник, на котором установлена фигура Петра I, в основание постамента вмонтированы фонтаны. Высота композиции – 98 метров.
Говорят, что этот проект поначалу задумывался как памятник Гулливеру, затем, как Колумбу, но поскольку ни одна из зарубежных стран, которым предлагали приобрести скульптурную композицию, не заинтересовалась ею, памятник был доработан и стал изображать Петра I.

** Трехпалубный речной пассажирский теплоход проекта Q-065 (тип «Сергей Есенин»). Построен на верфи Österreichische Schiffswerften AG в Австрии в 1985 году. Поставлен Московскому речному пароходству и с 1993 г. эксплуатируется в качестве плавучей гостиницы и ресторана на Москве-реке недалеко от Кремля на Крымской набережной. Владельцем является ОАО"Московский туристический флот".
Борг
10 октября 2012, 12:51
Проходя по Крымскому мосту, всегда обращал внимание на это здание - очень необычно и занятно идти практически на уровне крыши.

user posted image
Остоженка, 53/2 строение 2.

Двухэтажное здание, находящееся на месте одного из флигелей усадьбы генерала Тучкова (см. фотографию на сайте http://www.oldmos.ru), стоит практически в 2-3 метрах от перил моста; видимо оно было построено позже, чем мост, то есть в 1938 году или позже.

В здании находится 5-й Специализированный батальон ДПС ГИБДД на Спецтрассе ГУ МВД России по г. Москве.

user posted image

P.S.
На месте этого здания собирались построить 4-этажное здание для отделения милиции, но не так давно приняли решение об отмене соответствующег решения.
Борг
10 октября 2012, 16:14
Однако... Однако хватит топтаться перед Крымской эстакадой. Идем дальше. wink.gif
А оставшимся фотографиям прменение еще найдется.

Зубовский бульвар, начинающийся за Крымской эстакадой, получил свое название по стрелецкой слободе XVII века, которой в конце века командовал полковник Иван Зубов (слобода располагалась непосредственно между Земляным валом и Кропоткинским переулком, на месте Провиантских складов и здания АПН).
Зубовский бульвар, который тянется от Крымской площади до Зубовской площади - один из самых коротких участков Садового кольца. Его длина — всего полкилометра.

user posted image
Фотография Зубовского бульвара сделана не от начала улицы, а примерно с середины. Угловой дом с рекламой "Hyundai" - это уже Смоленский бульвар.

* * *
Бульвар на месте бывшего Земляного вала был учреждён после пожара 1812 года.
Зубовский бульвар, примыкавший к аристократическим Остоженке и Пречистенке, стал одним из наиболее обустроенных участков нового Садового кольца; в отличие от собственно Садовых улиц с центральной проезжей частью, здесь был устроен настоящий центральный бульвар с боковыми проездами. Местность была относительно редко заселена; на внутренней стороне бульвара было только пять обширных дворянских владений (незнатных семейств), и казенные конюшни, на которых в 1830-е гг. были выстроены Провиантские склады.
Зелёный бульвар, возникший в 1820-е гг., был вырублен при реконструкции 1938 года; с тех пор Зубовский бульвар — один из самых широких участков Садового кольца (16 полос для движения).

user posted image
Фотография ориентировочно 1920-1932 года с сайта http://www.oldmos.ru (то есть последних лет существования бульвара как такового), дает представление о том, каким был Зубовский бульвар до реконструкции.
Борг
11 октября 2012, 13:13
Сегодняшний Зубовский бульвар (если не считать наземного вестибюля станции метро «Парк Культуры» и кафе "Хлеб насущный"), начинается с новопостроенной башни бизнес-центра "Дом парака культуры" с рекламой "Трансаэро" на крыше, которую буквально втиснули* на небольшую, в общем-то площадку между вестибюлем метро и домом 13 по Зубовскому бульвару.

user posted image
Дом по нынешним меркам не очень высок - всего 17 этажей, но посреди исторической застройки выглядит почти небоскребом.

* * *
Ранее на этом месте был небольшой двухэтажный дом. Найти его фотографии мне не удалось; но нашлись воспомимнания бывших жильцов, которые я здесь приведу.

"...Дом № 13, Зубовский бульвар, Москва принадлежал купцу Завулонову, после его смерти - его жене. Эта самая "купчиха Завулонова" - родная сестра моего родного деда. Мой папа и мой дядя родились в этом уничтоженном уже доме; я и младший брат - здесь же. Жили в коммунальной квартире на 2-м этаже и никогда не понимали, почему с таким уважением и очень сердечно относились к нам соседи. В детстве нам никто не только не говорил, что мы живем в своем собственном доме (дед был единственный наследник ранее умершей сестры) - но вообще ради нас же сохраняли тайну..."

* * *
Рядом с выходом из метро был маленький одноэтажный магазинчик "Цветы", в основном с домашними цветами в горшках, а также с пальмами; из-за этих пальм в помещении магазина было не очень светло.
Говорят (я сам не видел), что прямо через крышу этого магазина росло дерево.

user posted image
Магазин "Цветы". Фотография ориентировочно 1991-1993 года с сайта http://www.oldmos.ru.

-----
* Находящейся рядом школе 1253 пришлось пожертвовать частью своей территории, так как после строительства офисного здания не было бы возможности организовать пожарный проезд в соседний двор.
Борг
11 октября 2012, 22:15
Четную сторону Зубовского бульвара начинают Провиантские склады - комплекс зданий в стиле ампир. Одно из немногих крупных московских общественных сооружений первой половины XIX века, сохранившихся почти целиком.
До начала стройки здесь располагалась городская слобода с пустовавшими огородными участками и обширными незастроенными владениями бояр Стрешневых возле бывшего Остоженного двора.
Заказчиком строительства выступил Провиантский приказ - ведомство, отвечавшее за снабжение армии провизией.
Провиантские склады были построены в стиле ампир в 1829-1835 гг. Федором Шестаковым с использованием «образцового» проекта Василия Стасова.

user posted image

* * *

user posted image
Фотография, датируемая 1936-1960 годами. Садовое кольцо уже расширено, а первые троллейбусы, заменившие трамваи (на фоне здания можно различить контактную сеть и группу людей на остановке), пошли в 1936-1937 годах.
Борг
12 октября 2012, 10:37
Проект «образцового» провиантского магазина первоначально был создан Стасовым* в 1821 году и повторен им для Москвы. Образцовый проект склада, рассчитанного «на 35 000 кулей», был создан им в Инженерном департаменте в Петербурге в 1821 году и прислан оттуда в Москву перед началом строительства в 1829 году. Авторство проекта Стасову пришлось доказывать архивными исследованиями; до этого его приписывали, в частности, и Жилярди.
Даты возведения складов по некоторым источникам разнятся. Так, например, указывают даты 1829—1831 годы, или же пишут, что «строительные работы продолжались пять лет с 1830 по 1835 год. Весной 1835 года была произведена побелка всех корпусов. Ограды, двери, ставни и решетки были выкрашены черной краской на варёном масле, крыши, желобы и водосточные трубы покрасили в красный цвет».

user posted image
Ансамбль включает 3 однотипных складских корпуса, которые создают парадный фронт застройки площади и улицы Остоженка, а также из здания кордергардии во дворе.

Московские Провиантские склады , которые изначально строились как хранилище запасов продовольствия для расквартированных рядом военных подразделений, в течение века склады использовались по прямому назначению.
В дни революционных событий 1917 г. здания служили одним из пунктов обороны правительственных войск.
В начале 1930-х годов территория и здания Провиантских магазинов были переданы для организации хозяйства автобазы Генштаба РККА. Это полностью нарушило жизнь здания. В 1948 году в процессе историко-архитектурного обследования были выявлены грубые нарушения в эксплуатации зданий Провиантских магазинов — памятника архитектуры, состоящего на особой государственной охране.

* * *
План-чертеж Провиантских складов (ориентировочно - XIX век) позволяет получить представление обо всем комплексе зданий.

user posted image
Комплекс Провиантских складов образован комбинацией трех «образцовых» корпусов, которые образуют цельный монументальный блок.
Здание в глубине двора - кордегардия.


-----
* Хотя Стасов создал проекты зданий, послуживших «строительными ячейками» комплекса, архитектором всего ансамбля является Шестаков. Он расположил массивные корпуса в пространстве тесного, неправильной формы участка, а также стал автором чугунных оград и здания кордегардии, расположенной у задней границы двора.
Борг
14 октября 2012, 14:02
В 2006 году, после подписания соответствующих документов, начался процесс перевода ансамбля Провиантских магазинов из федеральной собственности в муниципальную с последующей передачей его Государственному учреждению культуры города Москвы «Музейное объединение „Музей Москвы“», который был завершен в 2010 году. Начиная с 2008 г. ансамбль зданий начинает функционировать как его выставочная площадка.

«Первым делом мы вывезли с территории комплекса все горючие материалы, сняли 10 слоев асфальта, пропитанного мазутом», — рассказала корреспонденту «РГ» гендиректор музея Галина Ведерникова.

Подразумевалось, что со временем Музей Москвы переедет в помещения Провиантских складов из своего главного здания на Новой площади — бывшей церкви Иоанна Богослова под Вязом, на которую активно претендует РПЦ.

user posted image
"Западный" корпус Провиантских складов.

10 мая 2008 года Юрий Лужков озвучил идею перекрыть двор Провиантских складов*.
В пространстве внутреннего двора предполагалось разместить специальный павильон-атриум для общегородских массовых мероприятий, например: День города, Ночь в Музее, Дни наследия и др.
В октябре 2010 года общественный градостроительный совет принял решение - купола над Провиантскими складами не будет. Также были приняты решения о запрете освоения подземного пространства под Складами и о том, что здания сохраняет за собой Музей Москвы**.

* * *
На фотографии с сайта http://www.oldmos.ru - вид на Провиантские склады "с тыла" (то есть со стороны Кропоткинскрого переулка).

user posted image
Фото датировано приблизительно 1951 годом. Так выглядела автобаза Генштаба.

-----
* 18 июля 2008 года на Общественном совете при мэре Москвы было представлено 5 проектов. Музейный комплекс должен был занять территорию площадью 2,25 гектара, площадь нового корпуса — 26 300 кв. м, а подземной части музея — 19 500 кв. м.
** В настоящее время основным заказчиком работ по реставрации Провиантских магазинов Правительством Москвы определено Мосгорнаследие. Разрабатывается документация для проведения тендера на проект реставрации и приспособления объекта под музейно-выставочные цели.
Борг
15 октября 2012, 13:39
Следующий дом по четной стороне Зубовского бульвара - здание РИА "Новости" (Зубовский бульвар, 4), построенное в 1976-1979 гг. по проекту архитекторов В.К. Антонова, И.М. Виноградского, А.С. Дубровского, Ю.В. Калмыкова, В.М. Орлова и других для пресс-центра Олимпиады-80.
Разработчики проекта здания говорят, что пресс-центр Олимпиады-80 изначально планировался масштабным - под строительство на Садовом кольце выделили участок в 30 тысяч квадратных метров
Для гармоничного сочетания со старинными Провиантскими складами, стоящими по соседству, решено было создать систему сквозных дворов с галереями-переходами по периметру здания. Помимо оборудованных рабочих зон в главном Олимпийском пресс-центре были построены несколько конференц-залов, в том числе и киноконцертная площадка на 780 мест.

user posted image

* * *
Фотография с сайта http://www.oldmos.ru. То же самое место, но ориентировочно в 1935 году.

user posted image
Борг
15 октября 2012, 18:14
Здание РИА "Новости" имеет достаточно развитую подземную часть: до 12 метров в глубину.
Изначально в подвале стояло громоздкое оборудование для системы кондиционирования и энергоснабжения здания. Сейчас на месте холодильных баков и старых компрессоров планируется построить студию для новых телевизионных проектов.

user posted image

Кроме РИА "Новости" в здании находятся офисы Союза журналистов, телеканал "Russia Today" (с арабской и испанской редакциями).

* * *
Здание РПА "Новости" построено в стиле брутализма.
Другие здания в стиле брутализма, построеннные в Москве:

Здание Онкологического центра РАМН (Каширское шоссе, 23, архитектор И.М. Виноградский);
«Дом-корабль», жилой дом на Большой Тульской (Б. Тульская улица, 2, архитекторы В. Воскресенский, В.Д. Бабад и др.);
«Дом-сороконожка», жилой дом на Беговой (Беговая улица, 34, архитектор А.Д. Меерсон).
Дальше >>
Эта версия форума - с пониженной функциональностью. Для просмотра полной версии со всеми функциями, форматированием, картинками и т. п. нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2016 Invision Power Services, Inc.
модификация - Яро & Серёга
Хостинг от «Зенон»Сервера компании «ETegro»