Справка - Поиск - Участники - Войти - Регистрация
Полная версия: Фотографии из Москвы.
Частный клуб Алекса Экслера > Клуб путешественников
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38
Борг
1 апреля 2011, 15:01
Остоженка, 16.
Дом на углу Остоженки и Лопухинского переулка. 16 января (по старому стилю) 1853 года здесь родился философ Владимир Сергеевич Соловьев, сын историка Сергея Михайловича Соловьева.
В этом доме проживал выдающийся советский пианист и педагог Г.Г. Нейгауз (среди его учеников - Эмиль Гилельс, Яков Зак, Святослав Рихтер).
На конспиративной квартире в этом доме в марте 1906 года под видом именин прошло расширенное заседание Московского комитета РСДРП, на котором произнёс речь о подготовке к IV (Объединительному) съезду партии В.И. Ленин. В память об этом событии на здании была установлена мемориальная доска.
Статус памятника истории дом получил именно благодаря последнему событию.

user posted image

Дом благополучно существовал вплоть до конца 2006 года. Еще в 1990-е годы в интерьере сохранялись парадная лестница, филенчатые двери, декоративные элементы интерьера парадных помещений и даже, частично, печи...
А потом началась реконструкция (в ходе которой дом был разобран и собран вновь) и получилось то, что получилось - Арт-музей "Московский дом фотографии"...
P.S.
Об истории дома, его владельцев и обитателей можно прочитать на сайте "Москва, которой нет".
Борг
1 апреля 2011, 23:34
Остоженка,20.
Доходный дом Г.Е. Бойдо (1902 г., архитектор Н.И. Жерихов).
Николай Иванович Жерихов (1870-е гг. - 1916) - московский архитектор, один из выдающихся мастеров эпохи модерна. Происходит из крестьянской семьи. Не получил полноценного архитектурного образования. Несмотря на это, в начале прошлого века Жериков был одним из самых популярных архитекторов Москвы.
За период с 1902 по 1915 годы по его проектам было сооружено 46 доходных домов в дорогих районах Москвы (Арбат, Остоженка, Басманная улица, Мещанская улица). Характерной чертой творчества зодчего можно назвать чрезмерное и порой чересчур экстравагантное украшение фасадов своих построек (украшением одного из построенных им домов - Малый Могильцевский переулок, 5 - служат десятки фигур, высотой в человеческий рост в эротических сценах; в обликах некоторых сатиров угадываются Гоголь, Пушкин и Лев Толстой; Скульптор неизвестен (версия - Л.С. Синаев-Бернштейн, автор фриза "Парнас" на здании музея имени Пушкина), также как неизвестны и мотивы, побудившие заказчика украсить дом подобным образом).
Доходный дом Г.Е. Бройдо на Остоженке, 20 - первое здание, построенное Жериховым.

user posted image

P.S.
По проекту Н.И. Жерихова был построен знаменитый роддом имени Грауэрмана на нынешнем Новом Арбате.
Борг
2 апреля 2011, 15:25
Остоженка, 22.
Казалось бы - обычный дом, кирпичи-кубики, ничего интересного...
Ага...
Доходный дом №22 был построен в 1913 году. К сожалению, в 1930-е годы он лишился лепнины, а в 1960-е стерли глазурь с фасада. Кроме того, дом надстроили еще тремя этажами. Однако сохранились метровые стены, 4-метровые потолки и даже некоторые обитатели.
Здание, когда-то трехэтажное, принадлежало французу-архитектору, его построившему, и купцу Аветисяну, профинансировавшему строительство и занимавшему в доме квартиру. Примечательно, что при советской власти его квартира стала коммуналкой. В ней всегда жил кто-то из его наследников - тех, кто счастливо избежал репрессий. И сегодня этой квартирой владеет внучка домовладельца.

user posted image
Борг
2 апреля 2011, 21:45
Остоженка, 24.
Двухэтажный особняк был возведен в 1830-х годах.
В 1875-1878 гг. архитектор А.Л. Обер перестроил его для купца Е.Е. Карташева.
Свой эклектичный декор особняк приобрел в 1902 году, когда его заново отделывал новый хозяин А.И. Лыжин - сын владельца текстильной фабрики в подмосковной Ивантеевке (в справочнике "Вся Москва за 1901 г." значится, что его отец Иван Лыжин владел торговым домом "Лыжин Ив. и сыновья" в Черкасском переулке в доме Кознова, торговавшим сукном; домом по Остоженке владели два сына Ивана Лыжина - Александр и Владимир - потомственные почетные граждане, наследники).
Кстати, вполне вероятно, что к декору 1902 г. приложил руку сосед - Л.Н. Кекушев (обратите внимание на форму окон первого этажа и сравните с находящимся практически напротив домом 19).
(источник информации - community.livejournal.com/ul_ostozhenka).

user posted image
Борг
3 апреля 2011, 12:35
По адресу Остоженка, 36 ( Еропкинский переулок, 2) в 1889-1890 гг. выстроено здание по проекту архитектора Я.И. Антонова. Это красивое здание, элементами которого являются московское узорочье XVII века. Неповторимость его облику придает сложный узор переплетов окон второго этажа, более нигде не встречающийся.
В свое время здесь располагался Московский совет детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны. В 1892 году на третьем этаже приюта был открыт Сергиевский храм.
В ноябре 1896-м церковь освящена во имя небесного покровителя великого князя Сергия Александровича. Однако, после революции, как и большинство храмов, церковь Сергия Радонежского была упразднена в двадцатом году прошлого столетия. Интерьер церкви не сохранился, а все имущество передали в действующие церкви. Позже здание изменялось и было надстроено.
Во времена Советской власти здесь находился "Дом матери и ребенка". В настоящее время в бывшем приюте расположен факультет экономики и права МГЛУ. (источник информации - www.apartment.ru).

user posted image
Борг
3 апреля 2011, 21:47
Остоженка, 38.
Красивое здание выросло на месте палат, возведённых в 1720-1730 годы придворными Петра I. Почти полвека спустя здесь уже появился двухэтажный дом-усадьба сенатора, а позже генерал-губернатора П.Д. Еропкина.. В этом двухэтажном здании на верхнем этаже была устроена первая домовая церковь для нужд жильцов и гостей особняка. В 1806 году здание было передано для размещения в нём Императорского коммерческого училища, основанного в 1804 году для обучения в нём купеческих и мещанских детей.
После пожаров, устроенных в 1812 году в Москве французами, здание было перестроено, к его западному торцу сделали пристройку, а главный корпус надстроили третьим этажом. В результате получилось большое трёхэтажное здание, украшенное торжественным десятиколонным портиком.
В настоящее время в этом здании по адресу улица Остоженка, дом 38, расположен Московский государственный Лингвистический университет имени Мориса Тореза.
Выпускниками вуза в разное время были:
Иванов, Игорь Сергеевич - Министр иностранных дел РФ с 1998 по 2004 гг.
Шарапова, Арина Аяновна - телеведущая, журналист.
Шукшина, Мария Васильевна - киноактриса.
Гусев, Виктор Михайлович - спортивный комментатор Первого канала.
Кожухов, Михаил Юрьевич - телеведущий, программа "Вокруг Света".
Кир Булычёв - знаменитый советский писатель-фантаст.
Володарский, Леонид Вениаминович - известный переводчик, писатель, радиоведущий.
Засурский, Ясен Николаевич - литературовед, президент журфака МГУ.
Новодворская, Валерия Ильинична - училась в 1968-1969 гг., была исключена из вуза за антисоветскую деятельность.

user posted image

Интересна история домовой церкви Коммерческого училища, которая первоначально была размещена на втором этаже в помещении, где раньше располагалась спальня. Церковь освятили зимой 1817 года во имя святой Марии Магдалины, в честь вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, под чьим патронажем находилось тогда училище. Во время грандиозного ремонта, который проводился в 1854 году, эта домовая церковь была перенесена в другое, более подходящее помещение, а в 1919 году она была ликвидирована большевиками.
До середины 90-х годов двадцатого века Мариемагдалининская домовая церковь была скрыта от посторонних взглядов толстым слоем штукатурки и краски, нанесённых прямо на расписанные стены. В её помещении, расположенном напротив актового зала, проходили заседания учёного совета университета. Когда от ветхости, штукатурка осыпалась, глазам изумлённых зрителей открылись иконы и библейские сюжеты, выполненные в технике станковой живописи. Эксперты-искусствоведы, приглашённые из Третьяковской галереи и Пушкинского музея, предполагают, что эти росписи могли быть созданы знаменитыми художниками В.М. Васнецовым и М.В. Нестеровым.
В результате проведения в храме Марии Магдалины реставрационных работ были вскрыты мраморные интерьеры и кованые решётки, почти не пострадавшие от времени.
(источник информации - www.apartment.ru).
Борг
4 апреля 2011, 09:41
Хозяйкой особняка на Остоженке (ныне - дом 37/7 строение 1) с 1839 по 1851 год была мать выдающегося русского писателя И.С. Тургенева , Варвара Петровна Тургенева, урождённая Лутовинова, человек яркий и неординарный, бывшая, бесспорно, центральной фигурой в семье Тургеневых. Родилась Варвара Петровна спустя месяц после смерти своего отца, а детство и юность, проведенные в доме отчима, ознаменовались различными притеснениями. Однако, вопреки всему, Варвара Петровна смогла стать одной из наиболее богатых невест края, объединив в своих руках наследство всех ветвей рода Лутовиновых.
Не получившая систематического образования, Варвара Петровна всё же была довольно образованным человеком, по меркам тех лет и неплохо разбиралась в искусстве. В круг её знакомых входили представители "золотого века" русской поэзии - Пушкин, Баратынский, Жуковский. Считается, что действие повести "Муму" происходит в стенах именно этого особняка и у Крымского брода, находящегося неподалёку, в паре сотен метров от него. Здание было сильно перестроено, сохранился только холл. В 2009 г. здесь открыт музей И.С. Тургенева, где экспонируются, в частности, записка писателя скрипачу Леонару Юберу, посмертная маска Тургенева, слепок с его руки, нотный альбом возлюбленной писателя Полины Виардо, его письма к В.Г. Белинскому, Н.А. Некрасову, К.С. Аксакову и И.С. Аксакову.

user posted image
Борг
4 апреля 2011, 16:37
Легко заметить, что на предыдущей фотографии заглядывает в кадр и просит, чтобы про него рассказали дом 37 строение 2 по Остоженке.
А почему бы и нет, подумалось мне. Тем более - есть что рассказать...
Пятиэтажное здание по адресу Остоженка, 37 строение 2 было возведено в 1901 году архитектором Н. Какориным. Дом принадлежал Московскому совету детских приютов. Здесь находились учебные мастерские ремесленного приюта имени Великого князя Сергея Александровича.
Это необыкновенное "узенькое" здание в русском стиле с двумя одинаковыми фасадами, выходящими на улицу и с левой стороны; правый боковой фасад - глухой, он примыкает к соседнему владельческому участку.

user posted image

Изначально постройку венчала высокая четырехскатная крыша с гребнем, отсюда второе шуточное название дома - "скворечник".
Сейчас в здании расположены: ГУП ГДЕЗ "Остоженка", АНО Центр ремесел "Славич", мужская парикмахерская ООО "Авель-1". Хорошее название у парикмахерской.
(источник информации - www.apartment.ru).
IDA
4 апреля 2011, 21:31

Борг написал:

Ах, какие дома! Рассматриваю их, как произведения искусства, - по несколько раз...    Спойлер!
И всю неделю, хотя и молча. 3d.gif Думаю, как и многие посетители.

А все знакомые, по книгам, исторические личности стали ближе благодаря вам, Борг. smile4.gif
IDA
4 апреля 2011, 21:36

Борг написал: мужская парикмахерская ООО "Авель-1". Хорошее название у парикмахерской.

Да уж... haha.gif
Борг
4 апреля 2011, 23:48

IDA написала:
Ах, какие дома! Рассматриваю их, как произведения искусства, - по несколько раз...       Спойлер!
И  всю неделю, хотя и молча. 3d.gif Думаю, как и многие посетители.

А все знакомые, по книгам,  исторические личности стали ближе благодаря вам, Боргsmile4.gif

smile.gif
Борг
5 апреля 2011, 00:08
Остоженка, 4.
Главный дом усадьбы Римских-Корсаковых, старинного дворянского рода, к которому относился выдающийся композитор Н.А. Римский-Корсаков.
Дом построен в 1816 году, в основе его - палаты начала-середины XVIII века (дом существовал как минимум в 1740 году, но есть документальные свидетельства, что стоял он уже и в 1717-м).
Внутри сохраняются остатки убранства парадных интерьеров второй половины XIX века – старинные печи, карнизы, лепнина. По данным историко-архитектурных исследований, Петр Ильич Чайковский жил в этом доме в 1889 году, в пору работы над “Спящей красавицей”. Великий русский композитор был не единственным знаменитым жильцом этого дома. В 1850-е годы здесь жили знаменитый в те времена актер Малого театра, «блистательно веселый комик» С.В. Васильев и его жена, также популярная актриса Малого театра. Сам А.Н. Островский называл его соратником и “самым желанным исполнителем”.
(источник информации - http://www.archnadzor.ru)

user posted image

Сейчас скорее всего дом пойдет под снос - на его месте будет торговый комплекс...
Борг
5 апреля 2011, 12:30
На улице Остоженка, 25 расположен Центр оперного пения Галины Вишневской и жилой комплекс "Опера хаус".
Театрально-концертный комплекс построен по проекту М. Посохина и находится в престижном историческом центре Москвы. В здании представлен удивительный зал в итальянском стиле на 336 зрительских мест, оснащенный современным оборудованием.
В 2002 году состоялось торжественное открытие Центра оперного пения под руководством Галины Вишневской, которое стало знаменательным событием в истории оперного искусства России.

user posted image

Но несколько огорчает другой момент - здание построено на месте единственного на Остоженке сквера с нарушением регламента, то есть выше, чем было заявлено первоначально и в обход ограничений, установленных для заповедной зоны города.
Но смотрится солидно, да.
Борг
5 апреля 2011, 18:19
Остоженка, 21.
Дом знаменитого архитектора Льва Николаевича Кекушева (1862 - дата смерти точно не установлена, 1916-1919), выстроенный по проекту самого хозяина дома ( по другой информации - особняк А.И. Кекушевой) при участии В.С. Кузнецова).
Особняк, строительство которого было завершено в 1902 году, выполнен похожим на средневековый замок и увенчан небольшой островерхой башенкой. Изначально фронтон, выходящий на Остоженку, был увенчан трехметровой скульптурой льва, служившей своеобразной авторской подписью (в том или ином виде лев всегда присутствовал в постройках архитектора), которая до нынешнего времени не сохранилась (также, к сожалению, утрачены многие детали внешней отделки особняка, а уцелевшая лепнина, имевшая ранее темный, контрастирующий со стенами цвет, выбелена).

user posted image

Естественно в литературе не могли обойти стороной столь красивое здание. Много говорят и спорят об адресах романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Существует много версий и толкований по поводу того, например, где был "готический особняк" Маргариты. Некоторые исследователи считают, что это и есть дом на Остоженке (в этом доме жила сестра Е.С.Булгаковой - третьей жены писателя, а в том, что именно Елена Сергеевна стала прототипом Маргариты, в основном, не сомневаются; кроме того, есть еще одна веская причина, думать, что Маргарита жила именно здесь - рядом, в Мансуровском переулке, находится предполагаемый "домик Мастера"). Впрочем, эта версия не выглядит очень убедительной.
Борг
5 апреля 2011, 23:16
Остоженка, 40.
Еще один доходный дом начала прошлого века стоит на углу Остоженки и Померанцева переулка.
Этот доходный дом был построен в 1914 году по проекту архитектора
Н.И. Жерихова (кроме этого дома по проекту Н.И. Жерихова на Остоженке построен дом 20).
Этот дом считался очень престижным, так как его построили рядом с бывшим дворцом градоначальника Москвы П.Д. Еропкина (конец XVIII в., архитектор М.Ф. Казаков); в этом здании после 1812 года помещалось знаменитое Коммерческое училище, в котором обучалась элита того времени (здесь учились знаменитый русский историк С.М. Соловьев, писатель И.А. Гончаров, ученые братья Н.И. Вавилов и С.И. Вавилов и многие другие).

user posted image

Напротив дома до 1930-х гг. стояла церковь Успения Богородицы. В средние века она служила храмом подмосковного села Семчинского, не раз упоминавшегося в летописях и духовных княжеских грамотах (упоминание в духовном завещании Василия Темного 1462 года).
Борг
6 апреля 2011, 10:27
По адресу Остоженка, 51/10 расположена городская усадьба Н.О. Косыревой (Абрикосовых), возведенная в 1820-е годы (изменялась и перестраивалась в 1873; 1914 г, архитектор С.Е. Чернышев).
Это неоклассический дом с четырехколонным ионическим портиком и мезонином, огороженный оградой с воротами. Здание отражает стиль московского ампира послепожарной застройки. За главным домом находятся хозяйственные постройки.

user posted image

Сейчас здесь - Бюро по связям с общественностью и средствами массовой информации Службы внешней разведки Российской Федерации (Пресс-бюро СВР).
Борг
6 апреля 2011, 16:36
...Свернем в Соймоновский проезд (получивший название по фамилии домовладельца второй половины XVIII века, тайного советника Михаила Федоровича Соймонова, одного из организаторов горного дела в России), соединяющий начало Остоженки с Пречистенской набережной.

user posted image
Борг
7 апреля 2011, 00:34
...Дойдя до Москвы-реки, поглядим на остров Балчуг и "Красный Октябрь" (датой основания фабрики считается 1851 год, когда на Арбате открылась небольшая мастерская по производству шоколада и конфет Теодора Фердинанда фон Эйнема, в которой работали всего четыре мастера )...

user posted image
Борг
7 апреля 2011, 09:16
...Бросим взгляд на Патриарший мост (открыт в 2004 году, расположен напротив храма Христа Спасителя, пересекая Москву-реку и соединяя Пречистенскую и Берсеневскую набережные; сооружен по проекту архитектора М. Посохина, художника З. Церетели и инженеров А. Колчина и О. Чемеринского)

user posted image
Борг
7 апреля 2011, 16:30
Дом Перцовой (Перцова) - доходный дом, расположенный на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной, построенный архитекторами Н.К. Жуковым и Б.Н. Шнаубертом в 1905-1907 гг. по эскизам художника С.В. Малютина.

user posted image
Борг
8 апреля 2011, 00:10
Дом включал в себя квартиры, а также мастерские художников в верхней мансардной части здания.
Декор фасадов "населён" причудливыми мифологическими существами, сказочными животными и растениями. Первоначально парадные помещения в квартире хозяев украшали деревянная резьба и росписи. Сохранились резные украшения наружных дверей, лестничных перил и дверей квартир, убранство парадной лестницы.
С.В. Малютин участвовал в закрытом конкурсе, устроеннном П.Н. Перцовым; несмотря на то, что его проект занял второе место - хозяину дома он понравился больше других. На этом проекте П.Н. Перцов и остановил выбор, поручив С.В. Малютину переработать конкурсный проект.
"...С.В. взял в нем за основу существующую постройку - трехэтажный ящик с небольшими оконными отверстиями, нанес на него четвертый этаж с большими окнами комнат-студий для художников и с интересным балконом под золотым куполом под названием "Беседа Царицы" и пристроил к нему по набережной четырехэтажный особняк и по переулку - особый отлетный корпус со стильно разработанным главным подъездом, богато покрытым майоликовой живописью. Все здание завершалось высокими отдельно разработанными крышами, а стены и фронтоны дома были богато украшены пестрой майоликой. Эскиз получился в высшей степени интересным, красочным и крайне оригинальным - в сказочно-былинном стиле. Я пленился им и договорился с С.В., что он переработает проект, приспособив его к заданному плану. Острый угол к переулку представлял из себя немалое затруднение для его разработки, но С.В. талантливо разрешил вопрос, допустив некоторое уклонение от нормальной архитектурной проектировки, и угол этот получился особенно интересным..." (из воспоминаний П.Н. Перцова).

user posted image
Борг
8 апреля 2011, 10:29
Фактически дом состоял из хозяйской трехэтажной квартиры, выходящей окнами на Москву-реку и имеющей собственный вход и доходной части.

Хозяйская квартира.
user posted image

Вход в хозяйскую квартиру.
user posted image
Борг
8 апреля 2011, 16:24
В подвале с 1908 по 1912 год размещалось артистическое кабаре "Летучая мышь", где мхатовские знаменитости пробовали себя в неожиданных амплуа: В.И. Качалов - в роли циркового борца, О.Л. Книппер-Чехова - парижской шансонетки, В.И. Немирович-Данченко дирижировал любительским оркестром, К. С. Станиславский демонстрировал "чудеса черной и белой магии"...

Фотографий этого замечательного кабаре у меня нет, поэтому - еще один вид на дом Перцовой... wink.gif

user posted image

P.S.
Младшая дочь П.Н. Перцова, Зинаида Петровна вспоминает: "...Позднее Троцкий переехал в нашу личную квартиру, представлявшую из себя особняк в 4 этажа, и уже в изгнании я прочла мемуары одного английского дипломата, описывающего пышный прием, данный Троцким для дипломатического корпуса. Дипломат восторгался его замечательным вкусом! Я поспешила написать наивному автору, что все поразившие его картины, статуи, вазы и мебель были собственностью моего отца..."
P.P.S.
Очень интересный и подробный рассказ Д. Перцова, внука П.Н. Перцова можно прочитать здесь.
Фотографии интерьеров дома можно посмотреть здесь.
Борг
8 апреля 2011, 23:39
Посмотреть на дом Перцова и не обратить внимание на стоящий в двух шагах особняк И.Е. Цветкова ( дом 29 по Пречистенской набережной; построен в 1901 году, архитекторы В. М. Васнецов и В.Н. Башкиров; ремонт в 1917 году осуществлён архитектором В.Д. Глазовым) - было бы странно, не правда ли?
Этот дом строился специально для размещения художественной галереи Цветкова (известного московского коллекционера русской живописи), подаренной им в 1903 г. вместе с домом Москве. Первоначально (1899) проект разрабатывался архитектором Л.Н. Кекушевым, однако осуществлен не был. Отдельные его мотивы, например гигантской "бочки-крыши", в дальнейшем использованы В.М. Васнецовым, возможно выполнившим проект фасадной декорации. Предпочтение Васнецова могло быть вызвано желанием честолюбивого владельца составить конкуренцию Третьяковской галерее, фасад которой как раз в это время (1900-1905) перестраивался этим художником. Небольшое двухэтажное здание галереи напоминает сундучок, богато украшенный деталями древнерусского зодчества XVII в. - характерными по форме (хотя и несколько модернизированными) наличниками, филенками с многоцветными изразцами, преувеличенно широким поясом "поребрика" над окнами второго этажа, узорными подзорами (в настоящее время не существуют). Впечатлению нарядности способствовала и контрастная окраска здания - все выступающие над гладью стены декоративные детали окрашены в белый цвет. Благодаря имени Васнецова, а также некогда занимаемому месту в культурной жизни Москвы рубежа веков здание - заметная московская постройка в "русском" стиле.

user posted image

В марте 1942 года для приема французских частей, воевавших на советско-германском фронте, в Москву прибыл генерал Эрнест Пети, назначенный Национальным комитетом "Сражающаяся Франция" главой Военной миссии в СССР. Генералу и его помощнику по вопросам авиации капитану Альберу Мирле был выделен бывший особняк Цветкова. Вопреки распространенному мнению, штаб-квартиры "Нормандии-Неман" здесь никогда не было, но все вопросы по ее делам, несомненно, шли через Военную миссию.
И вполне естественно, что именно здесь, на стене старого особняка, помещена беломраморная мемориальная доска с фамилиями 42 французских летчиков, погибших в русском небе в борьбе с фашизмом. Под этой доской расположена другая, из темно-серого гранита, на которой высечено: "Вы жили недолго, но ярко" - скупой воинский салют русских летчиков своим французским собратьям.
Французская военная миссия находится в доме по сей день.
Борг
9 апреля 2011, 21:09
Продолжая нашу неспешную прогулку по Москве, окинем быстрым взглядом те места на Остоженке, которые не вошли в предыдущие выпуски.
Остоженка, 1, дом на углу Остоженки и Соймоновского переулка. Дом построен архитектором Н. Поповым в раннесоветские времена - времена общей экономии, что и отразилось во внешнем облике дома. Зато... Зато здесь находились редакции Большой советской, медицинской и технической энциклопедий.

user posted image
Борг
10 апреля 2011, 07:34
Неказистый с виду дом 26 по Остоженке (построен в 1837 г.), в нем в XIX веке жили актеры Лавровы, Сабуровы, Васильевы.
Часть этого дома занимает посольство Грузии.

user posted image
Борг
10 апреля 2011, 17:57
Остоженка, 47 - дом причта церкви Успения на Остоженке, (1913 г., архитектор И.П. Машков.).

user posted image
Борг
11 апреля 2011, 08:20
Два грузинских ресторана, находящихся на Остоженке, делают более понятным местонахождение посольства Грузии - между ними.
"Генацвале" - Остоженка, 14.

user posted image

Ресторан "Тифлисский дворик" - Остоженка, 32, за зданием гостиницы "Кебур-Палас" (бывшая "Тифлис").

user posted image
Борг
11 апреля 2011, 15:44
...И выйдя из метро, оказываемся на улице Маросейка (улица названа по находившемуся в этих местах малороссийскому подворью; впоследствии название исказилось).
Дом номер 5 - Храм Святителя Николая в Кленниках.

user posted image

...Еще в 1468 г. на этом месте великий князь Иван III в память о сильном пожаре, разбушевавшемся в этих местах, но так и не перекинувшемся на Кремль, построил церковь во имя преподобного Симеона Дивногорца.
Каменный Никольский храм появился здесь в 1657 г. Народ сразу окрестил его отличительным названием "Никола на Покровке в Блинниках" - рядом находились славящиеся пылом и жаром китайгородские блинные. Впоследствии, уже в XVIII в., название, по одной версии, для удобства произношения, трансформировалось в "Никола в Кленниках". По другой - было переименовано так в честь бывшей неподалеку кленовой рощи.
В 1690 г. надстроили верхний этаж (Казанской иконы Божией Матери). От первоначального здания сохранился лишь высокий подклет, послуживший основанием для нового храма, строительство которого началось после пожара в 1701 г. Тогда верхнюю часть храма разобрали, надстроили высоким верхним помещением с алтарем и притвором. С юга пристроили новый придел Казанской иконы Божией Матери. В 1749 г. построили 3-ярусную барочную колокольню и частично перестроили фасады церкви.
* * *
В 1910-е годы в церкви священствовал  о. Алексей Мечёв, причисленный к лику святых Русской православной церкви в 2000 году. У о. Алексея бывали о. Павел Флоренский, философ Н.А. Бердяев, профессор С.И. Кузнецов, поэт Г.И. Чулков, искусствовед С.Н. Дурылин, скульптор А. С. Голубкина, художники М. Н. Нестеров и Л.А. Бруни, иконописец М.Н. Соколова (монахиня Иулиания; группа иконописцев под руководством монахини Иулиании трудилась здесь  в 1920-е годы; после ее кончины в в 1980 году кружок продолжал существовать под руководством ее преемников вплоть до 1988 года, когда на его основе при Московских духовных школах была создана Иконописная школа).
Церковь закрыта в 1931 году, храм и колокольня были обезглавлены. В храме разместили сначала склад, а позднее - кабинеты ЦК ВЛКСМ.
В 1990-м году храм был возвращён РПЦ, были восстановлены главы, кресты и внутреннее убранство. Проходят регулярные богослужения.
Борг
11 апреля 2011, 20:47
Еще один вид на Храм Святителя Николая в Кленниках. wink.gif

user posted image
Суслик
11 апреля 2011, 22:02
Последние страницы прекрасны. smile4.gif
Борг
11 апреля 2011, 22:44

Суслик написала: Последние страницы прекрасны.  smile4.gif

Спасибо. smile.gif
Борг
12 апреля 2011, 08:24
Обратим внимание на дом, стоящий рядом с Храмом Святителя Николая в Кленниках. Это здание бывшего ЦК бывшего ВЛКСМ (Маросейка, 3/Лубянский проезд, 13). И хотя фотография не слишком удачна с точки зрения изображения собственно здания ЦК - я не мог пройти мимо.

user posted image

Здание бывшего ЦК ВЛКСМ построено в 1928-1929 гг. по проекту архитектора В.Д. Цветаева. В его основе "спрятаны" корпуса Николо-Угрешского подворья начала XIX в. Первоначально оно называлось "Дом трестов". С 1935 г. в здание въехал ЦК ВЛКСМ. В мае 1990 г. его "жители" образовали Российский Союз Молодежи.
Угловая часть конструктивистского здания, выходящая на улицу Маросейка, приподнята над основным объемом, закруглена и "работает" одновременно на две стороны. Закругление подчеркнуто прямоугольными балконами, выходящими углом в сторону перекрестка. Внизу угловая часть обработана полукруглыми колонками без баз и капителей. Со стороны Лубянского проезда перед округлением на высоту четырех этажей тянется вертикальный витраж, характерный для модерна и конструктивизма. Верхняя, приподнятая часть здания напоминает капитанский мостик, отчего все здание вызывает отдаленные ассоциации с кораблем.

* * *
Интересны взаимоотношения ЦК ВЛКСМ и церкви. С точки зрения истории и общественных настроений, если позволите.
В 1928-1929 гг. здание возведено на месте и на основе Николо-Угрешского подворья. После закрытия Храма Святителя Николая в Кленниках в 1931 году в нем размещались кабинеты работников ЦК ВЛКСМ.
А в 90-е годы XX века "колесо повернулось" в другую сторону - правительство Москвы постановило "Передать в безвозмездное пользование религиозному обществу церкви святителя Николая в Кленниках строение 7 по ул. Маросейка, д.3".
Борг
12 апреля 2011, 14:59
Следующий дом по нечетной стороне - дом номер 7.
Здание Товарищества печатания, издательства и книжной торговли И.Д. Сытина, построено архитектором А.Э. Эрихсоном в 1912-1913 годах и перестроено по его же проекту в 1914-1917 гг.
Это одно из самых высоких зданий на Маросейке, а на момент постройки - было самым высоким на улице.
В здании на Маросейке располагались контора и склад книжного издательства И.Д. Сытина.

user posted image

Иван Дмитриевич Сытин, выходец из костромских крестьян, стал к концу XIX века крупнейшим издателем, выпускавшим дешевые и хорошо изданные учебники, детские книги, сочинения классиков, православную литературу, журнал "Вокруг света" (его Сытин купил в 1891 и журнал становится излюбленным чтением русского юношества, в качестве литературных приложений журнал печатал классиков мировой литературы М. Рида, Ж. Верна, А. Дюма, В. Гюго, Конан-Дойла и др.), газету "Русское Слово" (с 1895, к 1917 ее тираж достиг 1 млн. экз. - фантастической цифры для того времени). С 1895 года он стал издавать "Библиотеку самообразования". Всего в ней было выпущено 47 книг по истории, философии, экономическим наукам, естествознанию.
В 1904 по проекту того же А.Э. Эриксона на Пятницкой было выстроено большое 4-х этажное здание типографии с современным оборудованием (нынешняя Первая Образцовая).
После установления в стране советской власти все предприятия И. Д. Сытина были национализированы, а он сам выполнял различные работы по поручению правительства - организовывал выставку российских картин в США, вел переговоры о концессиях с Германией.
В 1928 году ему была назначена персональная пенсия (фактически - И.Д. Сытин - первый в СССР персональный пенсионер), а за его семьёй была закреплена двухкомнатная квартира.
Борг
12 апреля 2011, 21:12
Обратим внимание на начало четной стороны Маросейки.
Угловой дом (Маросейка, 2/15 строение 1, Лубянский проезд, 15/2) - главный дом обширной усадьбы графини В.П. Разумовской, в состав которой входила земля упраздненной в 1777 году церкви Покрова. Законченный в 1796 году дом относится к распространенному в период классицизма типу построек, оформлявших углы двух улиц - основой композиции служит угловая ротонда с бельведером, к которой примыкают трехэтажные крылья. В 1864 году была частична изменена деталировка фасадов, в 1894 году были перепланированы интерьеры и в первом этаже появились торговые помещения.
В 1975 году в дому устроен вестибюль станции метро "Китай-город".
Дом этот, надо сказать, был построеен по весьма печальному поводу: муж предложил графине Разумовской расстаться навсегда и жить отдельно.
Дворец Разумовской упомянут в "Войне и мире" на страницах, описывающих Москву перед приходом французов: "У угла Маросейки, против большого с запертыми ставнями дома, на котором была вывеска сапожного мастера, стояли с унылыми лицами человек двадцать сапожников, худых, истомленных людей в халатах и оборванных чуйках."
По приходу французов дом занял наполеоновский маршал Мортье, назначенный военным губернатором Москвы (после ухода французов из Москвы в городе остался трёхтысячный арьергард во главе с Мортье для взрыва Кремля; полностью намерение Наполеона осуществить, к счастью, не удалось).
Купленный впоследствии купцами, дом подвергся переделкам, но основные его линии сохранились. После революции тут было общежитие Центросоюза. Адрес "Маросейка, д. 2/15, общежитие Центросоюза" встречается в одном из писем В.И. Ленина; затем в доме располагался Институт востоковедения имени Нариманова. В 1971 году тут открылось весьма уютное, стилизованное под старину кафе "Маросейка".

user posted image
Борг
13 апреля 2011, 08:13
Следующий по четной стороне дом 2/15 - доходный дом купцов Еремеевых с номерами и гостиницей, перестроенный в 1852-1854 гг. из флигеля усадьбы В.П. Разумовской постройки 1797 года.

user posted image
Борг
13 апреля 2011, 14:16
Именно на месте владения номер 9 по Маросейке в 1669-1730 гг. находилось Малороссийское подворье, давшее название улице (сохранилась запись в Малороссийском приказе "О покупке в казну брусяных хором боярина А.С. Шеина и о перевозе их на гетманское и Малороссийское подворья на улицу Маросейку", датированная 1690 годом).
Здесь останавливались приезжавшие с Украины (Малороссии) дипломаты, купцы, церковные деятели. В середине XVIII в. владение принадлежало греку Бубуке, сдававшего его в наем. В 1820-е гг. дом снимал весьма известный в светских кругах сенатор, тесть поэта Дельвига, М. А. Салтыков, у которого бывал А. С. Пушкин и про которого он писал Дельвигу: "Кланяйся от меня почтенному, умнейшему Арзамасцу, будущему своему тестю, а из жены сделай Арзамаску непременно".
Сегодня от подворья практически ничего не осталось. Его часть, скорее всего, вошла в объем построенных здесь доходных домов (комплекс доходных домов П.А. Хвощинского - О. Н. Булыгиной).
В XIX веке в доме на углу Маросейки и Златоустьинских разместился один из известнейших московских гастрономов - магазин купца А.Д. Белова. "На доме Хвощинского красуется золотая вывеска, отмеченная свиной головой: такова странная эмблема гастрономии, которою отличил ее купец Белов..."
Угловой дом с посудным магазином Дютфуа (обратите внимание на панно непосредственно над угловым входом) возведен в 1872 году (архитектор А.Л. Обер). Особый интерес в этом эклектичном здании представляет керамические изразцовые панно в простенках между витринами. На жемчужно-серой плоскости панно изображены переплетенные между собой розовые ленты и белые бусы с бирюзовыми подвесками. Подобный рисунок панно, навеянный мотивами графики художников "Мира искусства" и линеарной эстетикой стиля модерн начала XX века, нигде более в Москве не встречается.
В 1893 году к перестройке части дома приложил руку талантливый архитектор А.И. Иванов-Шиц., а в 1910 году фасады дома еще раз переделывались. Архитектором П.Л. Щетининым.

user posted image
Борг
13 апреля 2011, 21:43
Маросейка, 11 - Знаменитый "дом Нарышкина-Рагузинских".
Официальное название - "Малороссийское подворье, XVII-XVIII вв. Надстройка 3 этажа и оформление уличного фасада нач. XIX в.".
В основе здания - палаты, выстроенные в конце XVII в. для В.Ф. Нарышкина. Первоначально двухэтажное здание было выстроено в духе московского барокко. На втором этаже находился зал, занимавший всю ширину здания. Предполагается, что верхний, третий ярус образовывали деревянные жилые «хоромы», к которым вела наружная лестница. В 1702-1707 гг. по распоряжению Петра I в палатах помещалась школа пастора Э. Глюка. После пожара 1707 г. усадьбу получил во владение С.Л. Рагузинский. Именно при нём был надстроен третий этаж с общей равновысокой кровлей. Сохранилось прежнее деление стены на прясла, не всегда равные и с разнообразным ритмом окон. Поражают нарядные формы декора: сдвоенные колонки на постаментах, наличники, узорчатый карниз над вторым этажом и балюстрада галереи-гульбища. Всё это обусловило живописность здания, которое заметно выделялось среди окружающей застройки того времени. Ныне существующая объёмная композиция здания, скорее всего, окончательно сложилась в середине XVII- второй половине XVIII вв. С 1764 г. домом владел М. Д. Кантемир (капитан-поручик лейб-гвардии Преображенского полка, сын Д.К. Кантемира.), а позже - фельдмаршал Н.В. Репнин. В этот период надстраивается кирпичный верхний этаж, сооружены боковые крылья с домовой церковью. Сдержанный тон архитектурных решений, зафиксированных в альбомах известного архитектора М.Ф. Казакова, свидетельствуют о том, что фасад был декорирован в стиле барокко. В 1825 г. здание перешло во владение Человеколюбивого общества. Общество, к которому перешел дом, открыло в нем богадельню, лечебницу для приходящих и училище для бедных девиц, а впоследствии Елисаветинскую женскую гимназию.

user posted image

В результате реставрационных работ (1832-1833 гг.) на уличном фасаде был полностью сбит барочный декор и создано ныне существующее оформление в стиле ампир с лаконичными гипсовыми орнаментальными деталями на гладкой поверхности стен. Со стороны же двора были восстановлены фрагменты наружного убранства "большой палаты" - белокаменные наличники и консоли конца XVII в.
(источник информации - www.apartment.ru).
Борг
14 апреля 2011, 09:25
Спасоглинищевский переулок - получил название в XVIII веке по церкви Спаса Преображения "в Глинищах", которая стояла в Малом Спасоглинищевском переулке и впервые упоминается в 1460 году.

user posted image
Борг
14 апреля 2011, 15:34
Еще один вид на Большой Спасоглинищевский переулок.
Справа - доходный дом А.К. Расторовой (дом номер 6; построен в 1912-1914 гг.; архитектор Д.М. Челищев; после 1917-го дом отдали в ведении ЦК КПСС, как и многие доходные дома в округе).

user posted image
Борг
14 апреля 2011, 21:01
Маросейка, 10.
Доходный дом Р. А. фон Кольбе построен в 1899 году (по другим данным, в 1901 году) по проекту архитектора Э. С. Юдицкого, имевшего в Москве обширную архитектурную практику. Верхние два этажа доходного дома надстроены в 1932 году.
Стоит отметить, что в 1897-1901 гг. здесь жил выдающийся физик П. Н. Лебедев - основатель первой в России научной физической школы, профессор Московского университета с 1900 по 1911.

user posted image

Пётр Николаевич Лебедев впервые получил и исследовал миллиметровые электромагнитные волны. Открыл и измерил давление света на твёрдые тела и газы, количественно подтвердив электромагнитную теорию света.
Имя Лебедева носит Физический институт РАН, кратер на обратной стороне Луны и улица на территории МГУ на Воробьевых горах.
Джинджер
15 апреля 2011, 07:56

Суслик написала: Последние страницы прекрасны

Абсолютно согласна! Надолго зависла, любуясь.
Борг
15 апреля 2011, 08:19

Джинджер написала:
Абсолютно согласна! Надолго зависла, любуясь.

smile.gif
Борг
15 апреля 2011, 08:26
Маросейка, 12.
Здание Товарищества резиновой мануфактуры "Треугольник" в Москве построено в 1913-1914 гг. Архитектор М.С. Лялевич.
Дом производит немосковское впечатление. Оно не обманывает: Лялевич, в основном, строил в Петербурге - перед нами северный вариант классического модерна.
Раньше на этом месте стояли старинные Куракинские палаты.

user posted image

После революции здесь располагался Резинотрест, потом Министерство химической промышленности СССР, затем - Министерство машиностроения СССР.
В послесоветские времена здание занимала Федеральная служба налоговой полиции (помните сериал "Маросейка, 12"?), а сейчас располагается Служба по контролю за оборотом наркотиков.
Борг
15 апреля 2011, 14:38
Маросейка, 14 - Церковь Космы и Дамиана на Маросейке (1791-1793 (отделка закончена к 1803 году), архитектор М.Ф. Казаков).
"...На темном фоне стекляняой призмы - высокого министерского здания 1972 года постройки - четко вырисовываются оригинальные контуры бывшей церкви Косьмы и Дамиана (1793-1803 гг., архитектор М. Ф. Казаков). Талантливый мастер как бы сложил этот храм из простейших геометрических фигур - цилиндров и полусфер. Гармоническое сочетание объемов придает этому небольшому сооружению теплоту и очарование. В 1958 году памятник подвергся реставрации, в 1972 году вокруг него установлена ограда..." (Ю. Федосюк, "Москва в кольце Садовых").

user posted image
Борг
15 апреля 2011, 23:44
Деревянная церковь на месте нынешней упоминается сгоревшей в 1547 и 1629 годах. Старая каменная церковь, стоявшая на месте нынешней, упоминается в летописи в 1639 году.
Церковь выстроена на месте древней обветшавшей церкви. Строительство велось на средства М.Р. Хлебникова, владельца дома, стоявшего по другую сторону улицы (Маросейка, 17); обновлялась в 1893 году.
С XIX века по 1922 год отходящий от Маросейки у апсиды церкви переулок назывался по ней Козьмодемьянским (Космодамианским). Теперь это Старосадский переулок.

user posted image
Борг
16 апреля 2011, 12:29
Особняк, находящийся по адресу Маросейка, 17, построенный в 1780-1782 гг., первоначально принадлежал купцу (по другим данным - полковнику) М.Р. Хлебникову, купившему под застройку в 1774 году участок земли, ранее принадлежавший дочери губернского прокурора Ладыженской (в дальнейшем были куплены еще два прилегающих участка - принадлежавший купцу Ивану Пастухову и принадлежавший церкви Косьмы и Дамиана).
По одной из версий, руководителем работ считается известный архитектор М.Ф. Казаков, по мнению других специалистов, основную роль в проектировании и строительстве сыграл В. И. Баженов. В пользу этой версии свидетельствует и схожесть планов городской усадьбы с собственным домом Баженова и некоторыми из его царицынских построек. Отдельные элементы фасада, сохранившиеся в практически неизменённом виде до наших дней, имеют заметное сходство с творчеством этого зодчего.
С 1793 года этим дворцом владел выдающийся полководец П.А. Румянцев-Задунайский, с 1797 года - его сын, известный своими художественными увлечениями коллекционер Н. П. Румянцев, основатель богатейшего Румянцевского музея. У него бывали Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский и другие видные представители интеллигенции начала прошлого века. В доме давал представления театр, составленный из крепостных Румянцева.

user posted image

В 1840-е годы дом переходит в купеческие руки. При последних его владельцах - купцах Грачевых здание получило современный вид - в 1880-е гг.по заказу хозяина классика была существенно переработана архитектором Г.А. Кайзером - и фасад украсили женские фигуры и декор. Также появился герб с ангелами и буквой "Г" в овале. Герб указывал на нового владельца купца М.С. Грачева.

* * *
Часть помещений сдавалась под конторы и магазины, В 1912 году на втором этаже находился московский филиал электротехнической фирмы "Сименс - Шуккерт", которым заведовал Л. Б.Красин.. Никто из клиентов и предполагать не мог, что главное занятие изысканно одетого и деловитого инженера - активная нелегальная деятельность по выполнению ответственных заданий большевистской партии, а работа в фирме - только "крыша".

P.S.
Сейчас в здании находится посольство Республики Беларусь.
Борг
16 апреля 2011, 21:44
Незаметно закончилась Маросейка и началась Покровка.
Улица названа по церкви Покрова Божьей матери, или Покрова в Садех (у великокняжеских садов), впервые упомянутой в 1488г. и находившейся в начале Маросейки, на месте дома номер 2 (Маросейка до конца XVIIв. не выделялась в особую улицу; В XVIIIв., наоборот, Маросейкой стали называть улицу вплоть до Покровских ворот, а Покровкой - только улицу в Земляном городе; и только в XIXв. границей между Маросейкой и Покровкой стал считаться Армянский переулок).
Церковь ( сначала бывшая собором Покровского великокняжеского монастыря; затем, после ликвидации монастыря - приходская церковь) была снесена около 1778 года при организации усадьбы Разумовских.

В самом начале Покровки (почти в самом начале) стоит дом 1/6.
Это доходный дом Карзинкиных, построенный на месте усадьбы Хитрово-Левашова в 1871 г. (архитектор В.В. Барков), в его основе флигель усадьбы.

user posted image

Интересен также дом 1/13 по Покровке, частично видимый в левой части фотографии.
Этот дом можно назвать примером "точечной застройки" начала прошлого века. Он появился в 1913 г. на месте сада, который находился перед главным домом усадьбы Хитрово-Левашова, и отгородил ее от Покровки (могло быть хуже - первоначально на этом месте предполагалось построить многоэтажный доходный дом; проект был уже готов, но что-то не сложилось).
Владельцами построенного дома также были купцы Карзинкины, которые разместили в нем чайный магазин. Снаружи магазин был довольно прост, но оформление интерьеров полностью соответствовало его назначению. Долгое время интерьеры сохранялись, поскольку в здании была булочная-кондитерская. Но в 1990-е гг. дом реконструировали и от былого оформления ничего не осталось.

P.S.
На сайте "Моя Москва" можно посмотреть, как выглядит дом 1/13 сейчас.

P.P.S.
На деньги Карзинкиных был построен корпус для грудных детей Морозовской больницы. Назван он был в память в память умершей от туберкулеза Софьи Андреевны Карзинкиной.

P.P.P.S.
О династии Карзинкиных на Википедии.
Борг
17 апреля 2011, 11:42
Четная сторона Покровки начинается с череды доходных домов. Как и в начале Маросейки - стоят они подряд, стена к стене.
Дом 2, на углу со Старосадским переулком.
Доходный дом в составе городской усадьбы К.И. Генике - С.К. Леоновой - доходного владения П.Д. Ахлестышева (построен в 1830-х гг., перестройка 1870-е гг).

user posted image
Борг
17 апреля 2011, 23:02
Дом 4 по Покровке - относится к "доходной" застройке XVIII-XIX веков. Трехэтажный "послепожарный" дом с мезонином. Его левая часть была выстроена еще в 1840 году, а спустя 30 лет дом был перестроен. Во второй половине XIX века здание дополнили обрамлениями оконных проемов. Тогда же, по-видимому, была изменена и форма мезонина, Примечательно, что во дворе фасад дома имеет наружные открытые галереи - в настоящее время в Москве почти повсеместно исчезнувшие.
В глубине двора, находились палаты князя Долгорукого, сооруженные еще до московского пожара 1812 года.

user posted image

Напротив дома расположен небольшой сквер. Это все, что осталось от гениального творения - храма Успения Пресвятой Богородицы в Котельниках (посмотреть на сайте www.oldmos.ru), которым восхищались Растрелли. и Баженов. Храм был построен в 1696-1699 гг. на средства московского купца И. М. Сверчкова мастером П. Потаповым. До этого здесь стояла деревянная церковь, известная еще с 1511 года. Здание было одним из самых значительных и оригинальных сооружений в стиле московского барокко. Достоинства этого шедевра послужили основанием для легенды о специальной охране, выставленной Наполеоном у церкви ("русский Нотр-Дам"!), чтобы уберечь её от пожара и разграбления.
Церковь уничтожили в 1936 году, чтобы расширить проезд по улице.
Дальше >>
Эта версия форума - с пониженной функциональностью. Для просмотра полной версии со всеми функциями, форматированием, картинками и т. п. нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2016 Invision Power Services, Inc.
модификация - Яро & Серёга
Хостинг от «Зенон»Сервера компании «ETegro»