Справка - Поиск - Участники - Войти - Регистрация
Полная версия: Сталкер
Частный клуб Алекса Экслера > Киноархив
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
xzzx
12 мая 2006, 21:13
Если все фильмы в мире пропадут и останется только этот - я не расстроюсь.
Сценарий А.и Б.Стругацких. Режиссер-постановщик и главный художник Андрей Тарковский. Оператор А.Княжинский, композитор Э.Артемьев. Главные роли: А.Кайдановский, А.Солоницын, Н.Гринько, А.Фрейдлих.
Редчайший случай: гениальный фильм не уступает гениальной книге.
Несколько лет назад на форуме Бориса Стругацкого увидел вот это письмо. Пожалуй лучше и не скажешь, надеюсь автор простит прямую цитату: "В себе и о себе во времени время несущие почти рядом с ним. Это танка про ваш исторический 1%. Верьте, комплимент настоящий. Вы император вашего зеркала. Запретите экранизацию ваших лучших произведений немедленно. Нельзя рисовать картину на зеркале, поймите правильно. Тарковский пытался, но под конец поставил свое напротив вашего. Все остальные КP просто страдают рефлексорной ностальгией, а уж заграница просто едет крышей от российского мышления и засыпает на первом Эзопе. А у нас они еще сидят один в другом, как и положено. Поверьте не их "икающим вудом" раскрашивать наши ( простите, они как дети не только ваши) зеркала. Впрочем, я выхожу за рамки своей миссии. Вы были где-то хорошими корреляторами, но плохими НЛП. Оперировать вечностью почти безнадежно ( имеется в виду экспонента и только она), но поступать жестоко с подступами к ней - преступление перед Богом. Всему свое время в суете своей ... Благодарю за внимание. Простите в туне, так надо".

Maria Gotlieb
13 мая 2006, 01:32
У фильма нравится начало, до того как проявляется нервический характер главперсонажа. Больше всего нравится момент как они молча едут по железной дороге. То что фильм точно не понравился поняла в момент, когда одному из персонажей на Зону звонит какой-то человек и начинаются скучные выяснения отношений.
PG
13 мая 2006, 01:42

Maria Gotlieb написала: То что фильм точно не понравился поняла в момент, когда одному из персонажей на Зону звонит какой-то человек и начинаются скучные выяснения отношений.

Скучные. А что делать? Иначе должной концентрации сюра не достичь.

Моё любимое место - бетонный водопад и поскрипывание ржавых фонарей. Обожаю этот эпизод.
Bless
13 мая 2006, 02:20

Maria Gotlieb написала: У фильма нравится начало, до того как проявляется нервический характер главперсонажа. Больше всего нравится момент как они молча едут по железной дороге. То что фильм точно не понравился поняла в момент, когда одному из персонажей на Зону звонит какой-то человек и начинаются скучные выяснения отношений.

Тоже люблю этот проезд. (вообще, люблю такие длинные эпизоды у Тарковского - например, проезд автомобиля -по Токио?- в Солярисе)
А фильм мне нравится. Все: режиссура, операторская работа, музыка, вся эта троица замечательная, чужеродная Фрейндлих, собака - все. И сценарий, так непохожий на книгу.
Maria Gotlieb
13 мая 2006, 03:28

PG написал: Скучные. А что делать? Иначе должной концентрации сюра не достичь.

Так дело в том, что я сюрр тоже люблю. Но там же именно что сюрр был пропагандистский. Это как если "Бойню №5" отдать в лапы советскому чинуше и все красивое он вычеркнет, останется одно показывание "этих" которые хотят разбомбить мир.
А рассуждения о том, что "мировое господство - это плохо" на повышенных тонах -- может быть и сюрр, но, такой, совковый, скучный...
PG
13 мая 2006, 10:37

Maria Gotlieb написала: сюрр, но, такой, совковый, скучный...

Там разный. В указанном эпизоде - именно совковый, уверен, это было идеей.
Maria Gotlieb
13 мая 2006, 15:18

PG написал: Там разный. В указанном эпизоде - именно совковый, уверен, это было идеей.

Ну понятное дело, что идеей, все-таки люди осознавали зачем пишут, снимают. Хотя может кому-то именно такие места типа дебаты "мировая ядерная война, которая уничтожит всех людей - это плохо" нравятся.
Глеб
13 мая 2006, 15:44
Если не считать того, что "Пикник на обочине" вообще другую мысль доносит, то все ок smile.gif От книги в фильме остался лишь антураж.

PS Правда и то и другое остается гениальными произведениями. Каждое - само по себе.
PG
13 мая 2006, 20:38

Глеб написал: Если не считать того, что "Пикник на обочине" вообще другую мысль доносит, то все ок

Тут не так давно приводилась ссылка на мемуары Бориса Стругацкого, где он рассказывает о совместной работе с Тарковским. Для Тарковского они писали принципиально новый сценарий. С НУЛЯ. Фактически, это отдельное произведение Стругацких, написанное по просьбе Тарковского.
ViolatorDM
13 мая 2006, 20:56

PG написал: Для Тарковского они писали принципиально новый сценарий.

В одном из собраний сочинений Стругацких было опубликовано даже три (если мне память не изменяет) варианта сценария. Они очень разнились.
PG
13 мая 2006, 21:05

ViolatorDM написал: В одном из собраний сочинений Стругацких было опубликовано даже три (если мне память не изменяет) варианта сценария. Они очень разнились

Они там упоминаются. Дело в том, что сначала был снят совсем другой фильм, большая часть которого была испорчена при сбое в работе мосфильмовской проявочной машины. В результате, Тарковскому пришлось просить дополнительное финансирование, "под вторую серию", после чего он на эти деньги с нуля снял двухсерийный фильм по совершенно новому сценарию. Что за третий вариант... Ну, может быть это какой-то предварительный? Стругацкий писал, что сценарий много раз переписывался.
ViolatorDM
13 мая 2006, 21:11

PG написал: Ну, может быть это какой-то предварительный?

Скорее всего.
xzzx
13 мая 2006, 21:12
Да, сценариев было много. Также как и вариантов фильма-как минимум два.
Но в последний момент Тарковскому понадобился другой Сталкер.
По поводу видеоряда: обратите внимание на положения рук, голов и других частей тела актеров в кадре, а также на окружающие их предметы. Как правило в оригинальном обрамлении мы видим почти всегда всю "троицу". Крайне редко позиции ее членов несимметричны. Говоря другим языком-видеоряд фильма можно считать непрерывной сменой икон по теме "Святая троица". Такой взгляд будет понятен смотревшим "Андрея Рублева". Подскажут и сами иконы Рублева если кто видел...
ViolatorDM
13 мая 2006, 21:17

xzzx написал: обратите внимание на положения рук, голов и других частей тела актеров в кадре

Надо пересмотреть...
PG
13 мая 2006, 21:45
А я другую классную штуку про этот фильм читал. Посмотрите, какая там длина кадров! ("Кадром" в киносъемке называется отснятый оператором за один приём непрерывный эпизод, от склейки до склейки.) Стандартным для кинематографа является средняя длина кадра секунд по 15-20. А в этом фильме длительности некоторых кадров достигают десяти минут. И вообще средняя длина кадра - больше двух минут.

Это особенность "почерка" Тарковского.
xzzx
13 мая 2006, 21:56
PG" А я другую классную штуку про этот фильм читал". Позволю реплику))).
Про себя: чукча не методист, чукча методолог. То что пишу тут - раньше не читал).
Lphant
13 мая 2006, 22:15
Вдруг кто-то не читал:

Всего получилось не то семь, не то восемь, не то даже девять вариантов. Почти все они утрачены. Здесь публикуется самый последний. Его мы написали в приступе совершеннейшего отчаяния, после того, как Тарковский решительно и окончательно заявил: «Все. С таким Сталкером я больше кино снимать не буду»... Это произошло летом 1977-го. Тарковский только что закончил съемки первого варианта фильма, где Кайдановский играл крутого парня Алана (бывшего Рэдрика Шухарта), фильм при проявлении запороли, и Тарковский решил воспользоваться этим печальным обстоятельством, чтобы начать все сызнова.

АН был там с ним, на съемках в Эстонии. И вот он вдруг, без всякого предупреждения, примчался в Ленинград и объявил: «Тарковский требует другого Сталкера». – «Какого?» – «Не знаю. И он не знает. Другого. Не такого, как этот». – «Но какого именно, трам-тарарам?!» – «Не знаю, трам-трам-трам-и-тарарам!!! ДРУ-ГО-ГО!»...

Это был час отчаяния. День отчаяния. Два дня отчаяния. На третий день мы придумали Сталкера-юродивого. Тарковский остался доволен, фильм был переснят. И вот именно тот сценарий, который мы за два дня переписали и с которым АНС помчался обратно в Таллин, этот последний вариант «Сталкера» публикуется здесь в своем (насколько я могу вспомнить) первозданном виде.

Кроме того, сохранился третий (или четвертый?) вариант сценария – он опубликован в НФ в 1981 году. И сохранился (чудом!) самый первый вариант – он приведен здесь под названием «Машина желаний», хотя, мне кажется, что самое первое, условное название фильма было все-таки «Золотой Шар». Сохранились в архиве еще какие-то разрозненные обрывки, вырезки и клочки – то, что осталось от предпоследнего варианта после того, как мы превратили его в последний. И осталась (естественно) литературная запись. Она очень похожа на самый последний вариант, хотя в нашем тексте, помнится, никогда не было великолепного финального прохода Сталкера с дочкой на плечах.

Борис Стругацкий, "Комментарии к пройденному". Отсюда.
PG
13 мая 2006, 22:19
Да. Кайдановский-юродивый - это, безусловно, шедевр. smile.gif
Дмитрий Давидович
14 мая 2006, 11:16
Это был первый фильм Тарковского, который я посмотрел. Тарковский в этом фильме с помощью минимума средств смог создать шедевр. И Зона тут похожа на Чернобыль после катастрофы, видно Тарковский сам того не хотя предсказал эти события. Мне очень тут понравился Кайдановский в роли Сталкера и Фрейндлих в финале.
PG
14 мая 2006, 14:39

Дмитрий Давидович написал: И Зона тут похожа на Чернобыль после катастрофы, видно Тарковский сам того не хотя предсказал эти события.

Да он ничего и не предсказывал. Любая территория, уведи оттуда людей, будет через пятнадцать лет выглядеть так же.
xzzx
14 мая 2006, 19:41
Вообще довольно интересно, где он взял такую натуру.
Цыпленок
15 мая 2006, 08:12
Как не старался смотреть, так и не понял гениальности Тарковского. Он брался за экранизацию самих по себе сложных и неоднозначных произведений, таких как, например, "Солярис" или тот же "Пикник на обочине". Даже, когда книгу читаешь, не все становится понятно с первого, или даже второго или третьего раза. А что говорить о кино?
В общем, видимо, не дорос еще я до всего этого, но смотреть было очень тяжело, скучно и нудно. Практически заставлял себя, что бы приобщится к классике, но прочувствовать так и не смог.
Видимо не мое это.
eugen666
15 мая 2006, 08:55

xzzx написал: Вообще довольно интересно, где он взял такую натуру.

Выдержка сделана из книги М.Туровской "Семь с половиной или, Фильмы Андрея Тарковского".
На вопрос отвечает: М. С. Чугунова - ассистент режиссера на фильмах "Солярис", "Зеркало", "Сталкер"

- А где снимали "Сталкера"?
- В Таллинне и под Таллинном, в двух местах. Там были две электростанции: одна обычная, а другая гидроэлектростанция, заброшенная, плотина взорвана -- это одно место, а другое,-- это вообще потрясающе, никто не поверит,-- на фабрике макаронных изделий. В самом Таллинне, где гостиница "Виру", на углу теперь почтамт стоит, шикарный, а за ним эта фабричка. Тогда почтамта не было еще, были два-три домика, развалюхи. Вот рядом с "Виру" и снято все начало, в основном на территории этой фабрики. Интерьер--комната Сталкера или кафе--это в павильоне, естественно. Там фактуры такие замечательные. Ну и поскольку Андрей Арсеньевич сам был художником фильма...”

eugen666
15 мая 2006, 08:58

PG написал:А в этом фильме длительности некоторых кадров достигают десяти минут. И вообще средняя длина кадра - больше двух минут.

Это особенность "почерка" Тарковского.

Воду дюже снимать любил. И не реки, а лужи-затопы. С аккуратно выложенными псевдо-беспорядочным образом остатками цивилизации на дне. Как же это за минуту показать? Вот и вел камеру по 10 минут...
Кентавр
15 мая 2006, 11:35

eugen666 написал:
Вот и вел камеру по 10 минут...

Честно говоря, не вспомнил ни одного эпизода в этом фильме, который идет 10 минут и при этом не монтировался.
eugen666
15 мая 2006, 11:40
Это не я время считал. wink.gif Но долго. Особенно в кадрах с водой на полу, уже под конец.
xzzx
15 мая 2006, 20:34
Спасибо eugen666, за Таллин! Сроду бы не подумал...
PG
15 мая 2006, 22:48
Интересно, тоннель гермодверь и лесенка в воду за ней - это на макаронной фабрике или на ГЭС? smile.gif
Bless
16 мая 2006, 00:40

Кентавр написал:
Честно говоря, не вспомнил ни одного эпизода в этом фильме, который идет 10 минут и при этом не монтировался.

Проезд в зону, мне кажется, без монтажа. А он как раз минут 10 smile.gif
Кентавр
16 мая 2006, 09:20

Bless написала:
Проезд в зону, мне кажется, без монтажа. А он как раз минут 10 smile.gif

Я тоже не помню, смонтирована она или нет, но эта поездка длится ровно пять минут. smile.gif
свекровь
16 мая 2006, 09:35

Цыпленок написал: Как не старался смотреть, так и не понял гениальности Тарковского. Он брался за экранизацию самих по себе сложных и неоднозначных произведений, таких как, например, "Солярис" или тот же "Пикник на обочине". .

Мама дорогая, даже в этом треде несколько раз уже говорилось, что Тарковский НЕ ЭКРАНИЗИРОВАЛ " Пикник на обочине" !


В общем, видимо, не дорос еще я до всего этого, но смотреть было очень тяжело, скучно и нудно. Практически заставлял себя, что бы приобщится к классике, но прочувствовать так и не смог.
Видимо не мое это

Скорее всего верны первое и последнее утверждения. Может, наступит еще подходящее время. smile.gif
Галлер
16 мая 2006, 09:36

eugen666 написал:
Воду дюже снимать любил. И не реки, а лужи-затопы. С аккуратно выложенными псевдо-беспорядочным образом остатками цивилизации на дне.

И среди этих остатков цивилизации лежал листок из отрывного календаря с будущей датой смерти Тарковского.
Галлер
16 мая 2006, 09:37

свекровь написала:
Мама дорогая, даже в этом треде несколько раз уже говорилось, что Тарковский НЕ ЭКРАНИЗИРОВАЛ " Пикник на обочине" !

Тарковский говорил, что "Сталкер" начинается в том месте, в котором заканчивается "Пикник на обочине".
свекровь
16 мая 2006, 09:37

eugen666 написал:
Воду дюже снимать любил. И не реки, а лужи-затопы.

Совершенно верно. И вода у него везде просто как живое существо. В " Солярисе" она тоже удивительная!
свекровь
16 мая 2006, 09:38

Галлер написал:
Тарковский говорил, что "Сталкер" начинается в том месте, в котором заканчивается "Пикник на обочине".

ВОТ! smile.gif
oliki
16 мая 2006, 09:55

Галлер написал: И среди этих остатков цивилизации лежал листок из отрывного календаря с будущей датой смерти Тарковского.

Афигеть!

Спасибо всем за интересные подробности о любимом фильме, очень интересно.
Alex Justas
16 мая 2006, 10:37

xzzx написал: Редчайший случай: гениальный фильм не уступает гениальной книге.

Это верно.
Самое первое, что прочел у Стругацких и посмотрел у Тарковского. Может быть поэтому они и остались для меня самыми любимыми их произведениями.
Фильм завораживает с первых кадров... возможно музыка играет в этом большое значение - такая настоящая музыка Зоны, странная, с потусторонними переливами...которые проникают сквозь всю жизнь.

"... Что это было?
Падение метеорита? Посещение
обитателей космической бездны?
Так или иначе, в нашей
маленькой стране возникло
чудо из чудес - ЗОНА.

Мы сразу же послали
туда войска. Они не вернулись.
Тогда мы окружили ЗОНУ
полицейскими кордонами...
И, наверное, правильно
сделали... Впрочем, не знаю,
не знаю..."

И фильм и книга кажутся очень простыми, прозрачными для меня. И в этом их сила... и это нельзя забыть.

А ЗОНА… она ведь кругом. И где-то в ней - Золотой Шар.
Галлер
16 мая 2006, 13:18
Кстати о Зоне. Тут по НТВ показывали сериал с названием "Зона", про тюрьму естественно. Так умник режиссер вставил эпиграфом к каждой серии слова Тарковского о Зоне из "Сталкера". Получилось, что Тарковский главный специалист по местам лишения свободы. Да еще и Янковский зачем-то взялся читать этот эпиграф. Нет слов.
Глеб
16 мая 2006, 13:22

Цыпленок написал: Как не старался смотреть, так и не понял гениальности Тарковского. Он брался за экранизацию самих по себе сложных и неоднозначных произведений, таких как, например, "Солярис"

Солярис очень однозначное произведение. Про это говорил еще сам Лем в одном из своих интервью. Он так же отметил, что экранизация ему не нравится, так как опять же, о другом.
Глеб
16 мая 2006, 13:25

Галлер написал:
Тарковский говорил, что "Сталкер" начинается в том месте, в котором заканчивается "Пикник на обочине".

Это он неподумав. В Пикнике окончание "Счастья всем даром и пусть никто не уйдет обиженным", это кричит Сталкер у мясорубки. На это никаких намеков в фильме нет.
Alexx999
16 мая 2006, 14:18
А вот скажите мне как профану в кино - вот говорят "Тарковский снял гениальный фильм, он шедеврально показал воду, то-то и то-то..." Но разве картинку ставит не оператор? То есть то, как будет выглядеть та же вода, решает всё-таки режиссёр или оператор? И если режиссёр, то какова вообще функция оператора, кроме чисто технической, за что им дают всяческие призы и награды в соответствующих номенациях?
Галлер
16 мая 2006, 14:43

Alexx999 написал: А вот скажите мне как профану в кино - вот говорят "Тарковский снял гениальный фильм, он шедеврально показал воду, то-то и то-то..." Но разве картинку ставит не оператор? То есть то, как будет выглядеть та же вода, решает всё-таки режиссёр или оператор? И если режиссёр, то какова вообще функция оператора, кроме чисто технической, за что им дают всяческие призы и награды в соответствующих номенациях?

Чаще всего оператор не выбирает содержания кадра. И темпо-ритм кадра - тоже режиссерское решение. Что касается Тарковского, то он как раз любил сам по пять часов выставлять свет, хотя это работа оператора, который выставит нужный свет за полчаса. Надо только правильно сформулировать задачу.
А призы операторам за дело дают. Раз уж тред о Тарковском, то приведу пример из "Андрея Рублева". Эпизод прощания Рублева с Данилом Черным. Они разговаривают в келье, освещенной одной свечой, стоящей на столе. С таким натуральным светом ничего не снимешь. Так оператор Вадим Юсов умудрился так поставить свет, что персонажи в кадре освещены, а ощущение, что горит только свеча. Это конечно уже экстра-класс.
Кентавр
16 мая 2006, 14:44

Alexx999 написал: Но разве картинку ставит не оператор? То есть то, как будет выглядеть та же вода, решает всё-таки режиссёр или оператор?

Никогда не встречал кадры со съемок, когда режиссер смотрит в глазок камеры или руками изображает рамку кадра? Режиссер решает сколько будет длиться план, что вообще нужно снимать. Раскадровку делает и т.д.
Конечно, мастерство оператора очень важная штука. И идет активное обсуждение, перед тем как что-то снять. Но нужен контроль. smile.gif

Показательным примером, когда слишком свободный оператор перешел разумные границы, можно считать "Калину красную" Шукшина. Если решишь его пересмотреть, обрати внимание на эксперименты оператора с новой оптикой (или как это правильно называется). Он радуется технической новинке как ребенок и потому, например, снимая лицо Федосеевой-Шукшиной, совершенно невпопад елозит по ее лицу, то максимально приближаясь (так что на экране одни зубы остаются), то резко отдаляясь и уходя куда-то в сторону.
Галлер
16 мая 2006, 14:58

Кентавр написал:
Но нужен контроль. smile.gif

Алексей Герман (теперь уже старший) говорил, что он в видоискатель камеры вообще не смотрит, иначе оператор слишком расслабится. Пусть, говорит, чувствует ответственность. smile.gif
Megavolt
16 мая 2006, 15:01

Кентавр написал: Никогда не встречал кадры со съемок, когда режиссер смотрит в глазок камеры или руками изображает рамку кадра?

Вот несколько цитат из книги Михаила Ромма, где описывается типичная постановки кадра на съемках:
О п е р а т о р. Поглядите в кадр, Иван Иванович.
Р е ж и с с е р (глядя в кадр). Нет, это не годится, это не та диагональ. Мы же говорили об этом вчера. Только что был кадр князя Щербацкого, он исподлобья взглянул на Кити, взглянул справа налево; следующий кадр - Кити и Левин - должен быть снят в обратной диагонали, слева направо, тогда их взгляды как бы встретятся, тогда эти два кадра смонтируются.
Режиссер произносит эти слова очень явственно и раздельно. Чувствуется, что он говорит их не в первый раз, что здесь между ним и оператором какой-то спор...
...
В течении съемочного дня оператор должен скомпоновать пять, десять, а то и больше кадров, то есть пять, десять маленьких живописных произведений с законченной композицией, с организованным светом, с точным и выразительным расположением фигур. Если в этой работе у режиссера и оператора нет общего языка, то кадры потом не склеятся, не соединятся в выразительное зрелище, в слитное действие.
Кентавр
16 мая 2006, 15:01

Галлер написал:
Алексей Герман (теперь уже старший) говорил, что он в видоискатель камеры вообще не смотрит, иначе оператор слишком расслабится. Пусть, говорит, чувствует ответственность. smile.gif

smile.gif Вот потому годами и снимает.
Megavolt
16 мая 2006, 15:04
И, кстати, Ромм был учителем Тарковского во ВГИКе. smile.gif
Oliver
16 мая 2006, 15:05

Кентавр написал:
Конечно, мастерство оператора очень важная штука. И идет активное обсуждение, перед тем как что-то снять. Но нужен контроль.

Насколько я понял, Тарковский в "Сталкере" был еще и художником-постановщиком:

Еще она жаловалась на то, что Андрей стал груб на площадке, кричит и на рабочих, и на актеров: «Бестолочи… бараны…» Ну, ладно бы на актеров… А ведь рабочие вообще все могут бросить, им-то что?! Кроме того, ведь сам Тарковский — художник-постановщик. И если он кричит, что кадр не готов, то кто виноват? Это художник-постановщик должен был этот кадр сдать в готовом виде режиссеру-постановщику, вот и сдавал бы! И Княжинский совершенно не при деле: «Андрей сам, лично по пять часов устанавливает кадр, который оператор-профессионал устанавливал бы семь минут… А он все хочет сам, сам…»

Ольга Суркова. Хроники Тарковского. «Сталкер» (начало и окончание)
Кентавр
16 мая 2006, 15:06

Megavolt написал: И, кстати, Ромм был учителем Тарковского во ВГИКе. smile.gif

И Шукшина тоже. smile.gif
Галлер
16 мая 2006, 15:06

Megavolt написал:
Если в этой работе у режиссера и оператора нет общего языка, то кадры потом не склеятся, не соединятся в выразительное зрелище, в слитное действие.

Кстати да. За оператором глаз да глаз нужен. Ему дай волю, он наснимает "маленьких живописных произведений", а то, что их потом не смонтируешь, его не волнует. Он мыслит отдельными кадрами. Всю их последовательность знает только режиссер.
Дальше >>
Эта версия форума - с пониженной функциональностью. Для просмотра полной версии со всеми функциями, форматированием, картинками и т. п. нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2017 Invision Power Services, Inc.
модификация - Яро & Серёга
Хостинг от «Зенон»Сервера компании «ETegro»