Справка - Поиск - Участники - Войти - Регистрация
Полная версия: Фотографии из Москвы.
Частный клуб Алекса Экслера > Клуб путешественников
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38
Борг
4 июля 2011, 09:29
Впечатляющий вид здания вызван отчасти местом его постройки. Пашков дом стоит на высоком Ваганьковском холме, как бы продолжая линию его подъёма, на открытом углу двух спускающихся улиц.

user posted image

Главный фасад ориентирован на солнечную сторону. По отношению к улице, а также к въезду с переулка, особняк поставлен не по прямой улице, а несколько скошено. Благодаря этому он лучше воспринимается с боковых, более далёких ракурсных точек зрения.
Место здания важно и символически: Пашков дом стоит на холме напротив Боровицкого холма, увенчанного Кремлём.
Важно отметить, что Пашков дом был первым светским зданием в Москве, из окон которого можно было глядеть на башни и постройки Кремля не снизу вверх, а также наблюдать Ивановскую и Соборную площади.
Борг
4 июля 2011, 14:39
Здание имеет разнообразный и интересный силуэт, благодаря тому, что оно скомпоновано из трех компактных архитектурных объёмов: центральный корпус и боковые крылья-флигеля. Упрощенно говоря, особняк, являясь одновременно городской усадьбой, имеет П-образную планировку с открытым в сторону въезда парадным двором. Оригинальность решения - въезд располагается не со стороны главного фасада, а в переулке, традиционная планировка оказывается как бы перевёрнутой.

user posted image
(въезд в усадьбу со стороны Староваганьковского переулка).

Высокий холм создает подножие зданию. Некогда перед особняком находился сад. Планировка сада, разбитого перед домом, поражала своим великолепием:
"...Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках. Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням многочисленные толпы народа..."
(Иоганн Рихтер, "Moskwa. Eine Skizze", 1799)
Впоследствии, при расширении Моховой улицы участок, примыкающий к дому, сократился до одного склона.
Борг
5 июля 2011, 08:41
Единственный въезд в Пашков дом, доступный для карет, находится со стороны Староваганьковского переулка.

user posted image

Он размещён на одной оси с основным объёмом здания, которая подчеркивается всей системой застройки дворца. Широко используется принцип контраста - противопоставлено большое и малое:
- центральный объём здания — служебным помещениям, оградам;
- развернутый парадный двор перед главным входом - узкой трапециевидной воронке, соединяющей въезд с парадным двором;
- раструб воронки соответствует выступу на фасаде главного корпуса;
- прямолинейные очертания двора и воронки соединены криволинейными стенами.
Такое построение генплана с использованием контрастов несет в себе отпечаток предыдущего периода барокко с его любовью к сложно трактованному пространству.
Создается пространственная система, полная контрастных эффектов и способствующая более сильному восприятию архитектурной доминанты всего комплекса - центрального объёма главного здания.

К участку примыкает церковь Святого Николая Угодника, бывшая домовой.

Во время наполеоновского нашествия здание сильно пострадало: были уничтожены завершающий здание деревянный бельведер с обходной колоннадой коринфского ордера, и вознесённые на антаблемент центрального портика здания огромная скульптурная группа и герб Пашковых.
Позже здание было восстановлено с чертами московского послепожарного классицизма: в 1815 - 1818 годах один из архитекторов "Комиссии для строения Москвы" (предположительно Осип Бове), восстановил бельведер, заменив прежние коринфские круглые колонны на трёхчетвертные ионические, тем самым утяжелив дом постановкой более тяжёлого ордера над более лёгким.
Кроме того, были видоизменены боковые продольные галереи. Первоначально они были открытыми переходными балконами и их венчали только балюстрады, сквозившие на фоне неба, теперь же они перекрыты двускатной кровлей. Утраченная скульптурная декорация не была восстановлена.

Здание, функционировавшее как Румянцевский музей, подвергалось перестройкам и в связи с функциональностью: когда Александром II музею была подарена картина Александра Иванова "Явление Христа народу", обладающая огромным размером, специально для неё в 1914 году архитектором Н.Л. Шевяковым был построен сохранившийся до сего дня двусветный Ивановский зал - особое здание рядом с Пашковым домом, спланированное таким образом, чтобы при сравнительно небольшом его размере открывался наиболее удачный её обзор - в конце анфилады зал второго этажа.
IDA
5 июля 2011, 14:01

Борг написал: Очень рекомендую посмотреть и прочитать запись в ЖЖ, посвященную этому дому.

Полюбовалась, спасибо! smile4.gif
Борг
5 июля 2011, 14:27
В 30-е годы XX века произошли следующие крупные изменения в облике Пашкова дома: была снесена ограда сада, которая была немаловажной частью облика здания.
Кроме того, архитектором М. Долгановым в 1930-х годах была сооружена ныне существующая монументальная лестница, спускающаяся к Моховой, а на главном фасаде здания, на том месте, где ранее располагался герб Пашкова, был помещён серп и молот.

user posted image

Внутренняя планировка Пашкова дома изменялась более радикально, и от баженовских внутренних стен и лестниц почти совершенно ничего не осталось.Последнее изменение облика дома Пашкова произошло во время одного из ремонтов 1980-х годах, когда герб СССР был снят с фасада.

В 1986 году при строительстве станции метро "Боровицкая" осел фундамент дома Пашкова, потрескались его перекрытия и здание оказалось на грани разрушения. До 2007 года дом находился на реконструкции.

* * *
Глубины Ваганьковского холма под Пашковым домом считаются одним из нескольких возможных вариантов местонахождения легендарной Библиотеки Ивана Грозного.

* * *
Пашков дом (Второй Пашков дом, Аудиторный корпус, Аптекарский дом) - в старинных документах так иногда называется здание журфака МГУ, также находящееся на Моховой улице, дом 9. Причина - эти владения также принадлежали Пашкову - Александру Ильичу, родственнику предыдущего. Ещё один дом, принадлежавший Пашковым, находился на Чистопрудном бульваре, 12.

* * *
Об особняке Пашкова в Санкт-Петербурге, на Литейном, 39 (архитектор Г. Боссе), идет речь в стихотворении Некрасова "Размышления у парадного подъезда".

P.S.
На сайте www.oldmos.ru можно посмотреть фотографию ориентировочно 1909 года, на которой запечатлен Пашков дом.
Борг
6 июля 2011, 08:43
До 1932 года в начале Знаменки стояла Церковь Николы Стрелецкого на Знаменке.
О популярности этой высокой и праздничной церкви говорит число ее названий: "что в Стрелецкой слободе", "против Боровицкого мосту у богаделен", "у Знаменской решетки" (улица запиралась на ночь на решетку). В 1682 г. был освящен каменный храм, построенный напротив прежнего, на западной стороне улицы, на деньги и радением стрельцов.
В 1807-1810 гг.были пристроены трапезная и колокольня.
Судя по документам, Никола Стрелецкий был почти типичным "огненным" храмом Москвы XVII в. - огневидные кокошники, огнеподобные главы - символы огненных небесных сил. Однако имелись у Николы и свои отличия: второй ряд кокошников в виде мандорл с золотым лучистым солнцем в каждой мандорле.
Храм "Никола Стрелецкий" в XVII в. являлся войсковой святыней царской гвардии, созданной еще при Иване Грозном; планировавшееся в наше время его стилевое воссоздание на период 80-х годов XVII в. "должно было стать духовным преемником и войсковой святыней современных элитных воинских образований России".
Однако "из-за сложной градостроительной ситуации, высокого залегания Сокольнической линии Метрополитена и большого пакета подземных коммуникаций" столичными властями было принято решение не воссоздавать разрушенную в 1932 г. церковь.
В память о снесенном храме Николы Стрелецкого решили построить только часовню.

user posted image
Борг
6 июля 2011, 16:33
Дом причта церкви Николы Стрелецкого (Знаменка, 3) был построен в XIX веке, в 1932 году ему удалось избежать разрушения во время сноса церкви, но 2001 году "упущение" компенсировала фирма "Тверская Финанс Б.В.". Причина была выбрана достаточно "культурная" - строительство корпуса художественной галереи Александра Шилова.
Теперь на этом месте - вот такое солидное новопостроеннное здание.

user posted image

На сайте www.oldmos.ru можно посмотреть фотографию, датированную ориентировочно 1900-1917 годом, на котором запечатлен вид на дом причта церкви Николы Стрелецкого и на сам храм, уничтоженный в 1932 году.
Борг
7 июля 2011, 08:46
По адресу Знаменка, 5 расположен бывший дом архитектора Е.Д. Тюрина.
Особняк выстроен в классицистическом стиле с мезонином и эклектическим декором. Дом украшают маски львов над окнами и кариатиды в центральной нише (I-я половина XIX в.). В 1881 году архитектором Ф.М. Шестаковым выполнены изменения фасада здания и достройки.
В 1931-1946 гг. в этом доме жил В.В. Борисовский, знаменитый советский музыкальный деятель, создатель отечественной альтовой школы, профессор Московской консерватории.

В 1996 году здесь открылся персональный музей - Московская государственная картинная галерея народного художника СССР А. Шилова. В здании проводятся различные концерты и специализированные выставки. По оригинальным архитектурным чертежам и эскизам в особняке начала XIX века воссоздан изначальный оригинальный интерьер.

user posted image
Борг
7 июля 2011, 14:53
Перенесемся от Манежной площади на Садовое кольцо. Почти. Если быть точнее - на угол Малой Никитской улицы и Вспольного переулка.

Особняк по адресу Вспольный ререулок, 1 построен в 1884 году для городского головы С.А. Тарасова (архитектор В.Н. Карнеев), затем принадлежал семье Бакакиных-Миндовских, в 1909-1913 годах по заказу А.И. Бакакина архитектором А.Э. Эрихсоном пристроен двухэтажный объем с квартирами для сдачи внаём.
Выполнен комплекс в стилистике неоклассицизма и кроме, собственно хозяйского особняка с садом, включает в себя доходный дом, с квартирами, предназначенными для сдачи в наём, выходящий фасадом на Садовое кольцо.

Особняк Бакакина - историческая постройка, также известная, как дом Берии, поскольку именно в этом здании он проживал с 1938 по 1953 годы.
В наши дни в особняке размещается посольство Туниса.

user posted image

С этим домом связана одна из московских городских легенд...

"...Действие происходит регулярно, три-четыре раза в месяц...
...Все происходит ночью на перекрестке в районе Патриарших прудов. На улице в этом районе по ночам обычно тихо, из звуков только шум машин с Садового кольца. Затем постепенно со стороны все того же Садового начинает доноситься звук приближающегося автомобиля; однако, если посмотреть по сторонам, то не будет ничего и никого. Источник, издающий звук работающего двигателя автомобиля постепенно становится все ближе, но сам объект остается абсолютно невидимым. Скорее всего, в такой момент человека охватит жуткий страх, особенно, если он окажется на улице один. За «двигающимся» звуком можно проследить как за обыкновенной машиной. Даже если стоять на краю дороги и этот звук пронесется рядом, то, скорее всего, возникнет желание резко отойти в сторону как от обычного авто. Затем невидимка останавливается возле дверей особняка, это можно понять по звуку работающего на холостых оборотах двигателя. Открывается дверь автомобиля, что снова понимаем по звуку, из нее выходит человек, что-то говорит (слова довольно неразборчивые), дверь закрывается, раздаются шаги идущего, а машина снова прибавляет ход и звук, постепенно удалившись, исчезает совсем..."
Борг
7 июля 2011, 23:09
Большая Никитская улица, 5 - главный дом городской усадьбы графа Владимира Орлова, младшего брата фаворита Екатерины II Г.Г.Орлова и военного деятеля А.Г.Орлова-Чесменского.
Здание, выстроенное в 1799г. в стилистике классицизма, включило в себя палаты бояр Хитрово, относящиеся к XVIIв.
Фасад дома со стороны улицы строго симметричен, его центр подчеркнут портиком из четырех коринфских пилястр, обновленным после пожара 1812 г. (до пожара портик был ионическим), за которым расположен мезонин.
Между пилястрами на уровне третьего этажа размещены интересные рельефные панно на античные сюжеты, возможно, исполненные в мастерской известного итальянского скульптора-декоратора, работавшего в первой половине XIX в. в Москве, - С. П. Кампиони.
После пожара 1812 года здание восстанавливалось (под руководством О.И. Бове); еще раз здание перестраивалось в конце XIX в., но сохранило основную композицию.
Интерьеры здания сохранили элементы отделки, относящейся к разным периодам формирования дома - домовая церковь в мезонине сохранила отделку конца XVIII в., парадные залы второго этажа - отделку О. И. Бове, частично переделанную в конце XIX в.

user posted image

В этом доме жил крепостной Орловых композитор А.Л. Гурилёв, домашним учителем служил В.К. Кюхельбекер.

В 1934-1970 гг. здесь размещался исторический факультет МГУ.
В настоящее время в здании располагается издательство Московского государственного университета.
Борг
8 июля 2011, 09:47
Зоологический музей МГУ основан в 1791 году как Кабинет натуральной истории при Московском Императорском Университете. Первая опись его коллекций, выполненная Г.И. Фишером, датируется 1806-1807 гг.
В 20-е годы XIX века при восстановлении Кабинета после пожара 1812 г. из него было выделено зоологическое собрание, которое и составило основу Зоологического музея. В 1822 г. была опубликована новая опись его коллекций. В 1860-х годах фонды были разделены на экспозиционные, учебные и научные. С 1866 г. музей действует как публичный.
По проекту академика архитектуры К.М. Быковского в 1898-1902 гг. для музея было построено специальное здание на Большой Никитской улице, 6, которое принадлежит ему и по сей день.

user posted image

В 30-е годы XX века музей был введен в состав Биологического факультета МГУ, затем его административное подчинение и структура неоднократно и причудливо изменялись пока, наконец, в начале 1990-х он не обрел статус Научно-исследовательского зоологического музея. В 1970-1980-х гг. музей претерпел полную реконструкцию, открывшую новые возможности для его развития. Была обновлена экспозиция всех залов, увеличена площадь фондохранилищ, научная часть музея разделена на семь секторов. В научном штате в настоящее время - 26 человек, среди них специалисты мирового уровня по практической и теоретической систематике животных. Кроме того, прием и обслуживание посетителей осуществляют еще более 40 сотрудников - контролеров, экскурсоводов, библиотекарей, уборщиков и др.
Борг
8 июля 2011, 15:16
Зоологический музей Московского университета - один из двух самых крупных и самых старых музеев естественно-исторического направления в России, а по объему научных фондов он входит в число 10 самых крупных аналогичных собраний мира.

* * *
Экспозиция музея посвящена только современным животным. Все ископаемые останки были переданы в московский Палеонтологический музей при его создании. Исключение - полный скелета мамонта, "встречающий" посетителей у лестницы на второй этаж.

* * *
Ежегодно музей посещает около 180-200 тысяч человек. Научные фонды составляют более 4,6 млн единиц хранения.

user posted image

* * *
Именно здесь, в Зоологическом музее МГУ, проводил свои необычайные опыты профессор Персиков:
"16 апреля 1928 года, вечером, профессор зоологии IV государственного университета и директор зооинститута в Москве Персиков вошел в свой кабинет, помещающийся в зооинституте, что на улице Герцена". (М.А. Булгаков, "Роковые яйца").
В отличие от "Дома Маргариты" на сей счет разночтений быть не может.

P.S.
На сайте www.oldmos.ru можно посмотреть фотографию, датируемую ориентировочно 1908-1915 годом, на которой запечатлен Зоологический музей МГУ.
Борг
11 июля 2011, 09:51
Здание Московского государственного университета на Моховой было построено в 1760 г., через 5 лет после того, как 25 января 1775 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ "Об учреждении Московского университета".
Инициатором и автором указа был Михаил Ломоносов. А до тех пор студенты учились в здании Земского приказа (не сохранилось) на Красной площади около Воскресенских ворот.

Новый университетский квартал на улице Моховая образовался на месте выкупленных у прежних владельцев 7 усадеб и 2 церковных погостов. Окончательно все учебные аудитории были перенесены сюда лишь после окончания строительства главного корпуса в 1786 - 1793 гг. (автор проекта архитектор М.Ф. Казаков).
За 250 лет своего существования главный корпус университета на Моховой неоднократно перестраивался.

user posted image

Во время нашествия Наполеона в 1812 г. здание сильно пострадало от пожара: деревянные перекрытия были полностью уничтожены, погибли редчайшая библиотека, музейные коллекции и архивы. Над восстановлением главного корпуса, которое проводилось с 1817 по 1879 гг., работал архитектор Д. Жилярди.
В результате был полностью переделан фасад и увеличен купол: на ремонт из казны выделили почти полмиллиона рублей.
Борг
11 июля 2011, 17:16
В 1832 г. с целью расширения территории университета русский царь Николай I выкупил недостроенную усадьбу Пашковых между улицами Воздвиженка и Большая Никитская.

user posted image
Борг
11 июля 2011, 23:35
В 1833-1836 гг. архитектор Евграф Тюрин перестроил главный усадебный дворец в аудиторный корпус (сейчас в нем располагается факультет журналистики), левый флигель - в библиотеку, а правый - в университетскую церковь Великомученицы Татьяны.

user posted image

После Великой Октябрьской революции 1917 г. помещения бездействовали, вновь учебный процесс начался лишь в 1932 г.
Что касается домового храма, то в 1919 г. церковные службы в нем прекратились, и он был переоборудован в студенческий клуб.
В самом начале Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. аудиторный корпус подвергся бомбардировке. Пострадал и бронзовый бюст основателя университета Михаила Ломоносова, установленный перед главным зданием в 1876 г.
Поврежденное здание отремонтировали еще до окончания войны, а новый памятник М.В. Ломоносову установили во дворе университета лишь в 1957 г.
С тех пор у его подножия любимое место встреч учащихся, преподавателей и выпускников университета.

В 1995 г. Студенческий Театр МГУ покинул правый флигель университетского здания и возобновила службы церковь святой Великомученицы Татианы.
В благодарность за ее покровительство студенты ежегодно 25 января отмечают Татьянин день, который совпадает с днем основания МГУ.
Борг
12 июля 2011, 08:29
Новый аудиторный корпус непосредственно примыкает к зданию церкви святой Татианы (четырехэтажное здание, выходящее на Никитскую улицу в центре фотографии).
Корпус был построен по проекту К.Быковского в 1904 году на месте старых служб усадьбы Пашковых.

user posted image
Борг
12 июля 2011, 15:05
Напротив нового аудиторного корпуса находится Ботанический корпус.

user posted image

Ботанический корпус, "открывающий" череду университетских зданий, выходящих на Большую Никитскую улицу, построен в 1898-1902 годах по проекту К.Быковского на месте, где находилось здание Клинического института, возведенное во второй четверти XIX века, которое, в свою очередь, сменило университетскую застройку, уничтоженную пожаром 1812 года.
Irute
12 июля 2011, 15:29

Борг написал: Впечатляющий вид здания вызван отчасти местом его постройки. Пашков  дом стоит на высоком Ваганьковском холме, как бы продолжая линию его  подъёма, на открытом углу двух спускающихся улиц.

Борг, спасибо. Эта красота была предметом наших споров с сестрой. Почему то она считала, что это дом Дашковой, а у меня не было никакого собственного твердого мнения.
Спасибо, и извини, что так редко пишу, но смотрю и радуюсь постоянно. Кончится лето и я опять стану серьезным человеком.
smile.gif smile.gif
Борг
12 июля 2011, 15:30

Irute написала:
Борг, спасибо. Эта красота была предметом наших споров с сестрой. Почему то она считала, что это дом Дашковой, а у меня не было никакого собственного твердого мнения.
Спасибо, и извини, что так редко пишу, но смотрю и радуюсь постоянно. Кончится лето и я опять стану серьезным человеком.
  smile.gif  smile.gif

smile.gif
Спасибо.
Борг
13 июля 2011, 00:42
Арка Ботанического корпуса в "неоренессансном" стиле ведет внутрь "университетского квартала".

user posted image

P.S.
На сайте www.oldmos.ru можно посмотреть фотографии, на которых запечатлен старый (фотография ориентировочно 1884 года) и новый (фотография ориентировочно 1906 года) корпуса МГУ.
Борг
13 июля 2011, 09:15
История усадьбы между Большой Никитской улицей, Средним и Малым Кисловским переулком прослеживается с 1710 годов. Тогда здесь, на красной линии улицы, стоял обычный деревянный дом на каменном фундаменте. Справа от дома располагался флигель, позади - хозяйственный корпус.
Хозяева усадьбы, Колычевы - род весьма древний, к которому, в частности, принадлежал святой митрополит Филипп, обличитель опричнины, на протяжении почти ста лет не менялись. В 1756 году, согласно исповедным ведомостям Никитского сорока, здесь жили оберкригскомиссар Федор Григорьевич Колычев, его жена Мария Ивановна, сыновья Федор, Николай и дочь Александра.

В 1802 году вид усадьбы меняется: главный дом теперь трехэтажный, по бокам - два флигеля, въезд во владение устроен через арку между домом и правым флигелем. Усадьба выглядит столь достойно, что вносится в альбом партикулярных строений М.Ф. Казакова. А в 1809 году происходит смена хозяев (по некоторым данным у указанных владельцев не оказалось наследников). Сначала дом числится за сподвижником Александра Суворова Петром Григорьевичем Бардаковым, а затем переходит к племяннику Суворова - князю Андрею Ивановичу Горчакову.
Андрей Иванович Горчаков - талантливый полководец, оставался на службе до 1847 года. Как указывали современники, князь обладал столь феноменальной памятью, что до самой смерти являлся своего рода живой хроникой войн, в которых участвовал, и, к слову, ни разу не ошибся ни в одной дате.

В 1855 году в возрасте 76 лет Андрей Иванович скончался, и уже в 1856 году усадьба перешла к Московской Синодальной конторе Святейшего Правительствующего Синода. В главном доме разместили Синодальный хор и Московское синодальное училище церковного пения, остальные помещения сдали внаем.

user posted image

Для нужд Синодального училища певчих со стороны двора был пристроен большой двусветный зал с хорами, копирующий акустику Успенского Собора Московского Кремля.

В 1918 году Синодальное училище прекратило свое существование (тем не менее, в советское время дипломы его выпускников были приравнены к дипломам консерватории, а сам статус "синодал" стал высшей маркой хорового дирижера).
Усилиями преподавателя училища композитора А.Д. Кастальского училище было сохранено путем преобразования в Народную хоровую академию. Пять лет спустя академию соединили с консерваторией.

* * *
В Доме Колычевых с 1925 года размещался юридический факультет МГУ, в 1983 здание передано консерватории.
Бывший уже Зал Синодального училища получил имя С.В. Рахманинова.
Борг
13 июля 2011, 15:04
Дом Колычевых - одно из красивейших зданий московского классицизма конца XVIII века.
Центральный объем дома, увенчанный фронтоном над шестиколонным коринфским портиком, прост и характерен для своего времени.
Совершенство пропорций, гармония центрального объема и боковых флигелей, объединенных с ним в единую композицию посредством перехода (слева) и проходной арки во двор (справа), обращенных к улице ионическими портиками, делают сооружение по-своему уникальным.
Редок (поскольку почти повсеместно утрачен) и декоративный мотив главного фасада - женские головки в круглых медальонах - восстановленный в процессе реставрации 1970 - начала 1980-х годов.

user posted image

P.S.
На сайте www.oldmos.ru можно посмотреть фотографию ориентировочно 1890-1900 года, на которой запечатлено здание Синодального училища.
Борг
15 июля 2011, 14:56
Храм в честь Вознесения Господня на Большой Никитской улице (с начала тридцатых годов XIX века именуемый также "Малым Вознесением" в отличие от вновь построенного "Большого Вознесения" за Никитскими воротами) впервые упоминается в московских летописях 1548 годом.

user posted image

Со второй половины XIV века здесь проходила дорога на Великий Новгород через Волоколамск, и храм, предположительно, возник как центр находившейся здесь слободы новгородцев и устюжан. Каменная церковь была построена "на месте древней" царём Фёдором Иоанновичем в память его коронования в день праздника Вознесения Господня.
Борг
16 июля 2011, 00:09
О начальном периоде истории храма в исторических документах говорится: "Возможно, церковь была перенесена во время расширения Кремля в 1492 году с Красной площади... В 1629 году [на этом месте] была деревянная и сгорела. Благословенная грамота на нынешнее каменное здание выдана 10 июня 1634 года. Южный предел Прокопия и Иоанна Устюжских впервые упомянут в списке 1690 года вместе с Никольским".

Очевидно, тогда и был построен существующий ныне каменный южный придел, посвящённый удивительному святому Северной Руси - праведному Прокопию, Христа ради юродивому. Устюжскому чудотворцу. Прокопьевский придел остаётся единственным престолом в Москве, освящённым в честь этого святого.
Храм издавна упоминается как трёхпрестольный. Северный его придел в документах XVII века указывается ещё как Никольский. Как придел в честь Усекновения честной главы Иоанна Предтечи он был освящён в 1874 году.
Первоначально храм имел шатровое завершение, но в 1764 году, по прошению настоятеля храма, два шатра, по причине их тяжести, заменили восьмериком с гранёным покрытием и главкой. Второй шатёр, упомянутый в прошении, видимо, был над южным приделом.

user posted image
Борг
16 июля 2011, 19:18
После 1877 года храм не перестраивался.
Обновлялся в 1902 году (ограда). В своём прежнем виде сохранился до наших дней.

user posted image
Ольgа
17 июля 2011, 12:08

Борг написал: Зоологический музей Московского университета - один из двух самых крупных и самых старых музеев естественно-исторического направления в России

А ты в старейший ботанический сад на пр.Мира случайно не ходил ? Вот бы еще и оттуда фотки глянуть.
Борг
18 июля 2011, 10:19

Ольgа написала:
А ты в старейший ботанический сад на пр.Мира случайно не ходил ? Вот бы еще и оттуда фотки глянуть.

В Аптекарский огород? Был я и там. smile.gif
Но оттуда по большому счету кроме цветов показывать нечего почти.
Борг
18 июля 2011, 10:26
user posted image

user posted image

Храм был закрыт в 1937 году; переделывался в общежитие, мастерские, конторское учреждение. В 1990-е гг. храм реставрировался.
Возвращён Русской Православной Церкви в 1991 году.Богослужения возобновлены в июне 1992 г.

P.S.
Более подробно об истории церкви Вознесения Господня можно почитать на сайте Храма.

P.P.S.
На сайте www.oldmos.ru можно посмотреть фотографию ориентировочно 1881 года, на которой запечатлен Храм Вознесения Господня.
Борг
21 июля 2011, 10:08
В начале XIX в. на углу Большой Никитской и Малого Кисловского переулка стояло необычное здание: в центре находился круглый объем, к которому примыкали прямоугольные крылья. Назначение здания выясняется из архивного документа, где сообщается, что "Кантора театральной дирекции по Московскому отделению наняла у купца второй гильдии Г.Н. Зарубина, владельца этой земли, все строения "для помещения в оных маскерадов и концертов".
Этот дом был известен в театральной Москве. Мемуарист начала XIX в. С. П. Жихарев писал в своем "Дневнике" в 1805 г.: "На днях, кажется, 2 декабря, в круглой зале Зарубина у Никитских ворот дает концерт скрипач Вальйо, соперник знаменитого Роде, который два года тому назад обворожил Москву..."

В пожар 1812 г. дом Зарубина сгорел, и долгое время на углу переулка и Большой Никитской стоял закопченный остов здания. Строительные работы начались лишь в 1838 г. сыном купца, отставным поручиком Ефимом Зарубиным. На углу было возведено трехэтажное здание, вероятно, включившее в себя часть старого, XVIII в., строения. С середины XVIII века здание принадлежало старинному роду Стрешневых.

В 1885-1887 годах антрепренер и актер Георг Парадиз арендовал этот дом у последней представительницы этой фамилии княгини Шаховской-Глебовой-Стрешневой для своей опереточной труппы и решил перестроить его для театра. За его перестройку взялись архитекторы К.В. Терский и молодой Ф.О. Шехтель. Именно Шехтелю принадлежит проект фасада здания - это одно из первых творений знаменитого архитектора. (Фасад выполнен в псевдорусском стиле. Здание значительно пострадало в советские годы, когда было уничтожено его нарядное завершение: металлическое кружево и башенки).

Театр "Парадиз", работавший в перестроенном здании, (по имени Георга Парадиза) не имел постоянной труппы, а сдавался в аренду разным антрепренерам. Долгое время он назывался также "Интернациональным": здесь гастролировали иностранные и петербургские труппы. На его подмостках играли такие знаменитости, как Эрнесто Росси, Элеонора Дузе, Сара Бернар, Бенуа Коклен, Эрнст Поссарт.

1 мая 1899 года в театре состоялся закрытый спектакль - "Чайка" Чехова, на котором присутствовал один-единственный зритель - автор. Тяжело больной писатель не смог приехать зимой из Ялты на триумфальную премьеру и попросил труппу повторить спектакль для него.
В театре состоялось первое выступление С. В. Рахманинова как дирижера Русской частной оперы. Здесь давали представления оперетта Е. В. Потопчиной, Театр миниатюр.

user posted image

Революция изменила судьбу театра.
С 1920 года в здании располагается Театр революционной сатиры (Теревсат), а с 1922 года он преобразован в Театр революции, руководителем которого назначен Всеволод Мейерхольд.
С этого момента фактически и начинается современная биография Театра им.Вл.Маяковского (хотя нынешнее имя театру присвоено только в 1954 году).

С 1931 по 1942 годы театром руководил выдающийся деятель советской культуры А.Д.Попов, с 1943 по 1967 - Н.П.Охлопков. с 1968 году художественным руководителем театра был А.А.Гончаров, с 2002 по 2011годы театром руководил С.Н.Арцибашев.

P.S.
Как выглядел театр "Парадиз" ориентировочно в 1890 году можно посмотреть на сайте www.oldmos.ru.

P.P.S.
Не менее интересна история другой части дома 19 по Большой Никитской - 19/16. Но об этом здании - в другой раз.
Борг
21 июля 2011, 17:03
Деревянный храм на месте Храма Вознесения Господня в Сторожах впервые упоминается в 1619 году, а в 1685-1689 гг. он был заменен каменным на средства Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери будущего императора Петра I.

В XVIII веке участок перешёл в собственность князя Г.А. Потёмкина (есть версия, что в Вознесенском храме в 1774 году состоялся тайный брак Г.А. Потёмкина с Екатериной Великой). Во всяком случае, именно он заказал в 1790 году, незадолго до своей смерти, строительство новой, более крупной каменной церкви.
Кому принадлежал первоначальный эскиз основного здания, доподлинно неизвестно:
называются имена В.И. Баженова, М.Ф. Казакова, И.Е. Старова.

user posted image
Борг
22 июля 2011, 00:36
Строительство началось в 1798 году с трапезной по проекту М.Ф. Казакова, однако подвигалось очень медленно и к началу Отечественной войны 1812 года храм был далек от завершения.
В 1812 г. недостроенное здание погорело, а уже в 1827 г. архитектор Ф.М. Шестаков начал работы по его восстановлению. В 1830 г. О.И. Бове дополнил проект Шестакова портиками на фасадах (что делало церковь похожей на Преображенский собор в Петербурге, который в это время переделывал В.П. Стасов).
В 1831 году была разобрана старая церковь (старая колокольня была оставлена).
В этом же 1831 году, 18 февраля (2 марта), в недостроенной еще церкви (именно в той трапезной, строительство которой начал в 1798 году М.Ф, Казаков) венчались А. С. Пушкин и Н. Н. Гончарова (Гончаровы жили на Б. Никитской, в приходе этой церкви).
В память об этом событии и к 200-летию со дне рождения А.С. Пушкина на площади Никитских Ворот был установлен фонтан-ротонда "Натали и Александр".

user posted image
Борг
22 июля 2011, 11:12
В 1840 году архитектором М.Д. Быковским были выполнены иконостасы; окончательно строительство было закончено А.Г. Григорьевым только в 1848 году, уже после смерти Шестакова.

Хотя официально храм назывался "Церковь Вознесения Господня за Никитскими Воротами", в народе широко распространилось название "Большое Вознесение", в отличие от "Малого Вознесения" - более старой церкви, построенной в 1634 году, у которой официальное название было "Церковь Вознесения Господня на Никитской в Белом городе".
Прихожанами церкви были многие представители интеллигенции, дворянства и купечества, жившие рядом.Здесь отпевали М.С. Щепкина (1863 г.), М.Н. Ермолову (1928 г.), великого архидиакона К. Розова (1923 г.).

13 ноября 1917 г. в церкви отпевали юнкеров и офицеров, погибших во время октябрьских боев в Москве.
5 апреля 1925 года в храме совершил своё последнее богослужение Патриарх Московский и всея России Тихон.

В 1931 г. церковь была закрыта, в 1937 году была разрушена колокольня. Иконостас разобрали и сожгли прямо в храме, росписи были расцарапаны, а затем закрашены семью слоями краски. Здание храма использовалось под склад тары, затем - для нужд Академии наук. В 1950-х гг. его занимала высоковольтная лаборатория Института им. Кржижановского АН СССР.
Внутри храма была вырыта яма глубиной 11 метров и установлен металлический шар, еще один шар был подвешен под куполом здания, между шарами пропускался электрический ток. На месте алтаря был устроен гараж.
В 1987 г. лаборатория была выведена из здания храма. В храме планировалось устроить концертный зал.

user posted image
Борг
22 июля 2011, 17:12
В 1990 г. отреставрированный храм возвратили верующим.

user posted image
Борг
22 июля 2011, 23:07
В 2002-2004 годах с западной стороны храма была заново построена колокольня (архитектор-реставратор О.И. Журин), которая была освящена Патриархом Алексием II 20 мая 2004 года (строительство колокольни - пример "воссоздания" никогда не существовавшего памятника: проект был разработан О.И. Журиным с использованием проектов архитекторов конца XVIII века и 30-х годов XIX века).

user posted image

P.S.
На сайте www.oldmos.ru можно посмотреть, как выглядел Храм Вознесения Господня в Сторожах ориентировочно в 1880-1882 году.
Борг
23 июля 2011, 11:47
user posted image

Дом кооператива "Кремлевский работник" (для сотрудников аппарата ЦИК СССР и ВЦИК) был построен на Малой Никитской улице в 1935-1939 гг. по проекту архитектора А.И. Ефимова.
Борг
24 июля 2011, 00:24
Здание имеет трехступенчатую структуру.
Первая ступень (первый этаж) выдвинут на красную линию, ее центр обозначен пространственной полукруглой аркой.

user posted image
Борг
24 июля 2011, 11:20
На втором ярусе по центру размещена декоративная вставка, расписанная орнаментом терракотового цвета.

user posted image

Здание венчает большая 12-колонная лоджия, задняя стена которой также расписана терракотой. По стилистике здание имеет много общего с жилым домом того же архитектора - в Лубянском проезде.

* * *
В конце 1890-х годов в несохранившемся здании, находившемся на этом месте, жил профессор физики А.П. Соколов, одним из первых начавший изучать радиоактивность Земли, проблему ионизации атмосферы.
В 1930-х годах в доме жил профессор медицины, позднее академик, президент Академии наук БССР Н.И. Гращенков.

* * *
Здание построено на земле большой усадьбы Г.И. Орлова (отца братьев Орловых, возведших Екатерину II на престол), главный дом которой - каменные палаты сложной в плане формы - выходили на Малую Никитскую, а на Гранатный переулок - деревянные хозяйственные строения (так же, как нынешний дом 16/5 по Малой Никитской - "дробь 5" относится именно к Гранатному переулку).
Борг
24 июля 2011, 23:38
user posted image

Дом 54 по Большой Никитской улице построен по заказу потомственной почетной гражданки Анны Васильевны Лопатиной.
Возведён дом в 1875 году, по проекту архитектора А.С. Каминского.
Изначально здание имело только два этажа. Третий, "чердачный", был надстроен позже, но в строгом соответствии с оригинальным стилем и структурой здания. Окна третьего этажа объединены декоративным мотивом, напоминающим "кокошник".
Борг
25 июля 2011, 08:58
Внешнее оформление выполнено в традиционном стиле, но в тоже время уникально по-своему. Довольно часто встречающаяся на самых разнообразных зданиях в Москве полихромная кладка стен в этом особняке органично дополняется полихромной декорацией из керамики.

user posted image
Борг
25 июля 2011, 14:45
Здание является одним из наиболее ранних примеров «русского стиля» в гражданской архитектуре Москвы. Третий этаж, трактованный как древнерусские «чердаки», и высокая кровля над средней частью дома придают ему теремной характер. Угловые колонки и килевидные наличники окон второго этажа воспроизводят формы архитектуры XVII в. Двухцветная керамическая плитка, покрывающая весь уличный фасад здания, имитирует своим рисунком вышивку крестом.

user posted image
Борг
26 июля 2011, 08:28
Кирпич, использовавшийся при облицовке, изготавливался на заводе А.Гусарева (также, кстати, потомственного почетного гражданина Москвы), изразцы – в мастерской С.И. Масленникова. Оформление дома Лопатиной по технике исполнения и по орнаменту похоже на оформление дома Игумнова, в котором ныне размещается посольство Франции.

user posted image
Борг
26 июля 2011, 15:32
Также схожими элементами обоих домов являются ограда с воротами.

user posted image

В начале XX века, когда дом уже не являлся личной резиденцией, он был поделён на квартиры для сдачи в наём. Примерно в 1925 году дом переделывается и становится общежитием общества большевиков-ветеранов.
С 1963 года в этом здании находится посольство Бразилии.

* * *
В интерьере дома особое внимание привлекает сводчатый потолок музыкального зала и пейзажные стенные обои в обеденном зале, которые наклеены по решению Правительства Бразилии более 30 лет назад.
В основе рисунка обоев - гравюры, опубликованные в 1827 году в Париже, воспроизводящие акварели и рисунки баварского художника Моритца Ругендаса, который являлся членом научной экспедиции в Бразилии (1821-1829 гг.), организованной и возглавлявшейся бароном Григорием Ивановичем Лангсдорфом, Генеральным Консулом России в Рио-де-Жанейро.

P.S.
На сайте www.oldmos.ru можно посмотреть, как выглядел особняк А.В. Лопатиной ориентировочно в 1890-1910 году.
Борг
27 июля 2011, 11:19
Молодой, энергичный и богатый предприниматель Яков Андреевич Рекк, учредивший и возглавивший в 1898 году "Московское Торгово-строительное акционерное общество", говорил: "Надо Москву украсить стильными домами, которые, имея технические удобства западноевропейских городских строений, в то же время не убивали бы национального колорита Москвы".
Здания для компании Рекка проектировали талантливые московские архитекторы, не стеснявшиеся реализации самых новаторских архитектурно-художественных идей времени - И.А. Фомин, В.Ф. Валькот и знаменитый Лев Кекушев.
Для самого Рекка архитектор Г.А. Гельрих в 1902-1903 гг. построил в стилистике декоративного модерна особняк на Большой Никитской, 56.

user posted image

Постройке, выполненной в стиле декоративного модерна, свойственно тщательное исполнение всех элементов растительного декора, таких как букеты цветов, листья, ленты, драпировки и.т.д.
Борг
28 июля 2011, 08:54
Больше всего декоративных элементов можно найти на верхней части левого эркера, над главным входом в особняк и поверх выступа на фасаде с правой стороны дома. В середине одного и второго панно выполнены маски, оформленные цветами и стеблями растений: женская маска помещена справа, мужская – слева. Что касается пространственно-объёмного исполнения здания, то оно выполнено довольно скромно. Основной элемент – небольшой купол над левым эркером, как бы покрытый чешуёй.

user posted image

Обращает на себя внимание и ограда маленького сада, выполненная в стиле модерн из металла справа от постройки.

* * *
Впоследствии у Я.А. Рекка дом купили текстильщики, меценаты Красильщиковы; сейчас в особняке располагается резиденция посла Египта.
Ольgа
20 августа 2011, 23:58

Борг написал: Дом 54 по Большой Никитской

Сколько раз ходила по этой улице и не знала об этом доме.
Спасибо, Борг!
Samadhi
26 августа 2011, 13:14

Борг написал: На углу Покровки и Потаповского переулка в <...> дом №7 вскоре перешел в руки купца Хлебникова. В угловом  строении разместили музыкальную торговлю и мастерскую Фуртвенклера,  гастрономический магазин П. Белова. <...> К 1930 году все постройки снесли и на этом месте по проекту архитектора К.В. Аполлонова построили один из жилых домов кооператива "Военный строитель" (Покровка, 7/9).

Добрый день!
Скажите, пожалуйста, возможно, сохранились фотографии старого дома, в котором был гастрономический магазин? Или где их можно поискать? Готовлю детям альбом генеалогический, а Петр Белов их прапрапрадедушка.
Борг
26 августа 2011, 14:41

Samadhi написала:
Добрый день!
Скажите, пожалуйста, возможно, сохранились фотографии старого дома, в котором был гастрономический магазин? Или где их можно поискать? Готовлю детям альбом генеалогический, а Петр Белов их прапрапрадедушка.

Добрый день!
На вот этой фотографии - угол Покровки и Потаповского переулка. По моему - тот самый дом.
Попробуйте обратиться на форум на сайте http://www.oldmos.ru - вполне возможно, что там смогут помочь.
Удачи! smile.gif
Samadhi
27 августа 2011, 00:15
По-моему тоже, это тот самый дом smile.gif! Спасибо, спасибо, спасибо! Полдня сегодня сидела, искала, а до oldmos не дошла.
У меня фотография есть старая, правда, она из Орехово-Зуево, там на фоне здания парикмахерской, рядом с вокзалом которая была, мой прадедушка Виноградов с подмастерьями. Могу куда-нибудь выложить, мало ли, кто-нибудь так же, как и я ищет.
Борг
27 августа 2011, 15:01

Samadhi написала: По-моему тоже, это тот самый дом smile.gif! Спасибо, спасибо, спасибо!

Не за что. smile.gif

Samadhi написала:
У меня фотография есть старая, правда, она из Орехово-Зуево, там на фоне здания парикмахерской, рядом с вокзалом которая была, мой прадедушка Виноградов с подмастерьями. Могу куда-нибудь выложить, мало ли, кто-нибудь так же, как и я ищет.

Сходу не знаю даже, что посоветовать.
Но наверняка есть в Сети ресурсы посвященные как истории Московской Области, так и истории российского предпринимательства.
Samadhi
27 августа 2011, 23:07
Спасибо еще раз. Очень интересная тема у вас, буду заглядывать.
Здоровья вам и оптики всегда хорошей.
Дальше >>
Эта версия форума - с пониженной функциональностью. Для просмотра полной версии со всеми функциями, форматированием, картинками и т. п. нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2016 Invision Power Services, Inc.
модификация - Яро & Серёга
Хостинг от «Зенон»Сервера компании «ETegro»